К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Спасительный дресс-код: исследуем тренды СИЗ с экспертами и компанией СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА

Около 20 млн россиян трудятся во вредных или опасных условиях, каждый день рискуя жизнью и здоровьем на рабочих местах. Но есть способ заметно уменьшить эти риски и поднять производительность — правильный подбор спецодежды, обуви и средств индивидуальной защиты. О том, как развивается этот рынок и какие тренды на него влияют, мы поговорили с экспертами отрасли — президентом Ассоциации производителей средств индивидуальной защиты (АСИЗ) Владимиром Котовым, шеф-редактором портала «Гетсиз.ру» Евгением Шуваловым и Юрием Гамшеевым, генеральным директором компании СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА, отметившей в этом году 30-летний юбилей со дня основания.

Российский рынок спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ) за пять лет вырос на 80% — с 0,65 млрд до 1,16 млрд изделий. В этом году на спецодежду, обувь и СИЗ покупатели в России потратят около 190 млрд рублей, говорится в исследовании Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков СИЗ (АСИЗ). Это оценка закупок индустриальных компаний без учета рынка силовых структур, домохозяйств и медучреждений, уточняет Владимир Котов. 

Новый спрос

В начале пандемии общие объемы продаж упали у всех: многие предприятия не работали, закрыли и строительные площадки (застройщики — главные покупатели в отрасли). Благодаря усилиям ассоциации спецодежду и СИЗ признали изделиями первой необходимости, их производство не прерывалось. «Продажи перчаток, защитных очков и респираторов взлетели в десятки раз», — замечает Котов. По его словам, на СИЗ приходится всего 30% продаж отрасли. 

Производители увеличили мощности и работали в режиме 24/7, отмечет Евгений Шувалов. Например, питерская компания «Респираторный комплекс» в 2020 году выпустила 50 млн респираторов, что на 20 млн больше, чем в предыдущем году. 

Карантинный прорыв

В 2020 году многим компаниям пришлось в экстренном порядке налаживать онлайн-продажи. Как отмечает Шувалов, компетенции, которые были нужны бизнесменам 30 лет назад в годы зарождения рынка, в 2020 году снова оказались востребованы: быстрое принятие решений, креативность, умение действовать в кризисной ситуации. 

«Когда объявили нерабочие дни, я прямо физически почувствовал, как включились те самые компетенции», — рассказывает Юрий Гамшеев. В 1990-е был пустой рынок, тотальный дефицит и свободные ниши. Например, вспоминает он, рабочие рукавицы продавались в несколько раз выше себестоимости, и многие увидели в этом возможности для развития бизнеса. 

В начале пандемии в интернет-магазине СОЮЗСПЕЦОДЕЖДЫ ввели дополнительную рабочую смену, пришлось расширить штат. Сейчас в колл-центре 30 сотрудников, а на онлайн-продажи приходится 30% выписанных счетов, говорит Гамшеев. Спецодежда и СИЗ появились в популярных интернет-магазинах и маркетплейсах.

Культура «осознанной безопасности» 

Российские работодатели тратят на спецодежду и СИЗ в среднем 0,3% от общих затрат, по данным «Гетсиз.ру», некоторые добывающие компании — около 1%. Но культура «осознанной безопасности» заметно выросла в сравнении с началом 2000-х. «После введения санкций начался процесс импортозамещения, работодатели стали конкурировать за специалистов рабочих профессий. И — что естественно — рабочие теперь требуют более комфортных условий труда», — говорит Гамшеев. По его словам, на одежде тоже перестали экономить и зачастую покупают для рабочих костюмы европейских марок: например, финского бренда Dimex или норвежского Helly Hansen, спецобувь итальянской марки Pezzol.

Компании все чаще предлагают сотрудникам самим выбирать экипировку: дают три респиратора разных брендов поносить рабочим и закупают те, что им понравились. «Если сотрудники не сами выбрали каску или очки, то будут постоянно их снимать. Как результат — рост профзаболеваний и травм», — объясняет Шувалов. 

В 2016 году СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА совместно с МТПП учредила премию «Заботливый работодатель» — для популяризации охраны труда. По-настоящему заботливых компаний становится все больше, уверен Гамшеев. Если в 2019 году в конкурсе участвовало около 70 компаний, то в 2021-м — уже около 200.

Рисковые профессии

В 2020 году американские компании выплатили $52 млрд (около 3,8 трлн рублей) компенсаций из-за травматизма на рабочем месте. Самые частые причины травм — неосторожное обращение с тяжелыми предметами и работа в неудобном положении, по данным Liberty Mutual. 

В России тоже вводят нормы, которые увеличивают ответственность работодателей за травматизм. В 2022 году вступит в силу новая редакция Трудового кодекса и больше всего изменений — в разделе об охране труда. Теперь работодатель будет обязан отстранить от работы сотрудника, который не использует выданные ему СИЗ или применяет их неправильно. Раньше легко было свалить всю вину на работника за то, что он не пристегнулся на высоте или не надел каску. Теперь сделать это будет сложнее.

А еще работодателям придется пересмотреть закупки, нормы выдачи СИЗ, способы контроля и обучения сотрудников. «Мы ждем введения единых типовых норм и рекомендаций по всем профессиям о базовом наборе СИЗ, который надо закупать», — говорит Котов. Если раньше в нормах упоминалось более 2000 профессий, то в новом списке их более 5000. Например, не было норм для водолазов, и компании одевали их на свое усмотрение.

Худи вместо спецовки

Спецодежда уже многое позаимствовала у моделей для спорта и активного отдыха, грани между ними стираются, отмечают эксперты. В Европе маляры работают в модных худи, скоро этот тренд дойдет и до нас. Клиенты СОЮЗСПЕЦОДЕЖДЫ покупают для своих сотрудников одежду английского бренда Regatta, обувь для активного отдыха российской марки Nordman. «Когда мы начинали работать 30 лет назад, были только рукавицы, телогрейки, валенки и костюмы из ткани «Диагональ», — говорит Гамшеев.

Другая тенденция — спецодежда становится многофункциональной. Покупатели хотят, чтобы она была комфортной и легкой, при этом защищала от влаги, холода и других факторов. С этим хорошо справляются мембранные ткани Mercury-tex, которые производят в Иваново, рассказывает Гамшеев. Спецодежда и СИЗ становятся все удобнее. Например, защитные очки итальянской марки Univet комфортно носить даже поверх очков с диоптриями. В сапогах NeoBoots от Томского завода резиновой обуви (ТЗРО) можно работать даже в 30-градусные морозы. А защитные комбинезоны питерского производителя Protect обладают дышащими свойствами. 

Если костюм неудобный (иногда он весит 6–8 кг), рабочий снимает его в перерывах, теряя время. Полевое исследование на нефтяных платформах в России показало: если облегчить костюм нефтяника на 2 кг, можно заметно повысить производительность труда. 

Каски, метки и экзоскелет

На рынке уже начали появляться умные СИЗ, в ближайшие три года одежда со smart-технологиями станет такой же обыденностью, как мобильный телефон, говорит Шувалов. Например, в каску, ботинки или очки встраивают специальные цифровые метки, и рабочего не пускают на завод, пока он их не наденет. Хорошей защитой от мышечных травм, распространенных на производстве, могут стать и экзоскелеты. Но пока такие СИЗ — чисто экспериментальная история: продвигать и продавать их сложно из-за высокой цены.

Появляются и новые услуги, связанные со средствами защиты. Теперь спецодежду и СИЗ можно арендовать, на заводах появляются вендинговые аппараты с такими изделиями. А вот «зеленый» тренд пока мало затронул Россию, говорят эксперты. В Европе многие производители этого сегмента уже используют принципы цикличной экономики. «Мы тоже стараемся применять в тканях переработанное сырье: это и выгоднее, и экологичнее», — говорит Гамшеев. Тем более что у всех крупных заказчиков есть программы по устойчивому развитию, и требования к поставщикам меняются.


* На правах рекламы

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+