К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Стоп-сигнал: искусственный интеллект предупредит водителей об усталости

Стоп-сигнал: искусственный интеллект предупредит водителей об усталости
Технологии Data Scientist не только решают сложные задачи в реализации бизнес-проектов, но и способны спасать человеческие жизни. Усталость водителя — одна из основных причин ДТП на российских дорогах. Оснащение отечественных автомобилей интеллектуальными системами позволит предотвратить ДТП со смертельным исходом, уверен Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России».

Утомление водителя на дороге аналогично состоянию алкогольного опьянения: ученые обнаружили, что 17–19 часов без сна сопоставимы по влиянию с 0,5 промилле алкоголя в крови. Согласно исследованиям Американской ассоциации автомобилистов, недосыпание повышает риск попадания в аварию: 5–6 часов сна в течение 24 часов — в два раза, а 4–5 часов — в четыре раза. По данным российской компании-разработчика систем предотвращения ДТП Csira Vision, на фактор усталости сегодня приходится более 60% аварий на российских трассах. Основные симптомы — рассеянность, замедленная скорость реакции, снижение способности принимать решения, частое зевание, ощущение «тяжести» век. Если концентрация внимания ощутимо снизилась — выезжать на дороги опасно, предупреждает основатель Csira Vision Владимир Мясоедов. Даже недолгая, частичная потеря контроля над дорогой может привести к тяжелейшим авариям и их последствиям.

Опыт Европы: от технологий — к прямым запретам

В странах Евросоюза из-за усталости происходит 25% всех аварий. Способ решения этой проблемы уже найден: Европарламент утвердил внедрение современных технологий безопасности транспортных средств. В работе с водителем такая система является интеллектуальным ассистентом водителя. Замечая некорректный стиль вождения, она издает визуально-звуковой сигнал и вибрацию, а в самых крайних случаях применяет экстренное торможение.

Первым автоконцерном, попытавшимся разработать подобные интеллектуальные системы контроля, стал Nissan еще в 70-е годы прошлого столетия, однако до внедрения технологии дело так и не дошло. Автомобили, оснащенные интеллектуальными системами безопасности Driver Alert Control, первой вывела на мировой рынок Volvo. Упрощенно говоря, система состоит из видеокамеры и датчика, отслеживающих положение автомобиля на дороге, его траекторию, а также частоту движений руля. Позже подобными разработками занялись и другие мировые автоконцерны.

Важный нюанс: уже с 6 июля 2022 года в Евросоюзе перестанут вводить в эксплуатацию новые модели автомобилей без интеллектуальных систем безопасности. А с 7 июля 2024 года в странах ЕС прекращается регистрация любых транспортных средств, не соответствующих новым стандартам.

Россия: новое законодательство для умных ассистентов

Что до России, то в нашей стране борьба с усталыми водителями, по сути, не ведется. В тех нечастых случаях, когда инспекторы ДПС устанавливают факт усталости и, как следствие, потенциальную опасность водителя для других участников дорожного движения, в качестве меры наказания применяются штрафы. Такого рода административные меры эффективными не являются, и водители продолжают садиться за руль в опасном для вождения состоянии.

Впрочем, в конце января этого года на нескольких трассах Подмосковья запустили тестовую систему мониторинга усталости водителей такси: датчики на камерах пытаются отслеживать концентрацию внимания водителей на дороге и их действия. Пока штрафов не выписывается: собранные данные лишь анализируются.

Согласно данным Csira Vision, ситуаций, когда водитель в состоянии утомляемости садился за руль, в период пандемии стало кратно. До 30% водителей постоянно находилось на карантине, и вопрос дефицита сотрудников решался за счет вывода в рейс недостаточно отдохнувших водителей. По словам Дмитрия Давыдова, разработанные Евросоюзом меры уже доказали свою эффективность.

Показатель смертности на европейских дорогах составил 4,2 человека в 2020 году, еще через десять лет этот показатель должен снизиться вдвое, а к 2050 году дойти до нуля. В России, по данным за 9 месяцев 2021 года, в ДТП погибло 10 516 человек.

Чтобы добиться снижения таких показателей, необходимо внедрить эффективные технологии безопасности на дорогах, аналогичные европейским, убежден Давыдов.

В частности, автор «20 идей» предлагает по прошествии 2 лет с момента издания соответствующего закона запретить постановку на учет новых автомобилей без трех технологических функций, защищающих водителя в состоянии утомления: DDAW, LDWS и AEBS. Через 3 года после принятия закона — запретить эксплуатацию грузовиков и автобусов дальнего следования, если они не оборудованы системами LDWS и AEBS.

О каких системах идет речь?

DDAW — технология предупреждения о сонливости и нарушении внимания. Бортовой компьютер в режиме реального времени собирает и обрабатывает данные о скорости, длительности поездки, позиции на дороге, воздействии со стороны рулевого управления. Если программа обнаруживает отклонения в езде, выдается визуально-звуковой сигнал, предупреждающий водителя о том, что ему стоит обратить внимание на свое состояние.

LDWS — система предупреждения о выезде из полосы движения. В случае, если транспортное средство начинает отклоняться от своей полосы на 30 см на скорости от 65 км/ч и выше без намерения перестроиться в соседний ряд, система посылает минимум два из четырех сигналов: вибрационный, звуковой, визуальный или тактильный. Это помогает водителю вернуть бдительность и не допустить случайного выезда за пределы желаемого пути.

Система экстренного торможения (AEBS) автоматически применяет торможение в тех случаях, когда водитель не реагирует на приближающуюся опасность столкновения. Программа анализирует скорость и расстояние до объекта впереди. При угрозе столкновения она активирует тормозную систему. Водитель получает сигнал об угрозе за 0,8 секунды до срабатывания экстренного торможения. Такая система помогает потерявшему контроль водителю избежать аварии или снизить последствия столкновения.

«Новые автомобили, оборудованные такими современными системами безопасности, постепенно будут вытеснять старые, а крупногабаритный транспорт будет создавать меньше угроз на российских трассах, — подытоживает Дмитрий Давыдов. — По мере обновления автопарка количество ДТП по причине потери контроля в управлении будет сокращаться. В результате внедрения этого предложения смертность и травматизм на дорогах России значительно снизятся, и тысячи жизней будут сохранены».


* На правах рекламы

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+