К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Спутник потребителя: почему перебои с поставками российской вакцины ожидаемы

Фото Петра Ковалева / ТАСС
Спешка в разработке вакцин и пришедшая в Россию новая волна пандемии не могли не отразиться на экспортных поставках «Спутника V». Теперь многое зависит от запуска его производства на зарубежных площадках — подобные проекты анонсировались, но конкретной информации о них явно недостаточно, считает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов

Сообщений о проблемах с экспортными поставками российской вакцины «Спутник V» все больше. И с Гватемалой, и с Аргентиной ситуация развивалась по одному сценарию: претензии стороны-получателя неожиданно попадали в СМИ, а представителям РФПИ и высокопоставленным чиновникам приходилось их комментировать, причем их заявления не всегда снимали все вопросы. Это само по себе говорит о проблеме информационной закрытости российских регуляторов, которые даже участникам профессионального сообщества не раскрывают информацию об объемах производства тех или иных препаратов в России или импорта в страну готовых лекарств и фармацевтических субстанций. Но речь, конечно, о другом.

Дипломатический иммунитет: кто и в каком количестве покупает российскую вакцину

Непредсказуемая гонка

Сбои в поставках, безусловно, случаются у всех, к тому же условия разработки вакцин против СOVID-19 были далеки от нормальных — главную роль играли даже не финансовые ресурсы, а фактор времени. Скорость всегда провоцирует ошибки, это актуально для всех фармкомпаний, включившихся в вакцинную гонку. Достаточно вспомнить, как в марте-апреле 2021 года пришлось забраковать 15 млн доз вакцины компании Johnson & Johnson из-за того, что на промышленной площадке в Балтиморе перепутали ингредиенты вакцин разных компаний — производитель сотрудничал еще и с AstraZeneca.

Реклама на Forbes

Есть и другой фактор, который можно обобщенно назвать готовностью инфраструктуры. И здесь речь не только о наличии предприятий, имеющих соответствующие условия и оборудование и способных произвести компоненты вакцины или готовые формы препарата. Нужно построить полную производственную цепочку, от питательных сред для культивирования клеточных культур, до картонных коробок, в которые будет упакован готовый препарат. Когда речь идет о более или менее стабильных условиях с точки зрения спроса и предложения — проблем не возникает, а вот если спрос может моментально вырасти во много раз, естественно, начинаются проблемы: возникает очередь отгрузок, задержки, растут цены и т. д. Нерешаемых проблем, разумеется, нет, но уходит драгоценное время.

Наконец, ситуация в самой России неизбежно должна была повлиять и на экспорт вакцины. Пока уровень заболеваемости находился на относительно низких значениях, а граждане не спешили прививаться, можно было спокойно масштабировать производство и работать на зарубежных заказчиков, но когда летом случился очередной пик эпидемии и государство стало активно стимулировать вакцинацию, вплоть до выдачи QR-кодов для входа в ресторан, спрос активизировался. Вакцин, особенно в российских регионах, стало не хватать.

В Россию за «Спутником»: как из-за нехватки вакцин от COVID-19 развивается прививочный туризм

Экспорт производства

При этом нельзя сказать, что вакцин для профилактики COVID-19 в России сейчас выпускается мало. По оценкам RNC Pharma, за первое полугодие 2021 года было произведено порядка 64 млн комплектов «Спутника V» и еще порядка 5,2 млн доз остальных вакцин («ЭпиВакКорона», «КовиВак» и «Спутник Лайт»). Сейчас ежемесячно производится 10-15 млн комплектов «Спутника» — это огромный объем, о котором еще полгода назад можно было только мечтать.

В масштабах российского рынка это очень много, но для обеспечения эффективных экспортных поставок, безусловно, недостаточно. Понятно, что произвести необходимый для глобального рынка объем производства только на территории России невозможно технически, нужны промышленные партнеры в других странах. Такие партнеры появляются, подготовка к производству вакцины «Спутник V» ведется в Индии, Китае, Южной Корее, Аргентине и Италии. Однако предстоящие объемы производства и глубина локализации практически не комментируются, что с точки зрения продвижения препарата на мировом рынке вряд ли можно считать плюсом. Мы не знаем также, сколько доз «Спутника» должно быть поставлено за рубеж по существующим контрактам и, соответственно, насколько велик риск новых сбоев. Еще в сентябре 2020 года глава РФПИ Кирилл Дмитриев рассказывал, что общие запросы на российскую вакцину со стороны других стран достигают 1,2 млрд доз, но подтвержденные обязательства, скорее всего, не столь масштабны.

Возникшие проблемы должны подтолкнуть и государство, и участников рынка к пониманию, что процесс создания того или иного препарата заканчивается не выпуском опытной партии, а лишь после запуска масштабного производства. Конечно, это процесс более долгий и нервный, особенно если речь идет о выпуске десятков миллионов доз в месяц — проще отчитаться об успехах, «разрезав ленточку» на опытном заводе и получив за это звание и повышение по службе.

Иметь технологию и хотя бы ограниченный пул промышленных партнеров лучше, чем ничего. Стран, которые смогли разработать эффективные вакцины и обеспечить ими хотя бы собственные потребности, немного. Россия в их числе, и это можно считать поводом для гордости, но все же слишком мало для запуска успешных глобальных продуктов — и уж тем более для решения глобальных политических и экономических задач.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах
Фотогалерея «Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021