Один из самых известных генетиков мира испытал на себе самодельную вакцину от COVID-19

Фото Getty Images
Группа ученых в США решила не ждать появления проверенного способа защиты от коронавируса и разработала свою вакцину, которую можно смешать самостоятельно дома. Никаких доказательств того, что их вакцина работает, нет. Почему же испытать препарат решился один из самых известных генетиков мира?

В начале июля всемирно известный гарвардский генетик Джордж Черч получил посылку с ингредиентами для самодельной вакцины. Он самостоятельно смешал их и впрыснул в нос, а через неделю — еще раз. Худшее, что может случиться, говорит он, — вакцина окажется бесполезной.

Черчу 65 лет, и он считает, что коронавирус сильно недооценивают. Сам он уже пять месяцев не выходит из дома.

Подробнее о Черче читайте в материале Forbes Life «Одной крови. Как генетик из Гарварда создал приложение для знакомств, которое ищет пары на основе ДНК»

Генетик Джордж Черч

Самодельную вакцину ученому прислал его бывший аспирант  Престон Эстеп. В марте он собрал команду исследователей, технологов и ученых-энтузиастов, которые решили не ждать официально одобренной вакцины и придумать ее самими. Подробно об их деятельности написал журнал MIT Technology Review.

Простая формула

В команду Эстепа вошли около 20 человек. Цель состояла в том, чтобы найти «простую формулу, которую можно составить из доступных материалов», рассказывает Эстеп. У исследователей не было собственной лаборатории, и они хотели иметь возможность отправлять ингредиенты для вакцины по почте.

Чего добилась российская элита, привившись сырой вакциной от коронавируса?

Команда сосредоточилась на создании так называемой субъединичной вакцины — то есть белковых фрагментов (пептидов), которые входят в состав коронавирусной частицы, но не могут самостоятельно вызвать заболевание. Пептиды ученые соединили с хитозаном — веществом из панциря креветки — чтобы получить наночастицы, способные проникать через слизистую оболочку.

Готовую вакцину исследователи предложили впрыскивать в нос наподобие спрея от насморка. По их замыслу, вакцина должна защищать от коронавируса с помощью «местного иммунитета» — иммунных клеток, присутствующих в тканях дыхательных путей.

В июле команда опубликовала описание своей вакцины, чтобы любой смог ей воспользоваться. Большинство авторов публикации скрыли свои имена за инициалами.

Доказательств нет

Пока что группа не может утверждать, работает ли вакцина или нет. Исследователи не представили никаких доказательств того, что прием вакцины привел к образованию антител против вируса. В то время как наличие антител в крови легко обнаруживается простым анализом, для выявления иммунитета слизистой оболочки может потребоваться биопсия, пишет MIT Technology Review.

«Это немного сложно, и мы не готовы сообщать об этом», — заявил Эстеп в ответ на вопрос, развивалась ли у принимавших самодельную вакцину с иммунная реакция.

Человек, который может всех спасти: как миллиардер из Германии приближает разработку вакцины от коронавируса

Несмотря на отсутствие каких-либо доказательств, исследователи предоставили материалы для вакцины друзьям и коллегам, предложив им смешать ее самостоятельно и впрыснуть в нос. Посылки получили около 70 человек, включая Черча, говорит Эстеп. Сколько из них изготовили и приняли препарат, он не знает.

Скептики

«Он, конечно, авторитетный ученый, но я бы не стал делать то, что делает он», — заявил биотехнолог из Бостона, которому Эстеп предложил самодельную вакцину. Попросив не раскрывать его имени, он говорит, что отказался от предложения: «Чем меньше я знаю об этом, тем лучше».

Как Pfizer собирается спасти мир и первой создать вакцину против коронавируса, потратив $1 млрд

Исследователь Джордж Сибер, ранее руководивший разработкой вакцин в фармкомпании Wyeth, говорит, что в разговоре с Эстепом поставил под сомнение эффективность препарата, указав на то, что простое применение пептидов редко приводит к иммунитету.

Кроме того, Сибер задался вопросом, допускает ли команда Эстепа риск того, что их вакцина не защитит, а, напротив, усугубит заболевание. «Это не лучшая идея, особенно когда существует возможность ухудшить ситуацию, — говорит эксперт. — Надо быть действительно уверенным в том, что делаешь».

Биоэтик Артур Каплан из Медицинского центра Лангона при Нью-Йоркском университете, изучивший публикацию о вакцине, назвал исследователей «запредельными безумцами». По его словам, в экспериментах с самодельными вакцинами присутствует «необоснованный энтузиазм» и риски нанести вред здоровью.

Эстеп парирует, что прием самодельной вакцины, даже если ее эффективность не доказана, не нарушает закон и помогает снизить риск инфицирования. «Мы предлагаем инструмент, снижающий вероятность заражения, — говорит он. — Мы не предлагаем людям отказаться от масок, но с вакциной у них будет защита на нескольких уровнях».

Фотогалерея «10 миллиардеров, которые зарабатывают на препаратах и тестах для борьбы с COVID-19»