Полезные лица

Ирина Телицына Forbes Contributor
Как сервис видеонаблюдения помогает бизнесу зарабатывать

В ноябре в России заработал первый сервис облачного распознавания лиц — он поможет бизнесу «узнавать» в лицо клиентов и сотрудников без больших инвестиций в «железо», ПО и лицензии. Для работы сервиса нужна только камера и доступ в интернет. Разработчик — компания Ivideon.

Ivideon — это сервис облачного видеонаблюдения и видеоаналитики, в который фонды Rusnano Sistema SICAR и Skolkovo Ventures в 2018 году инвестировали $8 млн. «Мы гордимся тем, что выступили лид-инвестором в раунде финансирования российской компании Ivideon. Основными факторами инвестиционной привлекательности для нас стали потенциал рынка и перспективность применения технологии как в России, так и за рубежом, — отмечает Сергей Вахтеров, старший управляющий директор УК «РОСНАНО», член инвестиционного комитета фонда Rusnano Sistema Sicar. — На сегодняшний день спрос формируется огромным количеством игроков, в том числе — это системы «умного города» и «умного дома». Сейчас Ivideon — один из крупнейших игроков на российском рынке облачного видеонаблюдения».

Сервис Ivideon был основан в 2010 году, став пионером в этой сфере облачного видеонаблюдения в России (видеонаблюдение через интернет существовало и ранее, но эта услуга не предполагала облачного хранения, уведомлений и т.д.). «Мы понимали, что видеонаблюдение через облако станет трендом на рынке, поскольку и люди будут больше доверять облачным решениям, и скорость интернета со временем вырастет. Наше решение объединило профессиональные системы видеонаблюдения и сервисы, доступные каждому. Философия простоты — в основе всех новых продуктов и сегодня», — говорит Андрей Юдников, основатель и генеральный директор Ivideon.

С каждым годом у Ivideon становилось все больше конкурентов — на рынок выходили и телекоммуникационные компании, и традиционные производители систем безопасности, камер, и многочисленные стартапы (мощный стимул есть — Amazon в 2018 году купила стартап Ring, специализирующийся на IoT-решениях для охраны жилья, за $1 млрд).

Компания Ivideon тоже изменилась. Первой важной вехой стало развитие мультивендорности сервиса: подключить к облаку Ivideon сегодня можно практически любую камеру. Вторым прорывом стал выход за рубеж с 2013 года. Как результат — услугами компании пользуются в более чем 100 странах мира. Мировые производители камер видеонаблюдения включили компанию в свои дорожные карты и на этапе создания продуктов интегрируют ПО Ivideon.

Стратегическим для развития компании стало решение охватить b2b-сегмент рынка — сейчас 75% продаж приходится на МСБ.

Мы передали видеонаблюдение из рук безопасников в руки коммерсантов,

Андрей Юдников

Следующий ключевой этап — разработка и внедрение в облачный сервис модулей видеоаналитики для бизнеса. Аналитика с помощью камер стала ценным источником сбора данных для повышения эффективности бизнеса клиентов и роста его ключевых показателей.

Сервис Ivideon умеет: сообщать о возникновении очереди на кассе, считать конверсию прошедших мимо витрины людей в покупателей, анализировать, сколько времени сотрудник фактически провел на рабочем месте и многое другое. Вместе с данными из других источников аналитика помогает искать решение актуальной проблемы. Например, продажи утром в конкретной точке не идут, поскольку продавцы первые полчаса после открытия просто пьют кофе. Значит, возможно, руководителю нужно ввести детальный рабочий регламент для сотрудников или изменить систему мотивации. «Мы стремимся давать не просто сервис, а готовые бизнес-решения», — говорит Юдников.

По словам Андрея, большой интерес к аналитике Ivideon проявляют франшизы. Один из давних и лояльных клиентов — Федор Овчинников, основатель сети «Додо Пицца», для которой сервис отчасти выполняет функцию тайного покупателя. Работает это так: существует общество тайных покупателей «Додо Пиццы», в котором люди сами оценивают качество продукта и ставят оценку пиццерии, получая баллы. Видеоаналитика на основе машинного обучения полностью автоматизирует процесс составления рейтинга. С помощью видео можно оценить не две пиццы в неделю, как это сделает человек, а 300 пицц, которые выходят из печи ежедневно.

«Технологии машинного обучения, в частности функция видеораспознавания, пронизывает большинство бизнес-процессов, начиная от обеспечения безопасности и заканчивая прогнозированием поведения потребителей в торговых сетях и развлекательных центрах, — отмечает Сергей Вахтеров, старший управляющий директор УК «РОСНАНО». — Бурный рост применения технологии распознавания лиц, на мой взгляд, напрямую связан с развитием «видеонаблюдения как услуги» (VSaaS). Мировой рынок VSaaS растет на 22% ежегодно и к 2022 году достигнет $6 млрд. Соответственно, чем шире распространена технология, тем она становится дешевле и доступнее. Например, в Великобритании, по данным CSC, уже 30% розничных торговых точек пропускают видеопотоки с камер наблюдения через специальное ПО, распознающее лица и анализирующее поведение покупателей».

По словам Андрея Юдникова, работа с фондом Rusnano Sistema SICAR для компании очень значима. «У меня есть опыт общения с венчурной индустрией и я понимаю, что инфраструктура слабо развита с точки зрения глобальных историй. В данном случае, общаясь с крупным институтом развития, мы видим очень профессиональную работу. Экспертам фонда важно, что у нас происходит, они буквально вгрызаются в метрики нашего проекта, делятся экспертизой, которой мы не владеем. У фонда большая воронка проектов и они видят разные бизнес-модели и кейсы. Мы получили также и нетворкинг, и помощь с наймом сотрудников — в этом году как раз перестраивали команды менеджеров по продуктам и по продажам».

Компания является одним из лидеров мирового рынка по набору опций и географии работы. «Нам интересно международное развитие. Это серьезный вызов — откусить значимый кусок пирога, конкурируя с глобальными игроками. За что я обожаю проект Ivideon — каждый год мы переживаем очередную стадию роста и улучшаем показатели», — говорит Юдников.

Больше кейсов — в специальном разделе «Инвестиции работают».

Новости партнеров