К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Космос для всех: что означает выход на орбиту первого туристического корабля

Фото SpaceX
Стартовал первый в мире космический корабль, на борту которого находятся исключительно туристы. Оказывается, для полета не нужны годы тренировок и профессиональной подготовки. Новая миссия — лишь небольшая часть стремительно растущей отрасли космического туризма

16 сентября 2021 года около 03:00 по Москве стартовал корабль Crew Dragon компании SpaceX, весь экипаж которого состоит из космических туристов. 19 сентября они успешно вернулись на землю. Это только начало — по прогнозу банка UBS, объем рынка космического туризма к 2030 году достигнет $3 млрд. Туристам предложат услуги на любой вкус — от полета к границе космоса до облета Луны. 

В космос без гида

Crew Dragon уже трижды возил астронавтов на МКС, но на сей раз его буквально превратили в круизный лайнер. Инженеры сняли узел, предназначенный для стыковки со станцией, и заменили его трехслойным стеклянным куполом диаметром около четырех метров. Это самый большой цельный иллюминатор, когда-либо установленный на космическом корабле. Сквозь это стекло космосом любовались четыре туриста, и кроме них на борту никого не было. Это первый в истории космический полет с полностью непрофессиональным экипажем. Амбициозная миссия называется Inspiration 4.

К слову, благодаря ей установлен исторический рекорд: впервые в космосе находились 14 человек одновременно, включая пассажиров Dragon, экипаж МКС и тайконавтов на борту китайской орбитальной станции «Тяньгун».

Реклама на Forbes

Dragon пробыл в космосе примерно трое суток, обращаясь вокруг Земли каждые 90 минут. Самая высокая точка его орбиты находилась в 585 км над уровнем моря, намного выше МКС (ее орбита — 420 км) и даже выше телескопа «Хаббл» (540 км). Совершив положенное число витков, корабль приводнился у берегов Флориды. Весь полет прошел в автоматическом режиме. Впрочем, на случай чрезвычайной ситуации экипаж тренировался в ручном управлении кораблем.

Кстати, об экипаже. Его возглавил Джаред Айзекман, основатель и генеральный директор компании Shift4 Payments. Именно он профинансировал полет. SpaceX не раскрывает, во что миллиардеру обошлось удовольствие посмотреть на Землю извне, но речь идет о десятках миллионов долларов.

Компанию Айзекману составили еще трое. Хейли Арсено, 29-летний медик, — первый в мире человек, отправившийся на орбиту с протезом вместо части бедренной кости. В детстве она перенесла онкологическое заболевание. Ее присутствие в экипаже демонстрирует, что космос открыт не только для обладателей железного здоровья. Шиан Проктор, 51-летний геофизик, которая в 2009 году была финалисткой открытого набора в астронавты NASA, но не попала в ряды счастливчиков. 42-летний Крис Семброски служил в ВВС США, а сейчас работает в авиационной промышленности.

Разумеется, все эти туристы прошли некоторую подготовку. Они тренировались переносить перегрузки и испытали невесомость (последнюю можно ощутить в специальных самолетах, которые ненадолго входят в свободное падение). В качестве теста на выносливость вся компания поднялась на гору высотой более 4000 м. Вся теоретическая и практическая подготовка заняла полгода. И все же это не идет ни в какое сравнение с многолетним обучением профессионалов.

Показать, что в космос можно летать без длительной подготовки, — важная, но не единственная цель миссии. Еще одна задача — понять, как космический полет действует на организм таких наскоро обученных новичков. Для этого ученые  контролировали пульс астронавтов, показатели сна, параметры крови и когнитивные способности. А еще туристы взяли в космос предметы, которые позже будут проданы с аукциона. Деньги будут переданы в больницу, где когда-то спасли от рака Хейли Арсено и где она сейчас работает.

Забронировать номер на МКС

Первым непрофессионалом, отправившимся в космический полет, в 1986 году стала Шэрон Маколифф из США. Благодаря победе в конкурсе «Учитель в космосе» она вошла в экипаж шаттла «Челленджер». Увы, этот полет трагически оборвался почти сразу после старта.

Успехи космического туризма начались с компании Space Adventures. В 2001-м она организовала недельный круиз на МКС для Денниса Тито (это стоило ему $20 млн). Позже на МКС побывали еще шесть туристов: Марк Шаттлворт (Великобритания, 2002), Грег Олсен (США, 2006), Анюше Ансари (США, 2006), Ричард Гэрриотт (США, 2008), Чарльз Симони (США, 2007, 2009) и Ги Лалиберте (Канада, 2009).

Все клиенты Space Adventures отправились в космос на российских кораблях «Союз». На «Союзах» три кресла, причем центральное должен занимать командир экипажа, а левое — бортинженер, и оба должны быть профессионалами. На долю туриста остается только третье, правое, кресло (лишь недавно «Роскосмос» решил отступить от этого правила, но об этом ниже). Между тем в 2009 году штатная численность экипажа МКС была увеличена до шести человек, так что со свободными местами на российских кораблях возникла проблема. А в 2011-м прекратились полеты шаттлов, и все правые кресла на «Союзах» были на много лет вперед выкуплены NASA для своих астронавтов. После этого тема космического туризма на МКС была надолго закрыта.

Однако с 2020 года американские астронавты стали летать на Crew Dragon, и места на «Союзах» освободились. В связи с этим еще в 2019-м «Роскосмос» подписал со Space Adventures новый контракт на полет двух космических туристов. Их доставит на МКС миссия «Союз МС-20», старт которой запланирован на  декабрь 2021 года . Еще один туристический полет на МКС может состояться до 2023 года, причем планируется, что один из гостей станции впервые в истории космического туризма выйдет в открытый космос

К слову, «Союз МС-20» станет не первым «Союзом» с одним профессионалом и двумя пассажирами на борту. Еще до этого «Роскосмос» запустит на МКС съемочную группу для съемок фильма «Вызов». Старт запланирован уже на 5 октября 2021 года. Профессиональным космонавтом в экипаже является только его командир Антон Шкаплеров — ему же придется исполнять и обязанности бортинженера, потому что другие два кресла займут актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. Они проведут на борту МКС 12 дней. Это будет первый полет в космос профессиональной съемочной группы.

NASA тоже не желает оставаться в стороне от второго рождения космического туризма. В 2019 году агентство объявило , что открывает американский сегмент МКС для компаний, желающих возить туристов. Но пристыковать к станции можно будет только корабли, разработанные в рамках специальной программы NASA — Commercial Crew Program. На сегодняшний день это Crew Dragon от SpaceX, уже возивший астронавтов на МКС, и CST-100 Starliner от Boeing, пока совершивший лишь неудачный испытательный полет. Агентство допускает до двух краткосрочных туристических рейсов в год, и первый из них должен состояться уже в ближайшем январе. Его организатор — компания Axiom Space, купившая у SpaceX места на корабле. На борту будет один профессиональный астронавт и три туриста, каждый из которых заплатит $55 млн.

Кроме того, NASA согласилось выделить один стыковочный узел своего сегмента МКС для стыковки с новым коммерческим сегментом. Первый модуль этого сегмента собирается построить все та же компания Axiom Space. Правда, техническое состояние МКС ухудшается, и не за горами свод станции с орбиты. В Axiom Space планируют к тому времени отсоединить свой сегмент от МКС и превратить его в самостоятельную станцию, обслуживающую туристов.

На рынке экскурсий в космос есть и более экзотические предложения. Например, миллиардер Юсаку Маэдзава в 2023 году собирается совершить облет Луны на корабле Starship компании SpaceX и готов за свой счет взять с собой несколько человек. Между тем Starship еще ни разу не летал в космос, а его испытательные полеты в атмосфере регулярно заканчиваются катастрофами.

Космос экономкласса

Тем, у кого нет десятков миллионов долларов, но есть сотни тысяч, тоже не обязательно засиживаться на Земле — подняться над атмосферой можно и по такой цене, правда, всего на несколько минут. Речь идет о суборбитальных полетах.

Первой частной компанией, разработавшей и запустившей собственный корабль для такого полета, стала Virgin Galactic. Ее разработка — это корабль Unity. На специальном самолете White Knight Two он поднимается на высоту 14 км, а затем отделяется и включает собственные двигатели.

Реклама на Forbes

13 декабря 2018 года этот корабль впервые поднялся выше отметки 80 км, которая считается границей космоса по стандартам ВВС США. Правда, нормы Международной авиационной федерации жестче: они признают космическим только полет выше 100 км. Однако и на «американской» высоте пассажир увидит в иллюминатор черное небо с яркими звездами и явственную округлость оставшейся внизу Земли. Это шоу длится несколько минут, после чего корабль возвращается в атмосферу.

С тех пор Unity совершил еще несколько суборбитальных полетов. 11 июля 2021 года на нем прокатился к границе космоса сам основатель компании Ричард Брэнсон.

Любопытно, что несколько сотен человек приобрели билеты на Unity задолго до того, как корабль впервые поднялся на нужную высоту. Тогда они стоили $250 000 за штуку. Туристические полеты все еще не начались, но в Virgin Galactic уже объявили, что теперь билеты станут дороже.

Конкуренцию Virgin Galactic составляет компания Blue Origin, принадлежащая основателю Amazon Джеффри Безосу. Его суборбитальный корабль называется New Shepard и стартует не с самолета, а с земли. Он поднимается выше 100 км, то есть пересекает международно признанную границу космоса. Первый пилотируемый полет состоялся 20 июля 2021 года, причем сразу же с туристами на борту. В космос поднялись сам Джеффри Безос, его брат Марк, 82-летняя Уолли Фанк и 18-летний Оливер Дэймен. Фанк установила рекорд как самый пожилой человек, побывавший в космосе, а Дэймен — как самый молодой и как первый астронавт, родившийся в XXI веке. Дэймен и стал первым пассажиром, слетавшим на New Shepard на коммерческой основе. Его отец (президент компании Somerset Capital Partners) приобрел билет с аукциона за весьма крупную сумму. Обычные билеты на New Shepard, как ожидается, будут стоить «всего» $100 000-200 000.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Реклама на Forbes
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021