Нет выбора: к чему приведет перенос единого дня голосования

Фото Dmitri Lovetsky / AP Photo / ТАСС
Фото Dmitri Lovetsky / AP Photo / ТАСС
Слухи о намерении властей перенести региональные выборы с сентября 2020 года на более поздний срок, возможно, имеют под собой основания, однако такое решение может оказаться опасным для власти, как и все альтернативные решения проблемы, считает политический обозреватель Александр Кынев

В СМИ «в мягкой форме» появились данные о возможности переноса региональных выборов с 13 сентября на декабрь 2020 года или даже на сентябрь 2021 года. Согласно сообщениям, решение не принято, но негласно обсуждается. Сами представители ЦИК это отрицают и надеются, что к моменту старта избирательной кампании эпидемиологическая ситуация улучшится. В поддержку переноса уже выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По его словам, в условиях пандемии COVID-19 партия не имеет возможности провести полноценную подготовку к выборам.

В этом заявлении есть несомненная логика: при ограничениях перемещений граждан, фактическом запрете публичных мероприятий и множестве иных запретов вести избирательную кампанию почти невозможно. Партии фактически лишены права на общение с гражданами, и оно полностью монополизировано органами власти.

Каковы варианты развития событий исходя из норм закона, политической логики и здравого смысла?

Что положено по закону

Хотя публично пока все отрицается, но власть сама создала возможность переноса. Согласно подписанному президентом 1 апреля федеральному закону № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в различные законодательные акты включены нормы о возможности отложить выборы, референдумы при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. В частности, в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» введена статья 10.1, согласно которой при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории или на части территории избирательного округа голосование может быть отложено.

  • На территории муниципального образования такое решение может принять избирательная комиссия субъекта федерации в отношении муниципальных выборов;
  • на территории субъекта федерации, либо на территориях двух и более муниципальных образований региона — Центризбирком по «мотивированному предложению» региональной избирательной комиссии;
  • на территории всей страны — Центризбирком самостоятельно в отношении федеральных и любых иных выборов.

При этом сроки таких ограничений определяются комиссией в каждом конкретном случае исходя из особенностей режима на соответствующей территории, а полномочия ранее избранных органов продлеваются до избрания их нового состава. На этом основании уже приостановлено 102 муниципальные кампании, запланированные на апрель — июнь. Кроме того, подвешен вопрос с новой датой запланированного на 22 апреля и отмененного голосования по одобрению поправок к Конституции.

Какие бы аргументы ни возобладали, решение придется принимать не позднее середины июня и, вероятно, в одном пакете с решением по дате голосования по поправкам к Конституции. Ведь если можно голосовать за поправки, то возникает логический вопрос, почему нельзя проводить и иные выборы. Формально, по закону, региональные выборы должны быть назначены не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, выборы в органы местного самоуправления — не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Влияние поправок к Конституции

Начнем с судьбы голосования по поправкам к Конституции, от которого фактически зависит и судьба осенних выборов. На майские праздники под его организацию почти не остается времени, тем более что фактический карантин не снят, и даже наоборот, в обеих столицах ужесточается. Проводить его летом, в июле-августе, крайне опасно из-за неизбежно низкой явки: «рисовать» в июле высокую явку слишком неправдоподобно, и это вызовет массу обвинений в фальсификациях. Проводить «недореферендум» вместе с региональными выборами, на которых совсем другие процедуры и возможности контроля (например, совсем разные требования по досрочному голосованию, присутствуют наблюдатели от партий и кандидатов) — значит уменьшать возможности накруток. Остается либо начало июня (если ситуация позволит), либо уже осень. Именно «поздний» вариант дает наиболее сильные логические аргументы и за перенос региональных выборов.

Дата как залог результата

Дата выборов в России всегда была объектом манипуляций. Во-первых, в 2000-е было замечено, что весенние выборы традиционно более неудачны для власти, чем осенние (ранней осенью после отпусков настроение граждан обычно лучше). Именно поэтому выборы все чаще пытались проводить не весной, а осенью.

Во-вторых, в 1991-2005 годах каждый регион проводил выборы, когда считал нужным. Начиная с 2006 года почти все региональные выборы были перенесены на два единых дня голосования — второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября. С 2013-го «единый» избирательный день стал один и был перенесен на второе воскресенье сентября. Этот перенос был явным элементом стратегии на низкую явку: получалось, что основная фаза кампании переносится на сезон массовых отпусков, когда избирателей просто нет на месте. Таким образом, создавались проблемы при мобилизации независимых избирателей (главного ресурса оппозиции). Своих же сторонников, административно зависимых и просто конформистов власть традиционно мобилизовывала другим путем, включая административное давление и голосование по спискам «собесов».

Что касается самой идеи совмещать как можно больше выборов вместе, то еще в своем решении от 31 августа 2004 года № 115/868-4, запустившем единый избирательный день, Центризбирком одобрил аналитическую записку, в которой говорилось о необходимости «установления дней голосования, наиболее удобных для избирателей, а также в целях экономии бюджетных средств». Эти аргументы изначально были несостоятельны. Никакой экономии бюджета условной Хакасии от того, что выборы в ней будут проходить в один день с выборами в Тульской и Брянской областях, нет. Сколько регион должен был на свои выборы потратить, столько и потратит. Это его выборы и его бюджет.

С удобством для избирателей тоже все плохо, так как страна слишком разная климатически: где-то уже почти лето, а где-то в это время разгар весеннего половодья, где-то пик сбора урожая, а где-то все уже по домам, и т.д. Все попытки найти одну удобную всем дату так и кончились ничем — каждая дата кому-то неудобна. Реальной целью совмещения выборов изначально было создание удобства для партии власти, которая могла бы устроить под них единую федеральную пиар-кампанию. Да и оппозиции вести много выборов одновременно намного тяжелее, чем власти, — просто не хватает ресурсов. Уже не говоря о том, что в федерациях единые избирательные дни вообще редкость.

Апофеозом игр с датой выборов стал крайне юридически сомнительный перенос выборов Госдумы в 2016 году с декабря на сентябрь (очевидно, ради той самой стратегии на низкую явку, когда «голосуют в основном свои», а чужих и не надо). Число совмещенных с выборами в Госдуму выборов региональных парламентов достигло 39.

Впрочем, с 2018 года прежняя технология управляемого голосования при низкой явке стала работать хуже. Усталость от многолетнего кризиса в сочетании с протестом против социальных реформ, отдельных чиновников и их действий привела к тому, что на выборах 2018-2019 годов явка оставалась преимущественно низкой, но помогать перестала. Зависимый избиратель, как и ранее, покорно шел на участки, но вот голосовал все чаще назло, даже когда голосовать не за кого.

Электоральный смысл

В условиях изменения политико-электоральной ситуации прежний смысл единого дня в сентябре все более теряется. Однако еще в 2019 году система его защищала как могла. В преддверии выборов сентября 2019 года на заседании рабочей группы по вопросам совершенствования избирательного законодательства и процесса, возглавляемой первым заместителем руководителя Администрации президента Сергеем Кириенко, предложение Эллы Памфиловой передвинуть единый день голосования со второго на третье воскресенье сентября не получило поддержки ни у власти, ни у оппозиции — и те и другие сочли, что ради сдвига на неделю не стоит вносить изменений.

Судя по всему, сейчас, в условиях углубления социально-экономического кризиса из-за борьбы с коронавирусом, роста безработицы и падения доходов населения ситуация будет еще хуже, чем в 2018-2019 годах.  Даже если эпидемия пройдет, кризис останется. Отмена чрезвычайных мер снимет ограничения на проявление недовольства граждан, а положение существенно ухудшится. Причем не исключено, что ухудшение может продолжаться — не все разорятся сразу, кто-то будет еще некоторое время существовать за счет ранее накопленных резервов.

В таких условиях перенос выборов может привести к тому, что они пройдут в еще более неблагоприятных для власти условиях. Проблема в том, что сейчас никто не может уверенно спрогнозировать, что опаснее: переносить выборы или нет. Неизвестно, когда поднимется и когда спадет протестная волна. Наличие большого числа совмещенных выборов при доминировании протестных настроений также может оказаться опасным: каждое дополнительное одновременное голосование ведет к тому, что в таких условиях каждый дополнительный протестный кандидат и каждый дополнительный партийный список могут приводить на участки дополнительных избирателей.

Есть вариант вообще перенести выборы на 2021 год и совместить их с выборами Госдумы. Но тогда будет совмещено уже не 39, а 50 выборов депутатов региональных парламентов. Чем больше недовольных придет, тем меньше окажется процент лоялистов. Даже уже очевидная ставка власти на увеличение числа допущенных на выборы спойлеров может оказаться в таких условиях ошибочной: спойлеры тоже могут привести новых избирателей и отнять голоса у самой власти.

Получается, что в новых условиях опасно и переносить выборы, и совмещать их друг с другом или с голосованием по поправкам к Конституции. Поэтому, скорее всего, власть будет стремиться все оставить как есть, если ей не помешает пандемия, или же пожертвует региональными выборами, например, ради голосования по поправкам к Конституции.