Лев Хасис: «Для стартапов акселератор — доступ к потенциальным заказчикам»

Сбербанк совместно с 500 Startups запустил вторую волну ИТ-акселератора. Зачем нужна акселерация? Что дает стартапам сотрудничество с крупным банком? Почему некоторые участники предпочли его зарубежным программам? Мы поговорили обо всем этом с топ-менеджерами банка и участниками первой волны акселерации.

Акселератор помогает начинающим технологическим компаниям привлекать инвестиции и находить потенциальных партнеров как в России, так и за рубежом. Прием заявок идет до 23:59 часов 6 октября. Зачем молодым технологическим компаниям участвовать в программе?

Алексей Дурнев на протяжении нескольких лет интересовался инвестициями в инновации, даже посвятил этому свою диссертацию. В 2015 году к нему за консультацией обратился Владимир Суворов, эксперт по искусственному интеллекту и большим данным. Вскоре они перешли к обсуждению совместного проекта — загрузить знания Дурнева по теме в программу, которая бы на основе ИИ читала прогнозы на рынке и давала рекомендации. В начале 2016 года родился прототип финансового консультанта, с которым партнеры сначала прошли конкурс ЦБ, а затем победили в Startup Challenge от Сбербанка.

К весне 2018 года прототип вырос до проекта Arni.io — разговорный искусственный интеллект для бизнеса, способный по-человечески общаться с клиентами и сотрудниками компании по телефону, на сайте и в социальных сетях. Дурнев называет разработку универсальным финансовым помощником.

В 2018 году, узнав о запуске акселератора Сбербанка и 500 Startups, команда Arni.io подала заявку.

«Можно сказать, что ради них мы отказались от акселератора Rockstart в Амстердаме и от венчурной компании, которая приглашала нас в Берлин. Мы видели перспективу именно в сотрудничестве со Сбербанком и 500 Startups: стартап, прошедший отбор совместного акселератора, попадает в список топовых компаний, — поясняет Дурнев. Для нашей платформы важно, что Сбербанк — один из лидеров в сфере ИИ. Благодаря этому мы повысили свой уровень».

Повысить уровень

«Для стартапов акселератор — доступ к потенциальным заказчикам, уникальный опыт и выход на новые этапы развития. Команды, прошедшие отбор акселератора Сбербанка и 500 Startups, повышают свою инвестиционную привлекательность и получают «знак качества» на венчурном рынке», — отмечает Лев Хасис, первый заместитель председателя правления Сбербанка.

Проектам с лучшими промежуточными результатами Сбербанк предложит 6 млн рублей в виде конвертируемого займа в 5% уставного капитала стартапа. Финалисты получат дополнительное финансирование на развитие бизнеса, деньги можно потратить в том числе на прохождение индивидуальной стажировки в российских корпорациях или программу акселерации в Люксембурге, главном стартап-хабе Европы.

Одно из главных достоинств акселератора и его главное отличие от отечественных аналогов — международная экспертиза, возможность получить знания, которые помогают развивать и масштабировать бизнес как на отечественном, так и на зарубежном рынках. В этом Сбербанку помогают специалисты 500 Startups — одного из самых известных международных акселераторов. Почти за 10 лет проект вырастил 14 «единорогов» (оценка $1 млрд) и 70 «кентавров» (оценка $100–999 млн) из разных стран, проинвестировав более 2000 компаний через четыре глобальных и 15 тематических фондов. Команда 500 Startups участвует в отборе стартапов, проводит воркшопы, консультации, индивидуальные встречи и помогает наладить нетворкинг. Руководитель акселератора Сбербанка и 500 Startups Наталья Магидей отмечает, что каждый из менторов от 500 Startups — предприниматель с солидным стажем.

В свою очередь Сбербанк предоставляет стартапам доступ к своей экосистеме, в которую входят более 30 компаний, а также к партнерам акселератора — крупным российским корпорациям — протестировать свои гипотезы на больших масштабах.

По словам Льва Хасиса, основные задачи акселерационной программы — вооружить знаниями начинающих предпринимателей, скорректировать траекторию развития их бизнеса, дать возможность протестировать продукт в реальных условиях и обеспечить первыми инвестициями и первыми клиентами. Как правило, в акселератор приходят команды, у которых уже есть понимание своей бизнес-ниши. «Но через нас они могут выйти на новый сегмент аудитории или пересмотреть приоритеты после взаимодействия с клиентами и менторами», — добавляет Магидей.

Arni.io, например, акселерация помогла наладить продажи в b2b-сегменте. По словам Дурнева, иностранные менторы дали стартапу глобальное видение и объяснили, как проводить презентации перед заказчиком, на какие стороны продукта сделать акцент, какой стратегии придерживаться.

«Мы дорабатываем наш продукт со Сбербанком и готовимся выйти на зарубежные рынки. Нам необходимы были компетенции и опыт, которые помогли бы двигаться в 10 раз быстрее», — говорит Дурнев.

Москва вместо Сан-Франциско

У Егора Колодкина, основателя сервиса для аренды площадок под мероприятия Bash Today, был серьезный урбанистический опыт. В 2014 году он закончил МГИМО и переехал в Нидерланды, где изучал городское управление и развитие в институте урбанистики при Университете Эразма Роттердамского, после чего участвовал в российско-нидерландских воркшопах, посвященных сохранению и приспособлению московских промзон к современному использованию. «Именно интерес к бывшим промзонам и лофтам — помещениям, расположенным на территории бывших фабрик и складов, лег в основу Bash Today. Большая часть таких пространств находится на территориях бывших промзон Москвы и Санкт-Петербурга», — рассказывает предприниматель.

Колодкина больше всего впечатлили сессии с экспертами один на один: «Это уникальная возможность пообщаться с очень крутыми людьми, которых в обычной жизни трудно выловить. Наиболее запоминающимися были лекции [венчурного партнера 500 Startups, CEO нескольких стартапов] Роберта Ниверта. Помню, как мы по 15 раз тренировали с ним выход на сцену для питча». Основатель Bash Today признается, что нигде раньше не видел такой подготовки к питч-сессии, выступлениям и презентациям.

По словам Колодкина, программа акселерации помогла взглянуть на продукт более глобально, а также найти первых инвесторов. Проект привлек около 25 млн рублей инвестиций от бизнес-ангелов и SberX (подразделение Сбербанка). «Мы практически закрыли инвестиционный раунд и выросли за год почти в два раза. Сейчас открываем для себя новые сегменты: залы ресторанов, небольшие кафе и бары для аренды, планируем работать с площадками для ивентов в отелях, а также готовимся к запуску в Лондоне», — говорит Колодкин.

Отбор и выбор

В акселератор могут попасть стартапы из разных областей: eCommerce, eHealth, Lifestyle, eMarketing & eAdvertising, eAuto, FinTech, Logistics, Cybersecurity, Cloud services, Big Data и другие. Сам Сбербанк уже работает в этих сферах — они ключевые векторы развития экосистемы компании.

Одним из представителей eCommerce-бизнеса, который попал в первый набор акселератора, стал стартап Rentmania. Его основатель Аркадий Мешковский учился в бизнес-школе RMA на факультете «Менеджмент в ИТ». Общаясь с однокурсниками, он выявил проблему: у каждого есть склад дорогостоящих товаров, которые используются крайне редко. В то же время периодически бывают нужны другие предметы: фотокамеры, усилители звука и спортивный инвентарь, покупать которые на раз слишком затратно.

Мешковский задумался о создании сервиса, который бы позволил брать в аренду те или иные предметы по адекватным ценам. Этой теме он даже посвятил свою дипломную работу, которую защитил на отлично в 2013 году. В ноябре того же года предприниматель запустил первую версию сервиса Rentmania, который позволяет арендовать предметы у других пользователей. Компания обещает безопасные сделки (составляется онлайн-договор аренды) и предлагает услуги доставки, страхования, арбитраж в случае возникновения спорных моментов.

«Мы находились в США, когда узнали об акселераторе Сбербанка и 500 Startups. Бренд 500 Startups помог бы нам для дальнейшего развития. Подаваться было несложно, мы легко прошли отбор. Это потом я уже узнал, что из 800 заявок в акселератор взяли только 25 проектов», — рассказывает Мешковский.

Процесс отбора многоступенчатый. Важно, чтобы проект интересовал с технологической точки зрения экосистему Сбербанка и его партнеров, был инвестиционно привлекательным для российского рынка и имел высокий потенциал за рубежом, обращает внимание руководитель акселератора Наталья Магидей.

Все этапы, кроме последнего, заочные: эксперты ориентируются только на заявки и презентации команд. Последний этап — собеседование с менторами 500 Startups по Skype. Магидей подчеркивает, что для прохождения отбора одинаково важны как полная анкета и понятная презентация продукта, так и готовность ответить на все вопросы во время интервью.

За каждым проектом закрепляется наставник-трекер, он помогает стартапам следить за прогрессом и выполнять цели, поставленные на акселерационный период.

Трекером Rentmania стал венчурный партнер 500 Startups и инвестор со стажем Тристан Поллок. «Он оказался из Миннесоты, земляк моего коллеги, который учился в этом штате. Мы подружились с Поллоком и много разговаривали после лекций. Его советы дали определенное видение для развития Rentmania», — говорит Мешковский.

По словам предпринимателя, сильная сторона акселератора — контент экспертов с глобальным взглядом на бизнес. Мешковский отмечает уникальные «атмосферу и ДНК» программы. Командам-участникам важно было услышать выступление других выпускников 500 Startups, которые в этот момент находились в Москве. Мешковскому запомнилось выступление одного из них: тот рассказывал про бытовые сложности обучения в США, такие как языковой барьер. «Это настоящая жизненная история, а не сказка, в которой у стартаперов все легко получается», — считает Мешковский.

После прохождения акселератора команда Rentmania решила дорабатывать продукт с прицелом на глобальный рынок.

Отечественные единороги

Финал акселерационной программы — Демодень, на котором команды презентуют свои проекты экспертному совету. В него входят представители Сбербанка, 500 Startups и топ-менеджеры российских корпораций. По итогам конкурса жюри отбирает семь команд.

«Сейчас в памяти всплывают подготовка к Демодню, занятия по публичным выступлениям и атмосфера, которую создавали не только организаторы, но и команды стартапов, активно взаимодействующие между собой и помогающие друг другу. Все были очень открытыми и дружелюбными», — делится своими впечатлениями об акселераторе первой волны Кирилл Буряков, основатель Doczilla, одного из финалистов. Он называет Демодень одним из самых масштабных событий, в которых команда проекта когда-либо участвовала.

В ИТ-сферу Буряков попал случайно. Закончив аспирантуру юридического факультета МГУ, юридический факультет ВАГС и экономический факультет ВГТУ, Буряков создал собственную юридическую фирму. В середине 2010-х годов он задумался об оптимизации работы юристов. «Мы не думали о разработке платформы, тестировали и покупали разные иностранные продукты, которые были на рынке, и просили вендров дорабатывать их под наши нужды. Но никто не проявлял гибкости, а если и соглашались на доработки, то за очень существенное вознаграждение», — вспоминает Буряков.

Предприниматель пожаловался на это своему другу, ИТ-предпринимателю Александру Бородину. Тот пообещал, что его команда разработает необходимый конструктор за несколько месяцев. «Это было около пяти лет назад, и с тех пор разработка не останавливалась ни на минуту. Теперь понятно, что никогда не остановится, потому что это бесконечный процесс. Каждый день рождаются новые идеи, изменяется видение того, как должна работать платформа по работе с документами», — говорит Буряков.

Из желания решить проблему одной юридической фирмы родился стартап Doczilla с командой более 30 человек. Сейчас это платформа для автоматической подготовки документов. Она позволяет пользователю получить за несколько минут договор, заявление, приказ или любой другой документ: для этого надо только ответить на несколько вопросов в приложении.

Менторы из 500 Startups помогли стартапу понять, что продукт может быть востребован не только в России. «Мы проверили эту гипотезу и поменяли свои планы развития. Уже в этом году планируем релиз нового продукта Doczilla Pro, который позволит ускорить не только подготовку документов для стандартных ситуаций, но и для уникальных и сложных», — отмечает основатель.

Теперь Doczilla внедряет свой конструктор документов в бизнес-процессы новых российских клиентов и ведет подготовительные работы по запуску продукта в Европе.

Акселератор Сбербанка и 500 Startups первой волны завершился в мае 2019 года, и, хотя результаты подобных проектов принято подводить не раньше, чем через 12–­­18 месяцев после Демодня, Сбербанк видит плоды уже сейчас. Например, прошедшие акселератор компании приобрели известность на рынке, новых клиентов и заказы на несколько лет вперед. Сейчас обсуждается около 60 сделок с российскими и зарубежными фондами и бизнес-ангелами, две зарубежные сделки уже закрыты.

По словам Хасиса, акселератор помогает не только вырастить стартапы для экосистемы Сбербанка, но и решает задачу федерального уровня. «Даже если успешная компания не войдет в экосистему Сбербанка, мы видим в акселераторе огромный плюс, потому что он помогает экономике страны. Важно продвигать саму идею технологического предпринимательства, чтобы в России появлялись свои собственные ИТ-гении, которые смогут выращивать отечественных «единорогов», — говорит он.

Если у вас есть интересный проект в ИТ-сфере и вы бы хотели получить уникальный бизнес-опыт, подавайте заявку на новый акселератор. Участие бесплатно. Заявки принимаются до 23:59 6 октября 2019 года. Правила и требования — по ссылке.

*На правах рекламы

Новости партнеров