К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Власть не умеет делегировать полномочия

фото Итар-ТАСС
фото Итар-ТАСС
Что означает выдвинутая Минэкономразвития идея обязательного правительственного контроля за сделками госкомпаний с активами

Директор Департамента имущественных отношений Алексей Уваров озвучил инициативу Минэкономразвития внести поправки в законодательство, согласно которым госкомпании смогут проводить сделки с активами только с разрешения правительства.

С одной стороны, логика правительства понятна: оно хочет установить контроль над крупными сделками и не допустить монополизации тех или иных секторов. Но с другой стороны, почему же не осуществлять этот самый контроль через советы директоров, которые и так находятся под контролем государства? У государства уже есть рычаг, чтобы влиять на эти сделки. Если сделка очень крупная, она одобряется еще и на собрании акционеров, где у государства контрольный пакет: оно может заблокировать или принять любую сделку.

В советах директоров сидят профессиональные поверенные, голосующие по директивам отраслевых ведомств, Минэкономразвития и т. д. И наиболее важные вопросы все равно согласуются на высшем уровне. Почему нельзя просто дать совету директоров соответствующие директивы?

 

К тому же получается очень странно. С одной стороны, Медведев проводит реформу, чтобы советы директоров были более независимыми и чувствовали ответственность за принятие решений. А с другой стороны, теперь создается механизм, который позволит государству принимать решения в обход советов, избавляя директоров от ответственности.

Если же говорить о желании государства контролировать приобретение долей компаний, работающих в конкурентных секторах экономики, с целью не допустить монополизации секторов, то здесь наблюдается дублирование функций. У государства уже есть соответствующие функции регулятора — для этого существуют антимонопольные органы, которые просто должны работать, отслеживать сделки, вызывающие сомнение, и давать либо не давать на них добро.

Безудержное желание государства все контролировать, отсутствие культуры делегирования принятия решений на более низкий уровень, в нашем случае советам директоров, — все это свидетельства того, что экономика у нас продолжает функционировать в ручном режиме.

Положительных сторон этой инициативы Минэкономразвития я не вижу. Что же касается другой инициативы министерства — обязать поставщиков товаров и услуг, желающих принять участие в госзакупках, раскрывать информацию о наличии среди их руководителей людей, приходящихся близкими родственниками чиновникам и сотрудникам госкомпаний, — то тут, на мой взгляд, все уместно и правильно. Если мы хотим убрать коррупцию из процедуры госзакупок, эту инициативу надо реализовывать. Обходные пути находятся для любого закона, но все же эта мера будет способствовать тому, чтобы процесс госзакупок стал более прозрачным.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+