К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Скорее корректировка, чем коллапс»: как кризис в Китае бьет по российскому бизнесу

Фото REUTERS / Aly Song
Фото REUTERS / Aly Song
Российские предприниматели и финансисты — о влиянии обвала китайского фондового рынка на свой бизнес

Китайский фондовый рынок за последний месяц рухнул на треть. С 12 июня индекс CSI 300 откатился к уровню марта 2015 года, инвесторы вывели с рынка порядка 3,5 трлн юаней, или более $570 млрд, а 205 богатейших бизнесменов страны «обеднели» на $195 млрд. Власти КНР принимают экстренные меры, чтобы предотвратить панику: приостановка IPO, запрет на продажу акций для госкомпаний, формирование стабилизационного фонда и др. Forbes узнал у представителей российского бизнеса, имеющего интересы в Китае, как отразились на них проблемы фондового рынка КНР и насколько велик риск разрастания кризиса.

Евгений Касперский, генеральный директор «Лаборатории Касперского»:

Скорее всего, негативный эффект от происходящего в Китае будет. Но не напрямую (мы от биржевых сводок напрямую никак не зависим), а косвенно. Обвал рынка приведет к экономическому кризису, экономии и банкротствам – соответственно, все будут экономить. И индивидуальные пользователи, и бизнес. Мы не планируем сокращать свою деятельность в Китае, этот кризис не первый, да и Китай не первая страна, пережившая кризис.

 

Представитель холдинга USM (на фото основной акционер USM Алишер Усманов):

 

Китайский внутренний фондовый рынок действительно перегрет, и коррекция вполне логична. При этом китайское правительство располагает самым большим в мире, почти четырехтриллионным, финансовым резервом и уже предприняло целый ряд эффективных мер для стабилизации рынка, включая понижение базовых процентных ставок и требований к банковским резервам, приостановку новых IPO и др.

Сложности на биржах Китая не затрагивают бизнес USM, так как наши ключевые проекты сконцентрированы внутри России.

Объемы продаж нашей горнорудной продукции на китайском рынке незначительны в отличие, скажем, от наших австралийских или бразильских конкурентов.

 

В отношении проекта «Удокан», ориентированного на китайский рынок, сохраняется высокий уровень интереса со стороны потенциальных инвесторов и банков КНР. Акции наши китайских интернет-активов торгуются на американских биржах, а компании продолжают успешно развиваться за счет фундаментально надежных бизнес-моделей. Например, объемы рынка электронной коммерции уверенно растут как внутри Китая, так и за его пределами. При этом текущее падение стоимости акций открывает для нас возможность инвестиций по выгодной цене, а мораторий на IPO увеличивает и пул компаний, в которые мы могли бы инвестировать.

Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК:

У КРОК нет деятельности в Китае, но мы сотрудничаем с компаниями Huawei, Inspur, Lenovo и другими нишевыми китайскими вендорами в рамках поставок оборудования и ПО, однако, во-первых, наши взаиморасчеты осуществляются в долларах, а во-вторых, работа с ними ведется через дистрибьюторов, которые  получают товар с условием постоплаты (после отгрузки). В связи с этим финансовые риски с нашей стороны минимальны.

Например, не стоит связывать финансовую устойчивость компании Huawei с общим фондовым рынком. Это крупная компания с большой долей рынка, несколькими заводами и сотнями тысяч сотрудников. Падение акций вряд ли повлияет на поставку оборудования от этого вендора, а уж тем более его прекращение работы с российскими компаниями. Да и по большому счету любой производитель, в том числе китайский, для нас — интеграторов — просто субподрядчик. Не будет этого — будет другой.

Понятно, что цены на акции китайских компаний ходят вверх и вниз, но цена на продукты IT-компаний от этого не меняется и компании не закрываются. В любом случае ближайший год-другой мировую экономику не будет ожидать рост и надо просто привыкать работать на этом рынке. Все китайские вендоры, с которыми мы работаем, имеют большую долю государственного капитала. С ними ничего гарантированно не случится, и для нас это никакой проблемы представлять не должно.

 

Марк Шмулевич,  главный стратегический и операционный директор Acronis:

Я смотрю на падение китайского рынка не как на предвестник коллапса китайской и части мировой экономики, а скорее как на отражение переоцененности рынка. Китай растет, становится богаче и учится этому одновременно, а уж учиться Китай умеет.

На сегодня неясно, насколько серьезным и долгим будет кризис и каков будет его масштаб. Китай – потенциально экономика номер один в мире, падение рынка на 30% произошло очень быстро. Даже с учетом падения все равно сейчас рынок на 70% выше, чем был год назад. Думаю, что вероятность возобновления роста рынка в среднесрочной перспективе достаточно высока и текущая ситуация вполне может не перерасти в глобальный кризис.

 

Если говорить об одной из соседних стран — Сингапуре, где я нахожусь большую часть времени, — то в связи с событиями в Китае замечаю всплеск обсуждения вопроса личных сбережений. Людей волнуют перспективы сделанных ими в китайских рынок инвестиций. Многие покупали паи китайских индексных фондов (ETF). Сейчас эти ETF упали на 10-40%. В самом Китае тоже много инвесторов в фондовый рынок, десятки миллионов человек.

Происходящее сейчас в Китае волнует людей в Азии, ты буквально слышишь обсуждения на улице.

Поэтому в Азии это не только экономический, но и политический вопрос.

Евгений Косолапов, CEO i-Free Asia:

 

Мы не торгуемся на китайском фондовом рынке, поэтому напрямую нынешние волнения на нас пока не отразились. Но мы сотрудничаем со многими публичными компаниями и первые признаки волнений заметили еще в феврале-марте этого года: начали сворачиваться бюджеты у многих партнеров, произошли задержки выплат по контрактам. Мы не ожидали, что это отразится именно на фондовом рынке, но то, что с экономикой происходит что-то подозрительное, можно было почувствовать еще весной и в начале лета. Личное ощущение – сейчас происходит скорее корректировка рынка, чем глобальный коллапс. Потому что если внимательно посмотреть на индекс, можно увидеть, что падают именно те компании, которые действительно были переоценены.

Стоимости компаний росли фантастически, такого не наблюдалось ни на каком другом рынке – ни в момент доткома 2000-х в Америке, ни в момент мобильного бума, нигде в мире. Китай очень сильно выделялся на этом фоне своим циклопическим P/E (капитализация к прибыли компании. – Forbes.), были примеры, когда этот мультипликатор у компаний  составлял 800! Так не могло продолжаться очень долго, это коррекция, которая приведет к некоей «нормальности».

Сейчас все в руках регуляторов, если они не сделают какой-то фантастической ошибки, то они коррекцию проведут и китайский рынок должен прийти к международным стандартам. Даже в случае катастрофы на нашем бизнесе это отразится не сразу – мы продаем недорогие мобильные приложения конечным пользователям. Это не та вещь, на которой начинают экономить в первую очередь.

Развлечения всегда будут продаваться, но, может быть, рост будет не таким существенным.

 

Коллапса в нашей индустрии мы не ожидаем – это как рынок жвачки, ее продолжают покупать в любой кризис.

Вице-президент Lenovo в России, СНГ, Восточной Европе и Турции Глеб Мишин:

Пока рано говорить о кризисе в Китае, хотя обвал на биржах может сказаться на уровне потребления. И это отразится на всех компаниях, работающих в стране, как китайских, так и зарубежных. При этом компании будут переориентироваться на другие страны, в том числе и на Россию — один из крупнейших мировых рынков. Необходимости в поддержке государственных институтов Китая пока нет, так как нет и кризиса. Но зная, как китайские госинституты поддерживают местных производителей, можно быть уверенным, что необходимая поддержка будет оказана.

Леонид Гольдорт, генеральный директор компании СДЭК:

 

В Китае у СДЭК сейчас одно представительство. Все остальные открываются по франшизе. В любом случае мы всегда будем сокращать ту деятельность или то направление, которые приносят меньше всего дохода или же являются убыточными. Уверен, несмотря ни на что, Китая этот процесс не коснется.

Думаю, о полномасштабном финансовом кризисе в Китае сейчас говорить не стоит. Фондовый рынок был сильно раздут, и это закономерно привело к его дестабилизации. Со временем Китай справится с ситуацией и продолжит расти. Конечно, теперь рост не будет таким бурным, как в прошлые годы. Думаю, 5% в год.

Ситуация на китайском рынке в данный момент только развивается, но, уверен, на наших партнерах она не скажется. Сейчас самое время осваивать новые рынки. Российский же для китайцев крайне привлекателен. Поэтому мы ожидаем от наших партнеров даже увеличения бизнес-активности.

Борис Горохов, основатель проекта «Мост в Китай»:

 

Сейчас в Китае все спокойно. Из-за кризисной ситуации была даже волна воодушевления, люди избавлялись от денег и вкладывали их в китайские компании. На рынке стало слишком много «горячих денег», поэтому, как мне кажется, реальный рост рынка будет не так скоро. В среде бизнесменов все не так хорошо, экономику довольно ощутимо тряхнуло. Китайцы не бегут менять юани на евро и доллары, но денег стало ощутимо меньше, большинство моих знакомых среди китайских бизнесменов урезали свои бюджеты в среднем на 20%.

Стало много невозвратных долгов внутри страны, многие предприниматели занимали крупные суммы на свои проекты в хорошее время, а сейчас пришло время отдавать деньги, и должники сбежали из страны.

Многие из предпринимателей, которых я знал, ездили на Rolls-Royce и жили в центре города, а сейчас продали имущество и скрываются от долгов.

Даже на созывы Торговых палат и Ассоциаций бизнесменов стало приходить меньше людей.

 

Мы ни в коем случае не планируем сворачивать бизнес в Китае, нам, как консалтинговому бизнесу, будет выгодна любая ситуация: как падение, так и рост Китая. При плохом исходе мы можем консультировать бизнесменов на тему выхода на зарубежные рынки, в том числе российский, а при хорошем раскладе — российских бизнесменов, которые выходят на рынок КНР.

Андрей Новиков, вице-президент по корпоративному развитию PROFI.RU:

То, что происходит на фондовых биржах КНР, не может полностью отражать состояние экономики Китая. Ни для кого не секрет, что котировки практически всех акций, торгующихся на биржах Поднебесной, были явно завышены по сравнению даже с европейскими и американскими. То, что скорость роста китайской экономики сокращается на протяжении последних 5 лет, – это факт. То, что китайской экономике удалось расти в подобных масштабах, – это уже невероятный рывок вперед. Я считаю, что в будущем она продолжит расти, снизив темп до 2-5%.

Китайцы любой кризис воспринимают спокойно в силу своей восточной ментальности. Например, сегодня по одному из китайских телеканалов экономический обозреватель говорил о росте биржевых котировок по сравнению с прошлым месяцем — никакой паники в китайских СМИ нет. О проблемах, конечно, не умалчивается, но преподносятся они не как нечто апокалиптическое, а скорее как рядовые новости, на которых не стоит акцентировать свое внимание.

 

Паники точно не будет.

Мы однозначно не будем сворачивать инвестиционные проекты в Китае. Китайский рынок – один из самых перспективных в мире, в том числе и для нас. Мы собираемся свое международное развитие начинать именно с азиатского региона, включая Китай. И возможный финансовый кризис никак не повлияет на наше решение идти или не идти в Китай.

Андрей Гойлов, руководитель отдела аналитики компании RoboForex:

В кризис, как правило, повышается интерес к работе на форекс, поэтому мы не собираемся уходить с китайского рынка. Многие воспринимают подобные моменты как возможность заработать на волатильности. Китайские СМИ сейчас делают акцент на расследовании происходящего полицией и регуляторами: к примеру, как пишет China Daily, значительная часть происходящего квалифицируется ими как нарушения правил работы на фондовом рынке и манипуляции ценами. Виновных, по всей вероятности, найдут — с этим в Поднебесной строго.

 

Естественно, подобные процессы не могут не отразиться на экономической ситуации совсем. Но уже в недалекой перспективе ситуация должна начать выправляться — как минимум на рынках. Что же касается роста экономики, то он будет, хотя вряд ли таким же бурным, как прежде.

Китайские власти ведут себя достаточно уверенно: по крайней мере все, что можно было сделать в данной ситуации, они предприняли и предпринимают. Как ни парадоксально это выглядит, но на руку бизнесу играет то самое государственное регулирование экономики и рынков, которое многие эксперты называют проблемой Поднебесной.

Владимир Еремеев, основатель сервиса облачного видеонаблюдения Ivideon:

Мне часто приходится бывать в Китае, так как у Ivideon там есть целый ряд ключевых партнеров и поставщиков. Еще несколько месяцев назад я заметил, что простые китайцы в метро повсеместно сидят в биржевых приложениях. Я тут же вспомнил историю Джона Моргана, который незадолго до биржевого краха в 1929 году в США распродал все свои акции, выйдя с колоссальной прибылью. Когда Комиссия по ценным бумагам попыталась привлечь его к ответственности за то, что он обладал инсайдерской информацией, он легко объяснил, что это не так. Просто утром он решил почистить обувь, а чистильщик стал спрашивать его рекомендации по покупке акций на бирже, так как сам инвестировал в свободное время. В тот же день Морган распродал все активы, пояснив, что если на рынок приходят чистильщики обуви, то профессионалу там делать уже нечего, так как пузырь скоро лопнет.

 

То же самое, на мой взгляд, произошло в Китае.

На биржу пришло слишком много непрофессиональных игроков, искусственно подогревших рост.

После корректировки цен рост продолжится, но это произойдет не скоро и уже не будет так бурно, как раньше.

Китай не является для Ivideon рынком сбыта. Мы работаем с производителями камер видеонаблюдения, которые выбраны нашими клиентами из США и Европы в качестве поставщиков решений, интегрированных с нашим облачным сервисом. Поэтому в большей степени решение о смене поставщиков будет приниматься нашими клиентами. Кстати, задолго до кризиса среди коллег по рынку электроники я наблюдал настроения по переносу производства из Китая. Но кризис может повлиять на ценовую политику заводов и сделать их более привлекательными, чем сейчас.

 

Естественно, СМИ пытаются объяснить случившийся крах десятком причин, от происков Госдепа до «безответственных торговцев» на бирже. Правительство пытается выровнять падение, призывая не продавать акции и так далее. Но подобные призывы дают обратный эффект.

Андрей Акопян, управляющий партнер компании «Кадерус Капитал» (инвестиционно-банковские и консалтинговые услуги на рынках КНР и России):

На мой взгляд, главная проблема Китая – преобладание частных инвесторов, они делают 70-80% среднего дневного оборота торгов на бирже. В иные недели этого года китайские брокеры открывали по миллиону новых счетов. Из-за этого китайский рынок акций очень волатильный и подвержен «стадному инвестированию». В Китае сейчас непростое время: есть много инвесторов в глубоком минусе, купивших акции с кредитным плечом и не обладающих опытом финансовых кризисов, при этом также колоссальное количество инвесторов, зафиксировавших сверхприбыль и находящихся по-прежнему в плюсе. Частично ситуация связана с размерами Китая, частично — с недостатком инвестиционных возможностей из-за закрытости рынка. Думаю, эти узкие места и будут в скором времени реформировать китайские власти.

Рынок слишком сильно вырос за последний год, поэтому происходящее на бирже я пока рассматриваю как коррекцию и считаю китайский рынок одним из самых интересных и перспективных.  К «разруливанию» ситуации подключился не только регулятор, но и правительство, приняв целый ряд мер для поддержки рынка. Кризис возможен, но я из тех, кто видит в кризисе очищение и новые возможности, поэтому наши планы по развитию инвестиционной деятельности в Китае и из Китая мы будем только активизировать и расширять.

 

Максим Митрохин, директор по развитию бизнеса в Китае, Корее и Вьетнаме «Лаборатории Касперского»:

У каждой из российских компаний, работающих на китайском рынке, своя ситуация и бизнес-модель. Но, думаю, на данном этапе развития ситуации немедленных негативных последствий не будет ни для кого. И совершенно точно могу сказать, что бизнесу «Лаборатории Касперского» в Китае ничего не угрожает. Мы уже давно здесь присутствуем и переживали много разных ситуаций, зачастую очень непростых. Все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация. Если текущая непростая ситуация на бирже перерастет в финансовый кризис, последствия будут негативным для всех — и для российских компаний в том числе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+