Греф и 25 стартапов: как Сбербанк развивает венчурную отрасль в России

Пресс-служба «Сбербанка»
Виртуальные персонажи вместо обычных блогеров, искусственный интеллект для управления репутацией и видео со встроенной покупкой одежды. Это лишь несколько из стартапов, которые выступили на демо-дне акселератора ПАО Сбербанка. Один из крупнейших банков в стране уже второй раз организовывает акселератор стартапов совместно с международным венчурным фондом и стартап-акселератором 500 Startups. Для начинающих технологических компаний это отличный способ перенять зарубежный опыт и привлечь инвестиции.

В этот раз, как рассказал Президент, Председатель Правления ПАО Сбербанка Герман Греф, свои заявки на участие подали около тысячи стартапов. Банк выбрал только 25 проектов. На демо-дне предприниматели за несколько минут должны были рассказать со сцены о том, чем занимаются их стартапы, чего они достигли, в том числе и во время девятинедельного акселератора. Чем убедительнее выступление и результаты компании, тем больше шансов, что сидящие в зале венчурные инвесторы и представители корпораций заинтересуются проектом. Как утверждают организаторы, всего на демо-день пришло около 500 человек.

По итогам второго акселератора ПАО Сбербанк инвестирует в стартапы более 100 млн рублей. Кому достанутся эти деньги и зачем крупнейший российский банк так активно взялся за технологических предпринимателей?

Потенциал экосистемы

Демо-дни обоих акселераторов ПАО Сбербанка и 500 Startups прошли в 2019 году. Так получилось, что первый в феврале открывал год, а второй в декабре закрывал. За этот год Сбербанк успел стать одним из самых заметных игроков на российском технологическом рынке: например, договорился не только о совместном предприятии с Mail.Ru Group, но и о покупке доли в самой Mail.Ru Group, проинвестировал и купил несколько стартапов. Интерес к ПАО Сбербанку среди стартапов большой, о чем говорит количество заявок.

Зачем ПАО Сбербанку нужен акселератор? «Глобальная цель — продвижение России на рынке высоких технологий и предпринимательства. Мы стремимся сделать нашу страну более привлекательной на рынке инноваций, — объяснил Герман Греф. — Только так, через развитие предпринимательства, через помощь молодым ребятам, мы можем создать инвестиционный климат и продвинуть страну в плане развития современной экономики». Сам ПАО Сбербанк, который все больше превращается в технологическую компанию, за счет стартапов наполняет свою экосистему.

Греф выразил надежду, что многие российские компании подхватят это движение. Некоторые корпорации уже откликнулись на призыв ПАО Сбербанка. В жюри на демо-дне вместе с Грефом сидели два участника списка российского Forbes — акционер ЕСН Григорий Березкин и президент Rambler Александр Мамут, президент «Медси» Елена Брусилова, гендиректор «ВымпелКом» Василь Лацанич, гендиректор Tele2 Сергей Эмдин, а также гендиректор 500 Startups Кристин Цай, которая специально прилетела на мероприятие из Кремниевой долины. В зале были представители Роснано, Ростеха и других корпораций.

Внутренние заказчики

Изначально ПАО Сбербанк планировал выбрать семь победителей, но в итоге их оказалось восемь:

- платформа для создания и продажи онлайн-курсов в мобильном приложении Gurucan;

- видеостриминговый сервис Boontar Live c торговым модулем, позволяющим зрителям покупать товары в видео без переходов на другие страницы;

- AI-решение для управления репутацией бренда в процессе рекламы WhatchOut AI, которое дает возможность появляться только в благоприятном для компаний контексте;

- технология Andata, помогающая идентифицировать посетителей web-сайтов, заметно сократив временные затраты;

- сервис Legium, позволяющий удаленно подписывать электронные документы с физическими или юридическими лицами;

- создание и продюсирование виртуальных персонажей на основе нейросетей и CGI-графиков Malivar;

- автоматизированная платформа массового обучения с технологией AI Robot Albert, благодаря которой за два месяца можно гарантированно сформировать навык сотрудника;

- технология компьютерного зрения Insize, позволяющая складам и распределительным центрам перейти к безошибочной сборке заказов, сократив временные затраты и исключив возможность ошибки из-за человеческого фактора.

Каждый стартап-победитель получил по 4 млн рублей. Также им предложили 6 млн рублей в обмен на долю в компании. По 6 млн рублей предложили еще шести стартапам, но их названия представители ПАО Сбербанка предпочли пока оставить в секрете. Как отметил Греф, в этом наборе акселератора почти все компании использовали в своих технологиях искусственный интеллект, а в предыдущем наборе таких было около 30%.

Но эффект от демо-дня не только в полученных инвестициях. Например, каждый из членов жюри назвал по три стартапа, с которыми планируется обсудить совместную работу или пилотный проект. Кроме того, в презентациях многих стартапов уже указаны пилотные проекты с компаниями из экосистемы ПАО Сбербанка. Как рассказал сооснователь Robot Albert Дмитрий Буталов, в середине акселератора был промежуточный демо-день. «Там собрались 35 внутренних заказчиков. Мы оттуда и получили пилот с Сетелем банком и другие заявки», — говорит Буталов.

Искусство продавать

Одно из слабых мест российских технологических предпринимателей — они не так успешно продают себя со сцены, как зарубежные коллеги. На демо-дне акселератора ПАО Сбербанка ситуация была заметно лучше, чем в среднем по рынку. Сказалась помощь партнера 500 Startups. «Сначала мы готовили питчи на английском, прорабатывали с менторами каждую мысль, а потом еще отрабатывали с русскоязычными менторами, которых тоже привлекли 500 Startups. И тренировались безумное количество раз — на сцене, за сценой дома и вообще везде», — рассказывает Дмитрий Буталов из Robot Albert.

Обучение стартапов лежало на партнерах ПАО Сбербанка по акселератору. Всего за восемь недель акселерации из Кремниевой долины приезжали 23 ментора, каждый из которых преподавал свое направление — от Customer Development (как искать проблемы клиентов) до Fundraising (как поднимать инвестиции). Как объясняет Буталов, предприниматели могли сами решать, консультации каких именно менторов им выбрать — это зависело от того, какие навыки хочет прокачать предприниматель. При этом к каждому стартапу был прикреплен ментор, который следил за прогрессом, а часть лекций была обязательна для посещений.

Еще одна проблема российских стартапов — выход на глобальный рынок. Инвесторы хотят вкладывать деньги в проекты с большим потенциалом, а российский рынок зачастую оказывается слишком тесным. Как рассказывает сооснователь стартапа Sliza Артем Прокопенко, много материалов от менторов из Кремниевой долины было посвящено как раз правилам глобального рынка, методикам и возможностям. «Менторы оценивали, что ты делаешь здесь и как это можно проецировать на глобальные рынки», — говорит Прокопенко.

Что будет дальше? Герман Греф заявил, что ПАО Сбербанк продолжит работу со стартапами. И, вероятно, скоро стоит ждать набора в третий акселератор. По словам Грефа, каждый из выступавших на демо-дне стартапов имеет потенциал стать единорогом — компанией с оценкой более $1 млрд. Но нужно выходить на глобальный рынок, а этому могут помочь знания от 500 Startups и инвестиции от ПАО Сбербанка. Примеры, когда российские технологические предприниматели создавали стартапы-единороги или близкие к этому статусу компании, уже есть. Например, Андрей Андреев продал свои сервисы знакомств за $3 млрд, а Николай Сторонский меняет финансовую отрасль со своим Revolut. Возможно, через несколько лет мы услышим новости и о победителях демо-дня второго акселератора ПАО Сбербанка.

* На правах рекламы

Новости партнеров