К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«В Кремниевую долину приезжают не ради раунда, а за экосистемой»

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Как созданная Сбером стартап-экосистема и новая платформа SberUnity способствуют развитию горизонтальных связей на венчурном рынке и росту национальной экономики, рассказывает Наталья Магидей, управляющий директор, руководитель стартап-экосистемы Сбера.

В первом полугодии 2021-го инвестиции в российские стартапы выросли в три раза и превысили рекордный $1 млрд (около 74 млрд рублей), по данным Dsight. Причем одними из основных пользователей технологий являются корпорации: они совершают около четверти от общего количества венчурных сделок за год, но еще большая часть сделок — в рамках пилотирования разработок и закупки услуг стартапов — исследователям не видна. Однако, по данным OC&C Consulting, если в развитых странах около 50% всех инноваций создается малым бизнесом, то в России — пока около 20%. Так что задача по развитию венчурного рынка более чем актуальна для национальной экономики.

Одним из самых популярных инструментов для ее решения как в мире, так и в России являются акселераторы. По данным Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов, сегодня в стране функционируют более 360 как государственных, так и частных площадок для развития стартапов во всех отраслях — от финансовой и IТ до металлургической и ретейла. Поиск и развитие стартапа до той стадии, когда становится возможным внедрение его решения, позволяет компаниям сократить время и средства в сравнении с собственной разработкой. Но для устойчивого развития инновационной экосистемы недостаточно заниматься только «прокачкой» существующих технологических предпринимателей — еще важно создавать образовательный задел для тех, кто только собирается ими стать. Именно поэтому Сбером создано несколько инструментов для решения разных задач для разных аудиторий.

Изменения изнутри

Исследования говорят, что собственный бизнес в России ведет всего 3% населения. Однако наш опыт показывает, что люди с предпринимательским потенциалом есть и среди тех, кто работает по найму, а идеи сотрудников могут вырасти в успешный стартап. Сбер одним из первых в России начал работу по развитию внутреннего предпринимательства, открыв корпоративный акселератор SberUp. С его помощью возможность заявить о своей идее и реализовать полноценный продукт получили все 270+ тысяч сотрудников в 85 регионах России, независимо от должности и функционала.

Мы создаем условия и инфраструктуру для роста и развития талантов внутри экосистемы.

Отобранные в акселератор проекты проходят через несколько этапов интенсивной работы: от определения целевой аудитории проекта и ее потребностей до создания MVP (minimum viable product), его упаковки и презентации заказчику и инвесторам. Разработки сотрудников-выпускников SberUp уже нашли применение в экосистеме Сбера. Например, платформа для сбора и распределения обязательных и добровольных платежей Payzakat и страховой полис, распространяющийся на лекарства PharmIQ, — в линейке СберСтрахования их совместный продукт называется «Фармстрахование». Эта программа стала победителем премии Finaward 2021 в номинации «Страховой продукт года». А некоторые проекты оформились в самостоятельные бизнесы — например, успешный сейчас агрегатор услуг для корпоративного транспорта Anywash.

Корпоративный акселератор не только дает возможность поиска новых идей и улучшения текущих процессов, но и эффективно работает на HR-бренд Сбера, предотвращая интеллектуальную эмиграцию. Мы создаем условия и инфраструктуру для роста и развития талантов внутри экосистемы.

Фокус на горизонтальные связи

Что касается поиска идей на «открытом» рынке, то эту задачу решает Sber500 — акселератор, который Сбер проводит в партнерстве с командой одного из самых известных мировых акселераторов 500 Global (ранее 500 Startups). За три волны выпускники Sber500 привлекли свыше 800 млн рублей инвестиций от сторонних инвесторов и 200 млн рублей от Сбера, заключили партнерства с десятками компаний экосистемы (СберБанк, СберСтрахование, СберМаркетинг и др.) и корпораций-партнеров.

Получив импульс в акселераторе, стартапы, инвесторы и корпорации начинают работать друг с другом напрямую.

Однако, несмотря на то что программа Sber500 основана на опыте международного акселератора, его бизнес-модель отличается от традиционной модели американских акселераторов. Бизнес-модель YCombinator, Techstars и того же 500 Global, запущенных инвесторами и фондами, ориентирована на отбор лучших проектов, быструю их прокачку, переупаковку и перепродажу c большей оценкой. Многие перечисленные акселераторы берут долю в проектах в качестве платы за обучение. Участие же в акселераторе Сбера — бесплатное. Наш проект не укладывается в модель быстрых инвестиций, перед нами стоят задачи не только по сделкам. Sber500 создает инфраструктуру для выстраивания горизонтальных связей между всеми игроками венчурного рынка: в работу со стартапами мы вовлекаем и инвесторов, и представителей других корпораций, которые также ищут прорывные технологии, и менторов, которые передают свой опыт молодым фаундерам, и государственные институты.

Сбер проделывает большую работу по привлечению, поиску, отбору и «прокачке» стартапов — по сути, берет на себя «грязную» работу, предлагая рынку проверенные инновационные проекты. За несколько лет мы сформировали доверие к качеству нашей работы, а главное — к выпускникам наших акселераторов. Вокруг акселератора Sber500 формируются новые синергии. Получив импульс в акселераторе, стартапы, инвесторы и корпорации начинают работать друг с другом напрямую. И уже сейчас мы наблюдаем, как партнеры, ранее работавшие со стартапами только точечно, «вошли во вкус» и поставили эту работу на поток. Например, одна из крупнейших сетей частных медицинских клиник стала стратегическим инвестором выпускника первой волны Sber500 — стартапа «Третье мнение», AI-платформы для распознавания патологий на медицинских снимках (рентгенах, УЗИ, МРТ). Такие сделки мы считаем одним из критериев развития стартап-сообщества.

Дети в бизнесе

Однако, несмотря на то что и нами, и другими игроками ведется большая работа по развитию технологического предпринимательства, говорить об устойчивой экосистеме, охватывающей всю Россию, пока рано. Инструментов создано много, но развитие идет неравномерно и далеко не во всех регионах. По оценкам Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов, 79% всех российских стартапов находится в Москве, в 13 регионах страны вообще нет механизмов поддержки стартапов, а бизнес-инкубаторы и акселераторы одновременно существуют только в 25 регионах. Логика создания линейки стартап-продуктов Сбера в том, чтобы предприниматели, вне зависимости от удаленности их региона, могли получить доступ к лучшим бизнес-практикам. Для увеличения числа стартапов и расширения сообщества технологических предпринимателей в России важно развивать культуру создания собственного бизнеса у нового поколения. Эта культура включает в себя развитие так называемых «мягких» навыков, многие из которых составляют ДНК предпринимателя: умение ставить цели, работать в команде, планировать время, расставлять приоритеты, принимать ответственность за результат и пр.

По этой причине в 2021 году в стартап-экосистеме Сбера появились две новые федеральные акселерационные программы: для школьников 8–11 классов и учащихся средних учебных заведений — SberZ — и для студентов, научных сотрудников и преподавательского состава вузов — SberStudent. Сейчас открыт прием заявок на новый сезон этих программ.

Для увеличения числа стартапов важно развивать культуру создания собственного бизнеса у нового поколения.

У подростков незашоренный взгляд, они не знакомы с ограничениями взрослого мира: часто на вопрос «как вам удалось это сделать?» от юных технологических революционеров можно услышать «мы просто не знали, что это невозможно». В SberZ и SberStudent будущие маски и цукерберги разбираются с тем, как монетизировать идею, как работать с клиентами, как определять, сколько денег клиенты готовы заплатить за их решение, какие каналы продвижения использовать, а какие нет. Им удается совмещать разработку прототипа, готового для поиска заказчика или инвестиций, с учебой в школе или вузе. Вдумайтесь только: среди выпускников этих программ есть старшеклассники и студенты, которые уже за время обучения в акселераторе запустились в 30 странах и привлекли первые инвестиции.

В 2021 году обучение прошли 26 тысяч школьников и студентов. За этими заявками стоят и родители, учителя, научные руководители, наставники — и это тоже значимая часть сообщества, которая складывается вокруг нашей экосистемы и важна для популяризации технологического предпринимательства.

SberUnity — цифровая Кремниевая долина

Как я уже отметила выше, одна из «болей» российского рынка технологий — разрозненность: инфраструктурных решений много, но они не связаны между собой. Инвесторы говорят о низкой предпринимательской культуре и дефиците стартапов, корпорации создают обособленные стартап-экосистемы, а команды разработчиков не могут заявить о себе и стать «видимыми» на рынке. Опыт отношений с партнерами из различных индустрий и самими стартапами подтолкнул нас к созданию единого пространства для всех. Осенью мы запустили открытую платформу SberUnity, объединяющую стартапы, корпоративных инноваторов, инвесторов, акселераторы, эдвайзеров и провайдеров сервисов для ведения бизнеса. Такого на российском рынке еще не было. Существующие продукты ориентированы на отдельные сегменты — например, включают только стартапы, получившие поддержку в институтах развития, либо являются агрегаторами часто устаревшей информации из открытых источников. Глобальные платформы вроде Crunchbase, ProductHunt, F6S не обладают актуальными данными по российскому рынку и чаще всего работают как базы стартапов, а перечня инвесторов и единой информации о корпоративных запросах на технологии нет.

Перед крупными технологическими компаниями, такими как Сбер, стоит задача использовать свои ресурсы, возможности и силу бренда, чтобы соединять участников инновационного рынка в единую экосистему.

При разработке платформы мы провели несколько десятков интервью с представителями венчурной индустрии. Очевидно, что инструмент востребован многими участниками. Но основной клиент платформы — стартап, главная выгода для него — возможность стать «видимым» для корпораций и инвесторов. Для стартапов доступ к платформе бесплатный, необходимые условия — наличие технологической составляющей, MVP продукта и юридического лица. Немаловажно, что стартап и сам видит запросы корпораций на разработки или пилотирование, что помогает правильно настраивать свой продукт, «продавать» его заказчикам — предоставлять полную информацию о своем продукте, включая опыт применения решения, сумму текущего раунда и планируемого в обозримом будущем. Кроме того, на платформе представлена подборка сервисов от Сбера и партнеров, которые могут быть полезны стартапам: гранты на облачные сервисы, пониженные ставки по эквайрингу, бесплатный запуск контактного центра и многое другое. Для зарегистрированных на SberUnity стартапов на эксклюзивных условиях доступны уже более четырех десятков подобных сервисов.

Зачем это Сберу? Мировой опыт доказал неоспоримую значимость малого и среднего предпринимательства для формирования новой экономики и инновационной повестки страны. Безусловно, задача государства — создать комфортные условия и среду для появления, развития и управления инновациями: налоги, льготы, гранты и другие преференции. Но перед крупными технологическими компаниями, такими как Сбер, стоит не менее важная задача — использовать свои ресурсы, возможности и силу бренда, чтобы соединять участников инновационного рынка в единую экосистему, довериться естественному ходу создания и приумножения связей. Мы видим, что «соседство» участников помогает обучаться не только на своих, но и на чужих ошибках, расширять бизнес-кругозор и заводить полезные знакомства. Когда говорят об успешной экосистеме стартапов, чаще всего приводят в пример Кремниевую долину. И стартапы, изначально планировавшие приехать в Кремниевую долину за инвестиционным раундом и из-за огромного рынка, в итоге получают самое главное — принадлежность к экосистеме: новые связи, легкий доступ к экспертам, вайб и новые возможности. Это место особой атмосферы предпринимательства. Создать такую атмосферу в России — задача стартап-экосистемы Сбера.


* На правах рекламы | 16+
ПАО «Сбербанк»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+