К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

STOP-этикетки: маркировка продуктов поможет повысить качество жизни

В ближайшее время средняя продолжительность жизни может увеличиться до 100–120 лет. Фундамент долголетия — активный образ жизни, геномная диагностика и правильное питание. Введение в России обязательной маркировки продуктов с повышенным содержанием вредных для здоровья ингредиентов и размещение этой информации на упаковке положительно повлияет и на здоровье населения, и на продолжительность жизни, уверен Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России».

Способы прожить долго, сохраняя физическую и ментальную форму, человечество ищет давно. Неудивительно, что за долгие годы вокруг этой темы в научном сообществе развернулись острые дискуссии. В числе основных факторов, влияющих на рост продолжительности жизни, как хорошо известные (но при этом все равно недооцененные), так и не самые стандартные. Например, без детального анализа генетической информации невозможно индивидуально подобрать правильные лекарства и их дозировку — этот аспект также довольно существенно влияет на длительность жизни. Отчасти это связано с тем, что настоящая эффективность многих лекарственных средств начинается именно после изучения метаболизма, подбора оптимальной комбинации и других факторов. Другими словами, не только генетические анализы, но и персонализированная медицина являются необходимой базой для контроля за продолжительностью биологической молодости. Которая, к слову, в ближайшем будущем вполне может длиться, по прогнозам ученых, и до 50–60 лет.

Примечательно, что биологический возраст привыкших к суровым морозам жителей Якутии и регулярно подвергающихся фотостарению жителей Краснодарского края будет отличаться. Впрочем, свою роль в определении биологического возраста играют и вредные привычки, и регулярные тяжелые физические нагрузки.

К комбинации «анализы-медицина» необходимо добавить и те самые известные факторы, значение которых часто и глубоко недооценивается, — регулярные спортивные занятия, активный образ жизни в целом, улучшение сна, снижение стресса, экологические условия, в которых мы живем. И все же определяющий фактор для сохранения здоровья в этой цепочке — наш рацион.

Доказано, что образ жизни влияет на ее продолжительность в два-три раза больше, чем качество медицинской системы, а питание — одна из важнейших составляющих образа жизни.

Другое дело, что подавляющее большинство из нас живет в условиях своего рода «типизированного» рациона: те продукты, что мы покупаем в обычных магазинах, рассчитаны на потребности среднего человека. В то время как диета должна составляться для каждого индивидуально, причем из расчета того состояния, в котором человек находится. Такой подход требует и большего объема данных, и гибкости, и личных ресурсов. Словом, переход к так называемому «таргетированному» питанию — за которым, по мнению ученых и биохакеров, и есть ближайшее будущее — личный выбор каждого. Совсем другое дело — что можно предпринять для сохранения здоровья, улучшения качества и продолжительности жизни большинства российских жителей.

Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», уверен, что один из наиболее эффективных шагов — введение обязательной маркировки продуктов с повышенным содержанием вредных для здоровья ингредиентов и размещение этой информации на упаковке. Подобный подход вот уже более шести лет практикуется в Канаде, в части южноамериканских и ближневосточных стран.

Экономика здоровья

Первой в мире воплощать подобный подход стала самая развитая страна Южной Америки, Чили. Так, с июня 2016 года производители пищевой продукции обязаны на лицевой стороне упаковки проставлять предупреждающие этикетки. Если содержание вредных веществ и калорий превышает установленную законом норму, то упаковка должна иметь заметную предупреждающую метку.

Этикетки, разработанные по утвержденному стандарту, от имени министерства здравоохранения оповещают потребителя о высоком содержании насыщенных жиров, сахара, натрия (соль, сода и другие) и калорий.

То есть на товаре может одновременно находиться до четырех этикеток. Для привлечения дополнительного внимания в этом важном деле в Чили используется черно-белый дизайн в форме знака STOP.

Продукты, содержащие хотя бы одну этикетку, не могут рекламироваться детям до 14 лет, продаваться в детских садах и школах или быть включены в программу школьного питания. Продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН отмечает, что после введения закона о маркировке вредных продуктов питания пищевая промышленность в Чили позитивно изменила свой подход в сторону улучшения качества, в большей степени за счет снижения содержания сахара и натрия. Изменив стратегию по продвижению своих товаров, производители стали пополнять ассортимент более здоровыми продуктами питания. Никакого негативного влияния на физический объем производства, рабочие места и заработные платы не последовало, отмечает Дмитрий Давыдов.

Аналогичная маркировка вредных для здоровья продуктов питания обязательна в Бразилии, Мексике, Перу, Уругвае, Аргентине. С декабря 2019 года в Канаде также было введено требование размещать на лицевой стороне упаковки заметную легко читаемую информацию о присутствии большого количества натрия, сахара и насыщенных жиров. В Израиле, чтобы стимулировать производителей продуктов, министерство здравоохранения в 2020 году внедрило систему красных и зеленых этикеток. Красные предупреждают о высоком содержании вредных веществ, а зеленые, наоборот, являются подтверждением признания продукта полезным.

Не только этикетки, но и «лукавый» маркетинг

Примечательно, что под ограничения попадают и некоторые маркетинговые активности, непосредственно связанные с продвижением продуктов на рынке. Такие ограничения разнятся от страны к стране. Вот некоторые примеры:

• запрет на использование анимации, мультфильмов, маскотов, персонажей и прочих интерактивных элементов, направленных на детскую аудиторию;

• запрет на проведение конкурсов, розыгрышей призов и обещание любого иного вознаграждения;

• запрет на использование знаменитостей и их изображений, а также спортсменов;

• запрет на указание каких-либо положительных или питательных качеств, имеющихся в продукте (например, «Источник витаминов», «Улучшает пищеварение» и прочее);

• обязательное предупреждение о содержании повышенного количества вредных веществ.

Свой путь нащупывает и Россия. Так, Дмитрий Давыдов предлагает «на законодательном уровне сделать обязательной маркировку всех продуктов питания, содержащих повышенное количество сахара, насыщенных жиров, натрия и калорий». Предупреждающие этикетки предполагается производить крупного размера и для привлечения внимания размещать их на видном месте лицевой стороны упаковки. Но и это еще не все — автор проекта «20 идей по развитию России» рассматривает меры более кардинальные, чем имеющиеся в российской практике:

«Также предлагаю существенно ограничить рекламу продуктов, которые подлежат маркировке, запретить их продажу в детских садах и учебных заведениях и исключить из программы школьного питания».

Воплощение этого предложения приведет не только к большей осведомленности покупателей о вреде, что может нести тот или иной продукт, но и запустит механизм мотивации для производителей — они будут заинтересованы в производстве более здоровых продуктов питания. «Улучшение здоровья населения и сокращение смертности в стране станет главным результатом всех этих мер», — подытоживает Дмитрий Давыдов.

Как бы то ни было, трансформация образа жизни действительно начинается с личного рациона. Дольше жить, меньше уставать, сохраняя свое физическое и ментальное здоровье, — все это возможно в самом ближайшем будущем. В долгосрочной перспективе такой подход принесет выгоду и государству — вырастет работоспособность и сократится нагрузка на медицинскую систему, давая отечественной экономике возможность развиваться.


* На правах рекламы

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+