К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Чем закончится конфликт между Китаем и Японией

фото REUTERS 2012
фото REUTERS 2012
Азиатские гиганты слишком взаимозависимы, чтобы использовать экономические санкции друг против друга

Развитие противостояния между Японией и КНР из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао) дошло до прямых угроз Китая применить к Японии экономические санкции. Сделаны и некоторые практические шаги, но угрозы Пекина наверняка не будут реализованы, поскольку нанесут ущерб китайской экономике в то время, когда экономический рост замедляется. Тем не менее инвестиционный климат в КНР для японских компаний очевидно ухудшается. В долгосрочном плане часть потока японских прямых инвестиций может быть перенаправлена из КНР в другие страны Азии, а некоторые производства могут вернуться в Японию.

В редакционной статье китайского англоязычного официоза China Daily, опубликованной в понедельник, прямо указывалось, что Япония уязвима перед лицом китайских экономических санкций и может потерять еще 10 или даже 20 лет в своем развитии, если эти санкции будут применены. Потери Китая, по мнению авторов статьи, будут ощутимо меньше.

По данным AP, Государственное управление по делам туризма КНР разослало туристическим компаниям приказ отменить все туры в Японию на период национальных праздников КНР (неделя после 1 октября). При этом компаниям обещано возмещение убытков за государственный счет. Содержание приказа и тот факт, что он вообще мог быть издан, кстати, наглядно иллюстрирует истинное качество китайского государственного регулирования.

 

Кроме того, многочисленные антияпонские погромы и акции протеста в КНР уже привели к ощутимым убыткам для работающих в стране японских компаний. Sony, Panasonic, Toyota, Honda, Nissan были вынуждены приостановить работу всех или части своих производств в КНР из соображений безопасности. Магазины японских брендов столкнулись с актами вандализма и падением продаж, некоторые (например, Uniqlo) также приостановили работу.

Тем не менее в ближайшие дни, в крайнем случае недели, политический кризис будет урегулирован и все вернется на круги своя. Идея масштабных санкций КНР против Японии абсурдна. С таким же успехом сборочный цех автомобильного завода мог бы ввести экономические санкции против кузовного цеха или цеха про производству двигателей.

 

КНР является промежуточным элементом так называемой «треугольной торговли», в которую вовлечены новые индустриальные страны Азии и конечные потребители продукции в Европе и США. В рамках «треугольной торговли» в КНР ввозятся высокотехнологичные компоненты (элементная база электроники, двигатели и т. п.) из более развитых стран Восточной Азии. В КНР производятся относительно низкотехнологичные компоненты продукции и осуществляется ее финальная сборка. Далее продукция поступает на рынки стран-потребителей.

Как следствие, Китай имеет значительное отрицательное сальдо торгового баланса с Японией, Тайванем и Южной Кореей, поставщиками высокотехнологичных компонентов и сложного оборудования, и большое положительное сальдо торговли с США и Евросоюзом — основными конечными потребителями собранной в Китае продукции. Часть продукции китайской сборки может возвращаться назад в страны-поставщики компонентов, и здесь Япония является как раз особенно крупным и важным рынком.

Например, в 2011 году японский экспорт в КНР достигал $194,6 млрд, импорт из Китая — $148,3 млрд. Согласно оценкам, делавшимся в китайской прессе в начале 2011 года в связи с аварией на АЭС «Фукусима», на оборудование и комплектующие, предназначенные для сборочных производств в Китае, могло приходиться до 70% японского экспорта в Китай. Япония является третьим торговым партнером КНР после Евросоюза и США. За восемь месяцев 2012 года японский экспорт в Китай составил $120,08 млрд, импорт из Китая — $98,6 млрд.

 

Таким образом, первой жертвой любых крупномасштабных китайских торговых санкций против Японии падет китайский же экспорт в США и Евросоюз и занятость на китайских экспортно ориентированных сборочных предприятиях. Едва ли КНР нужно это сейчас, когда в экономике наблюдается тревожное замедление темпов роста, европейские рынки переживают спад, а глобальная экономическая ситуация становится все более тревожной. И Китай, и Япония по своим внутриполитическим причинам вынуждены демонстрировать жесткость по вопросу о спорных островах, не заинтересованы в неконтролируемом разрастании конфликта.

Но если краткосрочные и среднесрочные последствия нынешнего кризиса будут незаметными, то долгосрочные могут оказаться довольно значительными. Кризис продемонстрировал, с одной стороны, дальнейший рост национализма и антияпонских настроений в китайском обществе, а с другой — растущую готовность китайского правительства использовать экономические рычаги для оказания давления на Японию. Японским компаниям придется вновь задуматься об инвестиционном климате в КНР и возможности размещения производств в других развивающихся странах, причем необязательно в Восточной Азии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости