Рис отправляется в путь: спустя четыре года Россия возобновляет экспорт крупы

С 1 января 2026 года Россия возобновила экспорт риса-сырца (не прошедших обработку зерен). Правда, постановление правительства от 19 декабря 2025 разрешает вывоз риса только на год — до 31 декабря 2026 года. К тому же установлена тарифная квота — 200 000 т, на этот объем распространяется нулевая ставка вывозной таможенной пошлины. В случае превышения лимита экспортные поставки будут облагаться пошлиной в размере 50% от таможенной стоимости товара, но не менее €150 за т.
Экспорт Россия запретила 1 июля 2022 года из-за сокращения урожая риса почти на 20% по сравнению с 2020-м, до 920 200 т. Основной причиной послужила случившаяся в апреле 2022-го авария на Федоровском гидроузле в Краснодарском крае — главном регионе-производителе риса. Чтобы защитить внутренний рынок от дефицита, запрет установили до 31 декабря 2022 года, но после несколько раз продлевали. С 1 июля по 31 декабря 2025 года был разрешен вывоз обработанных зерен риса и крупы в рамках квоты (до 50 000 т) при сохранении эмбарго на экспорт сырца.
Пошли в рост
Для принятия решения о снятии запрета на экспорт потребовалось подготовить доказательную базу, рассказали Forbes в Ассоциации «Национальный рисовый союз» (НРС). Ассоциация фиксировала объем производства и состояние внутреннего рынка, и полученные данные позволили выявить профицит риса.
В 2024 году урожай в России был рекордным — более 1,2 млн т риса, в 2025 году, по предварительным оценкам, он будет лишь немного ниже прошлогоднего, отмечает гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко. Основную долю — около 80% — традиционно обеспечивает Краснодарский край. Уровень обеспеченности рисом в стране за счет внутреннего производства сейчас составляет около 95–97%, это один из самых высоких показателей за последние годы, рассказывает Недужко. Некоторые сорта длиннозерного риса традиционно в Россию завозятся, добавляет независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут, так как в стране их почти не выращивают. Он полагает, что потребление риса стабильно последние годы и меняться не будет.
Рост российского производства риса стал возможен за счет мелиорации (повышения эффективности) почв, улучшения систем орошения полей, инвестиций в технику, семеноводство и переработку, а также роста эффективности работы крупных игроков, говорит директор практики «Потребительский сектор и АПК» компании Strategy Partners Екатерина Михалева. При этом рисоводы испытывают те же трудности, что и другие аграрии: рост издержек и кадровый дефицит. К тому же отрасль очень зависит от состояния оросительных систем. Так что возобновление экспортных поставок позволит отечественным производителям диверсифицировать каналы сбыта и получить дополнительную прибыль, которую можно будет инвестировать, например, в мелиорацию, отмечают в НРС.
Что еще важнее, экспорт даст возможность избавиться от излишков риса внутри страны, которые давят на цены, говорит Корбут. «После запрета на экспорт, который действовал с 2022 года, избыток предложения на внутреннем рынке привел к значительному снижению цен, которые с тех пор не восстановились. При этом себестоимость производства росла», — отмечает Недужко.
Если в декабре 2024 года сырец в среднем продавали по 31,6 рубля за килограмм, а крупу — по 55,7 рубля за килограмм, то к началу декабря 2025 года цены снизились до 19,9 и 38,5 рубля за килограмм соответственно, говорит глава аналитического агентства «Агроан» Артем Иванов. Таким образом, сырец за 12 месяцев подешевел примерно на 37%. По предварительным расчетам, в финансовом 2025 году расходы на производство увеличились минимум на 10–15% и составят примерно 160 000–170 000 рублей на га, что соответствует себестоимости в 21–23 рублей за килограмм, подсчитывает Иванов. «Получается, сырец продавался в конце прошлого года с минимальной маржой или даже ниже среднегодовой расчетной себестоимости», — резюмирует он.
На фоне ограничений на экспорт сформировались переходящие запасы, с которыми сейчас можно выходить на внешние рынки, говорит Михалева. На 1 декабря 2025 года у сельхозпроизводителей и переработчиков Краснодарского края скопилось в пересчете на сырец 819 900 т риса и крупы — на 192 400 т, или 30,7%, больше, чем годом ранее, подтверждает Иванов. Такие значительные запасы, говорит он, будут удерживать цены до начала уборки нового урожая. Этот объем почти соответствует годовому потреблению риса в России, который равен 1 млн т.
«Низкие цены не дают рисоводам зарабатывать, а значит, и дальнейшие инвестиции оказываются под угрозой, а отрасль очень капиталоемкая», — поясняет Корбут. Введение квот на экспорт риса придаст положительный импульс рынку, производители увеличат посевные площади, а цены могут подняться до более справедливых уровней, считает Иванов.
Непрерывность экспорта
Реальный экспортный потенциал на 2026–2027 годы можно оценивать как умеренный, но устойчивый, говорит Михалева. Речь идет не о резком росте, а о постепенном расширении поставок при сохранении приоритета внутреннего рынка — при нормальных погодных условиях и предсказуемом регулировании отрасль способна стабильно отправлять товар за рубеж.
До введения эмбарго Россия поставляла рис не только в страны ЕАЭС, но и в Турцию, Сербию, даже Норвегию, отмечает Корбут. «С введением ограничений многие связи были разрушены, однако Россия и сейчас имеет шанс наладить поставки во многие страны», — уверен он. Основные направления экспорта российского риса сейчас — страны ближнего зарубежья и сопредельные рынки, поясняет Михалева: Казахстан, страны Закавказья, Центральной Азии и Ближнего Востока. «Там востребован прежде всего круглый и среднезерный рис, российская продукция хорошо вписывается по качеству и цене. Более дальние рынки возможны, но пока остаются нишевыми», — говорит она.
Введение квоты на экспорт риса может стабилизировать внутренние цены, говорит Недужко. «Но срока в один год для формирования устойчивой экспортной стратегии недостаточно, для реального восстановления рентабельности производителям важно видеть четкие и долгосрочные условия экспортной политики — минимум три года», — добавляет он.
Присутствовать на мировом рынке Россия должна не время от времени, в отдельные сезоны, соглашается Корбут, а постоянно, укрепляя отношения с импортерами вне зависимости от конъюнктуры конкретных годов и ситуации с курсом валют. Ослабление рубля сделает экспорт более привлекательным, а отечественных рисоводов — более конкурентоспособными, добавляет он.
«Квотой на рис мы успешно пользуемся, хотя и есть небольшие трудности, связанные с тем, что получение лицензий немного затянуто по времени, но их выдают», — рассказывает руководитель отдела экспортных продаж в ТД «Ярмарка» Юлия Борисова. Компания поставляет крупы в Монголию, США, Германию и другие страны. «В 2026 году наш план на экспорт — не более 500 т риса и продуктов, его содержащих», — говорит Борисова.
