Как люди превращают Землю в ад: Анапа, Норильск, Лос-Анджелес
Прошлый 2024 год оказался самым жарким за всю историю наблюдений. Средняя температура всего лишь на полтора градуса превысила значения второй половины XIX века, но глобальное потепление уже не первый год уносит жизни людей в России и по всему миру. Треть россиян проживают в городах, где концентрация вредных веществ в воздухе минимум в семь раз превышает санитарные нормы. А транснациональные корпорации давно научились извлекать из зеленой повестки выгоду, не меняясь к лучшему. Рассказываем, как человек губит природу, а она отвечает ему взаимностью, в новом выпуске «Forbes Главное». Для этого мы отправились в Анапу, чтобы собственными глазами убедиться: ни остановить, ни даже взять под контроль экологическую катастрофу на побережье Черного моря до сих пор не удается
О чем этот выпуск
2024 год оказался самым теплым за всю историю наблюдений. Средняя температура на планете на полтора градуса Цельсия превысила показатели второй половины XIX века. Ученые считают это первым рубежом на пути к необратимым последствиям для человечества. В подписанном в 2015 году Парижском соглашении по климату именно полтора градуса Цельсия зафиксированы как планка, ниже которой нужно удержать рост температуры до середины века.
Природа сходит с ума. США летом на два месяца накрыл «тепловой купол»: в 19 штатах температура превышала 45 градусов в течение нескольких недель. В Саудовской Аравии выпал снег. В Антарктиде ученые обнаружили 45 квадратных километров растительности. Венесуэла стала первым государством, где полностью растаяли ледники. В январе в Москве впервые в истории средняя температура оказалась положительной. А в Калифорнии из-за засухи и сильных ветров пожары уничтожили 160 квадратных километров Лос-Анджелеса — по площади это почти как четыре Ватикана.
Человек уже изменил три четверти земной среды и почти 66% водной. Города с 1900 года выросли вдвое. Деградация земель снизила ее производительность для сельского хозяйства на 23%. Между Калифорнией и Гавайями образовалось мусорное пятно из пластика, площадью с три Франции. Удобрения, которые попадают в мировой океан, привели к появлению более 400 «мертвых зон» размером с Великобританию. С середины прошлого тысячелетия из-за деятельности человека вымерло минимум 680 видов позвоночных животных. К середине века могут исчезнуть еще от полумиллиона до миллиона видов. Под угрозой более трети всех морских млекопитающих. А из-за того что океан поглощает все больше углекислого газа, его кислотность повышается — это ведет к обесцвечиванию и вымиранию кораллов, а они хоть и занимают всего 1% океана, но обеспечивают домом четверть всех морских обитателей.
Этот выпуск «Forbes Главное» посвящен экологическим проблемам. Мы рассказываем, почему человечество не в силах остановить глобальное потепление, жители каких российских городов дышат отравляющим их воздухом и что происходит на побережье Черного моря после экологической катастрофы.
Что происходит в Анапе
Во второй половине декабря с пляжей Анапы исчезли бродячие собаки и улетели вездесущие чайки и вороны. Зато было многолюдно — едва ли город когда-либо наблюдал такое количество приезжих вне курортного сезона. Впрочем, гости приехали в Анапу не отдыхать, а убирать мазут с почти 54 км береговой линии. Нефтепродукты появились на пляже после того, как 15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение два танкера, перевозившие больше 9000 т мазута.
Спустя два с половиной месяца животные вернулись, а вот людей, наоборот, стало меньше — поток волонтеров существенно сократился после январских праздников. На первый взгляд, такое количество добровольцев городу-курорту больше не нужно. На одном из пляжей, где побывали журналисты Forbes, мазут еще есть, но лежит небольшими и даже аккуратными кучками. Собирает его группа из 10 человек и уже в 14:00 они как по команде прекращают работать и уходят.
Масштаб катастрофы становится понятен, когда оказываешься на Бугазской косе — это узкая полоска суши длиной 14 км к северу от Анапы, отделяющая лиманы от Черного моря. Мазут здесь лежит большими кусками, а коса не убрана еще и наполовину. Каждый день с утра и до вечера здесь работают сотрудники МЧС и местных муниципалитетов, спасатели и волонтеры — независимые и привлеченные партией «Единая Россия». Это тяжелая физическая работа, особенно в конце февраля, когда в Анапе дуют сильные ветра и стоят холода — такой погоды местные не видели десятилетиями. И конца этой работе не видно. Коса разделена на секторы, каждый из которых собирающие нефтепродукты люди могут проходить по несколько раз. Из-за постоянно меняющихся ветров и штормов мазут и песок перемешались, сейчас берег похож на слоеный пирог. И никто из добровольцев, пообщавшихся с Forbes, не видел на косе участка, который можно было бы назвать полностью чистым.
Пока что холода играют на руку волонтерам — по консистенции замерзший мазут похож на пластилин, его можно как минимум вручную собирать и отделять от песка с помощью сеток. Что делать, когда начнется жара, — никто не знает. В задаче, которую решают волонтеры, в принципе много неизвестных. Неизвестно, сколько мазута с танкеров попало в море, какая часть легла на дно, а какая уже вывезена с пляжей. Неизвестно, как поведут себя лежащие на дне нефтепродукты весной и существует ли возможность отделять мазут от песка машинным способом. В зоне загрязнения пытались применять сортировочные установки «Грохот». Но содержание мазута в песке после такой обработки оказалось выше нормы, установленной Роспотребнадзором. Несколько недель назад на оперштабе по устранению последствий аварии подсчитали: чтобы очистить берег до наступления тепла, необходимо, чтобы на уборку в день выходили по 7000 человек. Сейчас на Бугазской косе работают, по оценкам, всего лишь 200–300 человек.