К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Импортозамещение по-европейски: зачем ЕС вводить пошлины на российские удобрения

Фото Эрика Романенко / ТАСС
Фото Эрика Романенко / ТАСС
Европейская комиссия предложила ввести импортные пошлины на российскую сельхозпродукцию и удобрения, содержащие азот. Зачем это нужно и насколько серьезную угрозу для российского экспорта представляет возможное введение этих мер, разбирался Forbes

Европейская комиссия (ЕК) выступила 28 января с предложением ввести пошлины на российские и белорусские сельскохозяйственные товары, а также азотные и некоторые сложные удобрения, в состав которых входит азот. Эти меры, по мнению ЕК, позволят диверсифицировать импорт из третьих стран, обеспечить стабильные поставки удобрений и сделать их цены доступными для европейских фермеров.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Что хотят изменить

По данным ЕК, в 2023 году удобрения, подпадающие под предлагаемое регулирование, составляли более 70% от общего потребления этой продукции в Евросоюзе, их общий импорт составил 14 млн т, а на долю России в этом объеме пришлось 3,6 млн т стоимостью в €1,28 млрд. Сейчас для этих видов удобрений импортные пошлины в ЕС установлены на уровне 6,5%. Импорт же сельскохозяйственной продукции в ЕС в 2023 году составил 2,9 млн т на сумму €380 млн, говорится в сообщении ЕС. Комиссия не приводит данных за 2024 год. Федеральная таможенная служба России закрыла свою статистику.  

Для удобрений ЕК предлагает к существующему адвалорному компоненту (процентной ставке от таможенной стоимости) в 6,5% добавить специфический (фиксированную минимальную сумму), который будет постепенно увеличиваться, начиная с €40–45 за тонну, в зависимости от типа удобрений, что соответствует приблизительно 13% в адвалорном эквиваленте, с 1 июля 2025 года до запретительного уровня в €315–430 за тонну соответственно, с 1 июля 2028 года. Если же цены на удобрения существенно превысят уровень 2024 года в течение следующих четырех лет, то ЕК предпримет необходимые действия для устранения такого скачка и при необходимости предложит временно приостановить действие пошлин, указывает комиссия.

 

Для сельхозпродукции предлагается ввести адвалорную ставку в размере 50% от таможенной стоимости сверх ныне действующей пошлины. Новые пошлины вступят в силу через четыре недели после публикации принятого закона в официальном журнале ЕС.

Предложение ЕК теперь должно быть рассмотрено Европейским парламентом и Советом ЕС. Для принятия Советом ЕС соответствующего закона не требуется консенсус, а лишь квалифицированное большинство, отмечает ЕК. Таким большинством считается не менее 55% стран ЕС, то есть 15 из 27, представляющих не менее 65% всего населения ЕС, или около 447 млн человек.  

 

Защитить своих

Forbes поговорил с экспертами о причинах такого решения ЕК: по их мнению, главный мотив — попытка защитить внутреннего производителя. «Разумеется, введение пошлин направлено на поддержку умирающей промышленности по выпуску азотных удобрений в Евросоюзе из-за высоких цен на природный газ», — полагает главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов. Он считает высокой вероятность принятия пошлин, поскольку, по его мнению, иных способов поддержать маржу собственной отрасли по выпуску азотных удобрений у ЕС нет. А фермерам в случае подорожания удобрений вероятно предложат субсидии на их покупку, считает Худалов. В принципе пошлины могут на время остановить сбыт агрохимикатов из России в ЕС, но проблема заключается в том, что их выпуск там не полностью закроет потребление, говорит независимый аналитик Леонид Хазанов. «По удобрениям, содержащим фосфор, вообще будет сложная ситуация в силу действия жестких требований по лимитированию концентраций кадмия, и заменить российскую продукцию будет крайне трудно», — говорит он.

При этом роль России в импорте удобрений в ЕС остается крайне высокой, говорит ведущий аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Данилов. «Мы отмечаем, что в 2024 году степень зависимости ЕС от российских поставок лишь возрастала и практически вернулась на уровень докризисного 2021 года, — указывает он. — По данным Евростата, по итогам 11 месяцев 2024 года вклад России в общий импорт удобрений Евросоюза, составивший 15,9 млн т, составил 4,5 млн т (€1,5 млрд), или 28,1%, против 3,9 млн т (€1,4 млрд), или 24,2%, в 2023-м и 5,4 млн т ( €1,8 млрд), или 31,0%, в 2021-м. Также увеличились и абсолютные показатели ввоза: за 11 месяцев 2024 года импорт всех видов российских удобрений в ЕС показал рост на 25,4% — до 4,5 млн т, или €1,5 млрд к аналогичному периоду 2023-го. Решение европейских властей сконцентрироваться в первую очередь на азотных удобрениях также вполне логично: вклад азотной продукции в европейский импорт удобрений из России [в январе — ноябре 2024 года] составил 2,3 млн т (€0,6 млрд), или 50,9%». По итогам 2024 года, по расчетам Данилова, совокупный ввоз удобрений в Евросоюз мог достичь €6,3 млрд, из которых €1,6–1,7 млрд могли прийтись на российские поставки. В свою очередь, под обсуждаемое регулирование подпадает импорт удобрений из России на сумму около €1,3–1,4 млрд, подсчитал Данилов.

Пошлины на российскую сельхозпродукцию европейским фермерам вряд ли помогут, говорят собеседники Forbes. «Решение Еврокомиссии, если оно и будет принято, я бы назвал исключительно политическим, — полагает независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут. — Это попытка европейских политиков показать свою заботу о фермерах. Агросектор ЕС сейчас находится не в лучшем состоянии, доходы производителей падают, и, учитывая их жесткую публичную позицию, власти стараются идти на какие-то уступки. Правда, при этом практически никак не ограничивается демпинговый импорт из Украины». 

 

«Поставки из России зерновых и масличных в Евросоюз прекратились еще 1 июля 2024 года — тогда были введены запретительные пошлины на эти группы товаров, и ограничить заново то, чего уже физически нет, не получится», — комментирует президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его словам, ранее основу поставок в ЕС составляла твердая пшеница, поступавшая главным образом в Италию, Испанию и Грецию. 

С лета 2024 года экспорт масложировой продукции практически полностью переориентировался на Восточно-Азиатские рынки, подтверждает аналитик OleoScope Лилия Варыгина. «Среди масличных культур основной поставляемой в ЕС в 2024 году оказался лен, его отправили на экспорт 367 000 т, экспортировали также нишевые сафлор и рыжик — 15 000 т и 8000 т соответственно. Экспорт подсолнечника практически прекратился», — поясняет эксперт.

Потери для России

В отличие от санкционных запретов, введение пошлин не закрывает для российских производителей рынок ЕС, но потери все-таки будут, говорят собеседники Forbes.

Агропродукции это касается в меньшей степени. «С 2022 года проведена планомерная переориентация экспорта в дружественные страны, доля которых в 2021 году составляла 73% от общего объема отечественных поставок, — говорит в беседе с Forbes представитель Минсельхоза России. — В 2024 году этот показатель достиг 90%. При этом экспорт российских сельхозтоваров в ЕС планомерно сокращается. Основную долю попавших под новые санкции товаров составляют грибы, орехи, солод, так что принятые пошлины не оказывают значимого влияния на общий объем экспорта продукции АПК из России».

С поставками удобрений ситуация иная, говорят эксперты. «В принципе пошлины могут на время остановить сбыт агрохимикатов из России в ЕС, но проблема заключается в том, что их выпуск там не полностью закроет потребление», — полагает независимый аналитик Леонид Хазанов. По его словам, в случае принятия этих мер, поставки на рынок Европейского Союза постараются нарастить США, Египет, Марокко, Израиль, Иордания, но тогда им придется ослабить свои позиции в других регионах — в  Африке, Латинской Америке, Индии и Китае, в которых тогда усилится Россия. Потери валютной выручки России при полном отказе от ввоза российских удобрений в ЕС могут быть от силы на уровне $1 млрд (€960 млн по текущему курсу), может, чуть больше, полагает Хазанов, однако он напоминает, что на первых порах пошлины, которые предлагает ЕК, не будут являться запретительными и европейские потребители не станут сразу отказываться от российских удобрений. «Я бы не скидывал со счетов сценарий, что потери первое время будут меньше, порядка $300–400 млн (€290–385 млн), так как другие крупные производители удобрений, такие как США или Египет, не смогут немедленно поставить в Европейский Союз номенклатуру, аналогичную поступающей из России», — говорит он.

 

Повышенные пошлины проталкивает лобби неэффективных европейских производителей удобрений, которые не способны ни по одному из компонентов удобрений конкурировать ни с российской, ни с марокканской продукцией, рассуждает в беседе с Forbes эксперт отрасли, пожелавший остаться неназванным. «Спрос на удобрения из России высокий, в частности потому, что они не содержат кадмий и они также более эффективны при применении, чем аналогичные, поставляемые конкурентами, — говорит он. — Пошлины, если они будут введены, ударят в первую очередь не по России, а по европейским фермерам, цены для которых вырастут, и по потребителям в развивающихся странах, в первую очередь африканских. А Россия сможет перераспределить выпадающие объемы на рынках дружественных стран. Кроме того, не следует забывать, что российские аграрии защищены доступными ценами на удобрения, которые были зафиксированы еще в 2021 году».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+