К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Космос для всех: что означает выход на орбиту первого туристического корабля

Фото SpaceX
Стартовал первый в мире космический корабль, на борту которого находятся исключительно туристы. Оказывается, для полета не нужны годы тренировок и профессиональной подготовки. Новая миссия — лишь небольшая часть стремительно растущей отрасли космического туризма

16 сентября 2021 года около 03:00 по Москве стартовал корабль Crew Dragon компании SpaceX, весь экипаж которого состоит из космических туристов. 19 сентября они успешно вернулись на землю. Это только начало — по прогнозу банка UBS, объем рынка космического туризма к 2030 году достигнет $3 млрд. Туристам предложат услуги на любой вкус — от полета к границе космоса до облета Луны. 

В космос без гида

Crew Dragon уже трижды возил астронавтов на МКС, но на сей раз его буквально превратили в круизный лайнер. Инженеры сняли узел, предназначенный для стыковки со станцией, и заменили его трехслойным стеклянным куполом диаметром около четырех метров. Это самый большой цельный иллюминатор, когда-либо установленный на космическом корабле. Сквозь это стекло космосом любовались четыре туриста, и кроме них на борту никого не было. Это первый в истории космический полет с полностью непрофессиональным экипажем. Амбициозная миссия называется Inspiration 4.

К слову, благодаря ей установлен исторический рекорд: впервые в космосе находились 14 человек одновременно, включая пассажиров Dragon, экипаж МКС и тайконавтов на борту китайской орбитальной станции «Тяньгун».

 

Dragon пробыл в космосе примерно трое суток, обращаясь вокруг Земли каждые 90 минут. Самая высокая точка его орбиты находилась в 585 км над уровнем моря, намного выше МКС (ее орбита — 420 км) и даже выше телескопа «Хаббл» (540 км). Совершив положенное число витков, корабль приводнился у берегов Флориды. Весь полет прошел в автоматическом режиме. Впрочем, на случай чрезвычайной ситуации экипаж тренировался в ручном управлении кораблем.

Кстати, об экипаже. Его возглавил Джаред Айзекман, основатель и генеральный директор компании Shift4 Payments. Именно он профинансировал полет. SpaceX не раскрывает, во что миллиардеру обошлось удовольствие посмотреть на Землю извне, но речь идет о десятках миллионов долларов.

Компанию Айзекману составили еще трое. Хейли Арсено, 29-летний медик, — первый в мире человек, отправившийся на орбиту с протезом вместо части бедренной кости. В детстве она перенесла онкологическое заболевание. Ее присутствие в экипаже демонстрирует, что космос открыт не только для обладателей железного здоровья. Шиан Проктор, 51-летний геофизик, которая в 2009 году была финалисткой открытого набора в астронавты NASA, но не попала в ряды счастливчиков. 42-летний Крис Семброски служил в ВВС США, а сейчас работает в авиационной промышленности.

Разумеется, все эти туристы прошли некоторую подготовку. Они тренировались переносить перегрузки и испытали невесомость (последнюю можно ощутить в специальных самолетах, которые ненадолго входят в свободное падение). В качестве теста на выносливость вся компания поднялась на гору высотой более 4000 м. Вся теоретическая и практическая подготовка заняла полгода. И все же это не идет ни в какое сравнение с многолетним обучением профессионалов.

Показать, что в космос можно летать без длительной подготовки, — важная, но не единственная цель миссии. Еще одна задача — понять, как космический полет действует на организм таких наскоро обученных новичков. Для этого ученые  контролировали пульс астронавтов, показатели сна, параметры крови и когнитивные способности. А еще туристы взяли в космос предметы, которые позже будут проданы с аукциона. Деньги будут переданы в больницу, где когда-то спасли от рака Хейли Арсено и где она сейчас работает.

 

Забронировать номер на МКС

Первым непрофессионалом, отправившимся в космический полет, в 1986 году стала Шэрон Маколифф из США. Благодаря победе в конкурсе «Учитель в космосе» она вошла в экипаж шаттла «Челленджер». Увы, этот полет трагически оборвался почти сразу после старта.

Успехи космического туризма начались с компании Space Adventures. В 2001-м она организовала недельный круиз на МКС для Денниса Тито (это стоило ему $20 млн). Позже на МКС побывали еще шесть туристов: Марк Шаттлворт (Великобритания, 2002), Грег Олсен (США, 2006), Анюше Ансари (США, 2006), Ричард Гэрриотт (США, 2008), Чарльз Симони (США, 2007, 2009) и Ги Лалиберте (Канада, 2009).

Все клиенты Space Adventures отправились в космос на российских кораблях «Союз». На «Союзах» три кресла, причем центральное должен занимать командир экипажа, а левое — бортинженер, и оба должны быть профессионалами. На долю туриста остается только третье, правое, кресло (лишь недавно «Роскосмос» решил отступить от этого правила, но об этом ниже). Между тем в 2009 году штатная численность экипажа МКС была увеличена до шести человек, так что со свободными местами на российских кораблях возникла проблема. А в 2011-м прекратились полеты шаттлов, и все правые кресла на «Союзах» были на много лет вперед выкуплены NASA для своих астронавтов. После этого тема космического туризма на МКС была надолго закрыта.

Однако с 2020 года американские астронавты стали летать на Crew Dragon, и места на «Союзах» освободились. В связи с этим еще в 2019-м «Роскосмос» подписал со Space Adventures новый контракт на полет двух космических туристов. Их доставит на МКС миссия «Союз МС-20», старт которой запланирован на  декабрь 2021 года . Еще один туристический полет на МКС может состояться до 2023 года, причем планируется, что один из гостей станции впервые в истории космического туризма выйдет в открытый космос

К слову, «Союз МС-20» станет не первым «Союзом» с одним профессионалом и двумя пассажирами на борту. Еще до этого «Роскосмос» запустит на МКС съемочную группу для съемок фильма «Вызов». Старт запланирован уже на 5 октября 2021 года. Профессиональным космонавтом в экипаже является только его командир Антон Шкаплеров — ему же придется исполнять и обязанности бортинженера, потому что другие два кресла займут актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. Они проведут на борту МКС 12 дней. Это будет первый полет в космос профессиональной съемочной группы.

NASA тоже не желает оставаться в стороне от второго рождения космического туризма. В 2019 году агентство объявило , что открывает американский сегмент МКС для компаний, желающих возить туристов. Но пристыковать к станции можно будет только корабли, разработанные в рамках специальной программы NASA — Commercial Crew Program. На сегодняшний день это Crew Dragon от SpaceX, уже возивший астронавтов на МКС, и CST-100 Starliner от Boeing, пока совершивший лишь неудачный испытательный полет. Агентство допускает до двух краткосрочных туристических рейсов в год, и первый из них должен состояться уже в ближайшем январе. Его организатор — компания Axiom Space, купившая у SpaceX места на корабле. На борту будет один профессиональный астронавт и три туриста, каждый из которых заплатит $55 млн.

Кроме того, NASA согласилось выделить один стыковочный узел своего сегмента МКС для стыковки с новым коммерческим сегментом. Первый модуль этого сегмента собирается построить все та же компания Axiom Space. Правда, техническое состояние МКС ухудшается, и не за горами свод станции с орбиты. В Axiom Space планируют к тому времени отсоединить свой сегмент от МКС и превратить его в самостоятельную станцию, обслуживающую туристов.

На рынке экскурсий в космос есть и более экзотические предложения. Например, миллиардер Юсаку Маэдзава в 2023 году собирается совершить облет Луны на корабле Starship компании SpaceX и готов за свой счет взять с собой несколько человек. Между тем Starship еще ни разу не летал в космос, а его испытательные полеты в атмосфере регулярно заканчиваются катастрофами.

Космос экономкласса

Тем, у кого нет десятков миллионов долларов, но есть сотни тысяч, тоже не обязательно засиживаться на Земле — подняться над атмосферой можно и по такой цене, правда, всего на несколько минут. Речь идет о суборбитальных полетах.

Первой частной компанией, разработавшей и запустившей собственный корабль для такого полета, стала Virgin Galactic. Ее разработка — это корабль Unity. На специальном самолете White Knight Two он поднимается на высоту 14 км, а затем отделяется и включает собственные двигатели.

 

13 декабря 2018 года этот корабль впервые поднялся выше отметки 80 км, которая считается границей космоса по стандартам ВВС США. Правда, нормы Международной авиационной федерации жестче: они признают космическим только полет выше 100 км. Однако и на «американской» высоте пассажир увидит в иллюминатор черное небо с яркими звездами и явственную округлость оставшейся внизу Земли. Это шоу длится несколько минут, после чего корабль возвращается в атмосферу.

С тех пор Unity совершил еще несколько суборбитальных полетов. 11 июля 2021 года на нем прокатился к границе космоса сам основатель компании Ричард Брэнсон.

Любопытно, что несколько сотен человек приобрели билеты на Unity задолго до того, как корабль впервые поднялся на нужную высоту. Тогда они стоили $250 000 за штуку. Туристические полеты все еще не начались, но в Virgin Galactic уже объявили, что теперь билеты станут дороже.

Конкуренцию Virgin Galactic составляет компания Blue Origin, принадлежащая основателю Amazon Джеффри Безосу. Его суборбитальный корабль называется New Shepard и стартует не с самолета, а с земли. Он поднимается выше 100 км, то есть пересекает международно признанную границу космоса. Первый пилотируемый полет состоялся 20 июля 2021 года, причем сразу же с туристами на борту. В космос поднялись сам Джеффри Безос, его брат Марк, 82-летняя Уолли Фанк и 18-летний Оливер Дэймен. Фанк установила рекорд как самый пожилой человек, побывавший в космосе, а Дэймен — как самый молодой и как первый астронавт, родившийся в XXI веке. Дэймен и стал первым пассажиром, слетавшим на New Shepard на коммерческой основе. Его отец (президент компании Somerset Capital Partners) приобрел билет с аукциона за весьма крупную сумму. Обычные билеты на New Shepard, как ожидается, будут стоить «всего» $100 000-200 000.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+