Как безопасно летать во время коронавируса

Фото Thanassis Stavrakis / AP/TASS
Авиакомпании возобновляют полеты. Как летать без угрозы здоровью? Фото Thanassis Stavrakis / AP/TASS
Государства постепенно открывают границы, а авиакомпании наращивают перелеты и привлекают клиентов скидками и акциями. Но насколько это безопасно — возвращаться к путешествиям и полетам, когда пандемия еще не закончилась? Forbes рассказывает, как обезопасить себя, если ехать все же надо

Карантин, введенный во многих странах для борьбы с распространением коронавируса, обернулся самым суровым кризисом за всю историю мировой авиации. Теперь постепенно авиасообщение, в том числе международное, налаживается. Хотя правительства по-прежнему рекомендуют гражданам воздержаться от поездок, многие после самоизоляции подумывают о том, чтобы отправиться куда-то за пределы опостылевшей квартиры и города. Но насколько это безопасно — вопрос открытый.

Почему летать может быть опасно?

Самая главная угроза при перелетах — это контакт с другими людьми: с ними приходится общаться, с ними приходится бок о бок сидеть. Причем соблюдать социальную дистанцию может быть сложно сразу на нескольких этапах перелета: на пути в аэропорт, в аэропорту вылета, на борту, в аэропорту прилета и по пути до места назначения.

При перелетах возникает сразу несколько рисков: заразиться на борту, заболеть далеко от дома, оказаться в карантине, не найти безопасного и доступного жилья для изоляции, перечисляет Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

Заразиться коронавирусом можно от инфицированных пассажиров, у которых даже может не быть симптомов. Но они все равно будут источниками инфекции, которая напрямую может передаться другим людям, которые находятся в ближайшей досягаемости или касаются тех же поверхностей, что и зараженный. В аэропортах люди стоят в очередях, контактируют с сотрудниками авиакомпаний, посещают места общественного пользования (например, туалет) и общепит.

Вирус распространяется внутри самолета?

Вопрос дискуссионный, и однозначного ответа на него пока нет, но большинство исследований и рекомендаций показывают, что риск распространения вируса в самолете по воздуху не очень большой. Например, Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) прямо указывают, что большинство бактерий и вирусов обычно не распространяются широко в салоне самолета из-за особенностей циркуляции воздуха и его фильтрации.

В салоне самолета воздух состоит пополам из воздуха за бортом (который на высоте эшелона стерилен) и пополам из постоянно оборачиваемого воздуха внутри салона, который проходит через мощные фильтры. Например, Airbus и Boeing утверждают, что их самолеты оборудованы фильтрами HEPA, которые способны задерживать очень мелкие частицы, в том числе вирусы, пишет Bloomberg.

Кроме того, воздушный поток в самолетах как правило направлен сверху вниз, а не из задней части самолета в переднюю или наоборот, что также не позволяет вирусу свободно распространяться. Но есть нюансы: например, вентиляция не всегда работает на полную мощность, когда самолет еще стоит на земле. В самолете есть еще как минимум два фактора, которые мешают вирусу расплываться по салону: все люди сидят лицом в одном направлении, а не лицом к лицу, и при этом обычно остаются на своих местах после посадки. Еще один барьер — спинки кресел, перечисляет IATA.

Доцент медицинской школы Гарварда Лин Чен заявила National Geographic, что текущие данные указывают на только редкие случаи передачи вируса на борту самолета.

Исследования подтверждают низкую угрозу заражения внутри салона?

Пока данные противоречивы. IATA цитирует, например, исследование на примере рейса из США в Тайбэй 31 марта: у 12 пассажиров затем подтвердился коронавирус, но у других пассажиров и членов экипажа тесты дали отрицательные результаты. Другое исследование, в Великобритании, выявило 14 заразившихся пассажиров рейса всего от одного человека. IATA опросила 18 крупных мировых авиакомпаний, и они за январь-март 2020 года выявили лишь четыре эпизода возможной передачи вируса во время полета, причем только от пассажиров членам экипажа. Запрос большей группе из 70 авиалиний (которые составляют половину мирового объема перевозок) также не показал случаев с подозрением на передачу вируса во время полета.

Но есть и другие данные. Так, исследование на примере рейса из Гонконга в Пекин показало, что 20 человек заразились от одного больного пассажира. Данные 2015 года, опубликованные на сайте Американского общества по микробиологии (American Society for Microbiology), свидетельствуют, что другие другие вирусы, как атипичная пневмония (SARS), грипп и оспа, которые, как и коронавирус переносятся воздушно-капельным путем, все же распространялись в самолетах.

Вывод: в самолете меньше вероятность распространения вируса, чем, например, в автобусах или старых вагонах метро без системы кондиционирования и очистки воздуха, но о полной безопасности все же говорить не приходится.

Как защищают здоровье пассажиров в аэропорту и на борту самолета?

Путешествие на самолете подразумевает несколько стадий, на которых могут возникнуть риски. Но можно выделить две основных: в аэропорту и на борту. Вот какие меры безопасности называет IATA.

В аэропорту:

  1. Измерение температуры. Многие страны и аэропорты сделали обязательным термометрию при входе в здание аэровокзала. Жар — один из первых признаков COVID-19 у некоторых людей. Но проверка температуры не сможет выявить людей с заболеванием на ранней стадии, без симптомов, а также тех людей, у кого температура не является симптомом, или которые приняли жаропонижающее. При этом опросы показывают, что измерение температуры в аэропорту успокаивает пассажиров, а также убеждает некоторых людей с проявлениями заболевания отказаться от поездки.
  2. Отслеживание симптомов. Если перед поездкой начали проявляться любые из симптомов коронавируса (это может быть, например, жар, затрудненное дыхание или диарея), то от перелета следует отказаться. То же касается людей, которые живут с заболевшими, контактировали с ними или должны соблюдать самоизоляцию по предписанию госорганов. Многие страны уже сейчас требуют от пассажиров заполнять опросник на предмет симптомов. Некоторые ввели в аэропортах медосмотр людей с признаками заболевания — как правило, по прибытии.
  3. Тестирование на коронавирус. Такие страны, как Южная Корея, Китай, Австрия и Исландия, сделали отрицательные результаты теста на коронавирус официальным требованием для разрешения въезда. Тест должен быть сделан либо до вылета, либо после прилета. IATA утверждает, что идеальное время для тестирования — прямо перед поездкой, причем для простоты и удобства тесты должны быть организованы прямо в аэропорту вылета. Но тесты не всегда точны. Иногда они могут не выявить заболевание, особенно если человек заразился недавно, либо дать положительный результат, даже когда человек здоров. Есть и вопрос задержки в получении результатов: даже в лучшем случае она составит несколько часов. Тесты на антитела помогают узнать, переболел ли человек и получил ли он какой-нибудь иммунитет. Но антитела не выявляются на ранних стадии болезни и, к тому же, непонятно, как долго сохраняется иммунитет.
  4. Социальное дистанцирование. Коронавирус передается воздушно-капельным путем и содержится в микрочастицах, которые выдыхает человек. Поэтому один из самых эффективных способов борьбы с инфекцией — ограничить контакты людей и держать их подальше друг от друга. Аэропорты и авиакомпании адаптируют сервис для того, чтобы максимально добиться дистанцирования: например, перевозчики вводят определенный порядок посадки в самолет (например, сначала заходят задние ряды), продвигают онлайн-регистрацию, устанавливают стойки автоматической сдачи багажа. В США транспортная безопасность предлагает людям самим сканировать свои документы вместо того, чтобы передавать их сотруднику. Авиакомпания United Airlines установила защитные экраны на стойках регистрации. Компания закупает киоски самостоятельной регистрации, которых не нужно касаться: для печати посадочного можно использовать смартфон.

На борту самолета:

  1. В салоне самолета меры по социальному дистанцированию должны также соблюдаться. Добиться полного дистанцирования на борту сложно, если не делать совсем уж низкой загрузку рейсов, но в этом случае их стоимость для пассажиров резко подорожает. Кроме того, проблемой на борту становится перемещения людей — особенно при посадке и высадке, а также при пользовании туалетами. Взаимодействие экипажа с пассажирами минимизируется: например, заранее до посадки на местах размещают еду и воду. Некоторые авиакомпании ограничивают объем ручной клади и допускают к туалетам строго по одному человеку. Некоторые авиакомпании вроде Jet Blue Airways и Delta Air Lines пообещали оставлять пространство между пассажирами. Другие авиакомпании отказываются это делать, ссылаясь на недостаток изученности эффективности подобной меры и дороговизну такого шага.

 

 

  1. Ношение масок. Многие аэропорты мира сделали ношение масок обязательным для пассажиров, провожающих и сотрудников аэропортов, а также во время полета. Но остается вопрос с контролем за исполнением требования. Как убедился корреспондент Forbes, в подмосковном «Домодедово» в один из выходных дней в середине июня большинство пассажиров было без масок, а в самолете при практически полной посадке в маске был от силы каждый второй, если не меньше. 
  2. Уборка и дезинфекция. Авиакомпании стали чаще и тщательнее проводить уборку самолетов, а также дезинфицировать поверхности. Хотя основной путь передачи вируса — воздушно-капельный, он может оседать на поверхностях. Оттуда он может попасть на руки человека и, если тот коснется лица, рта или глаз, через слизистые проникнуть в организм. Поэтому важно проводить уборку со средствами, которые содержат хотя бы 60% спирта. Особенно уборка необходима при коротких перелетах, когда необходимость быстрой переориентации самолета на другое направления не позволяла провести серьезную уборку. Но теперь перевозчики за этим следят. IATA упоминает еще одну тактику: выдавать пассажирам антибактериальные салфетки, чтобы они могли самостоятельно протереть поверхности и убедиться, что вокруг них все обеззаражено.

Как поберечься самому?

Полеты рискованны из-за близости людей друг к другу: они стоят в очередях, регистрируются на рейсы, посещают заведения общепита и пользуются местами общего пользования (например, туалетами). Поэтому самы главный совет — следить за дистанцией и держаться подальше от людей. Снизить риск заражения других можно, надев маску.

Правительство Великобритании советует избегать самых популярных для перелетов дней (праздники и выходные), а также самых загруженных маршрутов. Руки как можно чаще нужно мыть — с мылом и не меньше 20 секунд, а если это невозможно — то обрабатывать антисептиком. Рот, нос, глаза трогать нельзя.  При чихании и кашле закрывать нос и рот салфеткой или локтем.

Лучше регистрироваться онлайн. В аэропорт лучше приезжать в одиночку, без провожающих. Поменьше передвигаться по зданию аэропорта, только по необходимости, и не общаться с людьми без необходимости.

Узнать больше

«Квест в темноте»: как мы будем летать на самолетах после самоизоляции и будут ли билеты от 70 000 рублей

Пристегнутые ремни, смена масок: Росавиация описала поэтапную отмену ограничений в аэропортах и самолетах

Дорогие билеты, полупустые самолеты и уход лоукостеров: как мы будем летать после пандемии 

Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?

Летайте дома: какой будет авиация после кризиса