К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Промышленность будущего: у каких российских товаров наибольший экспортный потенциал

Промышленность будущего: у каких российских товаров наибольший экспортный потенциал
Какие условия нужно создать, чтобы привлечь мировых инвесторов к строительству новых промышленных предприятий на территории России? Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», предприниматель и активист, предлагает присмотреться к экспортному производству новых для нашей страны групп товаров.

Мировое промышленное производство стагнирует: в январском докладе ООН 2019 года констатируется, что «с начала 2018 года рост объема промышленного производства и торговли товарами во всем мире постепенно замедляется». В 2020 году ситуацию усугубила парализация торговой логистики.

Закончили чтение тут

Российскую промышленность принято ругать за изолированность от мировых торговых процессов. За счет обособленности российской промышленности (за исключением добывающей) от совместного участия в создании товаров с другими странами остановка транспорта и сбой логистических цепочек затронули нас меньше всего. Российская обрабатывающая промышленность в международные трансграничные цепочки глубоко не встроена. Вынужденная международная изоляция практически не повлияла на саму производительность, осенью 2021 года Росстат фиксирует рост промышленного производства в России: в октябре 2021-го он увеличился на 1,8% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Самое время задуматься о том, как использовать полученный опыт для создания новых производств — но уже на экспорт.

Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», предприниматель и активист, предлагает три несырьевых направления, где российская промышленность может быть особенно востребована за рубежом.

Более того, для предпринимателей, которые готовы вкладываться в производство товаров по этим направлениям, предлагается сделать льготный налоговый режим на долгий срок — 30–50 лет. «Это сделает работу новых экспортеров еще более экономически привлекательной», — утверждает Давыдов. Присмотримся ближе.

Автопром: рулить правее

Российская промышленность выпускает на экспорт те же товары, что и для внутреннего рынка. В частности, основными экспортными рынками сбыта автомобилей Lada являются страны СНГ. Как изменится ситуация, если появится новое для отечественного автопрома направление праворульных автомобилей Lada?  Прежде всего, это откроет для производителя новые рынки. Дмитрий Давыдов полагает, что потенциал экспансии поддержат налоговые льготы — они будут выгодны как для российских промышленников (по отношению к оборотам и доходам от экспорта), так и для инвесторов и иностранных дилеров, которые могут заниматься реализацией автомобилей на территории другой страны. Одним словом, такая инициатива значительно расширяет рынки сбыта российского автопрома.

Его экспансию на азиатские рынки можно начинать с того же Дальнего Востока. Льготный налоговый режим сделает запуск автопроизводств на территории России привлекательным даже для таких развитых стран, как Япония, где себестоимость сборки в разы выше, чем в России. 

Если совместить эту программу с планом по развитию промышленности на Дальнем Востоке, можно получить синергию между производством и трудовой занятостью населения.

По официальным данным, в 2020 году объем промышленного производства в Дальневосточном федеральном округе сократился более чем на 4% и составил 95,9% по отношению к предыдущему году. Это на 1,5% ниже, чем в среднем по России. При этом регион нуждается в регулярных дотациях в промышленную инфраструктуру.

«Привлечение инвестиций в строительство автопрома на экспорт может значительно улучшить ситуацию», — убежден Дмитрий Давыдов. Дальний Восток — огромная российская территория, чей потенциал до сих пор не раскрыт.

Смартфоны: мир как на ладони

Еще одно направление, которое может быть расширено в России за счет строительства новых предприятий, — организация производства крупных мировых компаний-разработчиков и брендов, которые сейчас размещают свои заказы в Китае и не планируют открывать предприятия на территории России.

По аналогии с автомобилями открытие производств по сборке продукции иностранных брендов в сегментах компьютерной техники и смартфонов за счет налогового режима сделает это выгодным для самих компаний.

Россия обладает огромной территорией для строительства и организации любых промышленных проектов, отмечает Дмитрий Давыдов. Кроме того, произведенная отечественная продукция автоматически попадает на национальный рынок, где реализуется на привилегированных условиях. В частности, нет расходов на таможню, проще организовать всю логистику и хранение, так как это происходит на территории одной страны. «К тому же конечная цена этих товаров под иностранными брендами будет значительно ниже текущей импортной стоимости, а значит, будет востребована», — подытоживает Дмитрий Давыдов.

Встретим «по одежке»

Высокая стоимость рабочей силы в России мешает отечественной легкой промышленности производить товары с низкой себестоимостью, как результат — высокая цена готовой одежды.

Снижение налогов, в том числе в части ЕСН, поможет «перезагрузить» легкую промышленность и привлечет иностранных производителей, помогая им размещать заказы на отшив изделий на российских швейных фабриках, утверждает Дмитрий Давыдов. По этой схеме уже много лет существует легкая промышленность в Киргизии, где большая часть местных швейных фабрик загружена внешними заказами и фактически кормит всю страну. В 2016–2019 годах объем швейного производства, по оценке киргизского министерства экономики, вырос как минимум на 15% и занял третье место по поставкам продукции на внешние рынки. Это и по сей день единственная страна из ЕАЭС, где размещают заказы и открывают свои производства китайские предприниматели. Столкнувшись с сокращением поставок из Китая, они стали работать внутри страны.

Фокус на регионы 

В России есть проблема неэффективного использования огромной территории страны. Ликвидируются и выводятся за территорию таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург, огромные промзоны, но при этом закрытия не компенсируются запуском новых заводов и фабрик в других регионах, часто экономически депрессивных.

«Для развития промышленности по программе льготного налогообложения важно запретить открытие новых заводов и фабрик не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в радиусе 500 км от этих городов», — отмечает Дмитрий Давыдов. По мнению активиста, промышленное производство по льготной программе нужно разворачивать исключительно в регионах, где имеется достаточное количество свободных площадей и где ощущается острая нужда в инвестициях.

«Новые промышленные объекты с льготной налоговой нагрузкой не окажут существенного влияния на текущие налоговые поступления, потому что изменения коснутся только тех товаров, которые не только не производятся сейчас, но и не планируются в будущем», — заключает Дмитрий Давыдов.

Предлагаемые им налоговые льготы будут стимулировать создание и развитие только новых направлений в промышленности. Как результат — они не только не смогут негативно повлиять на текущие налоговые поступления в бюджет страны, но и подчеркнут возможности ее инвестиционного потенциала.


* На правах рекламы

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+