К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Накануне финала: почему сомелье может стать исчезающей профессией

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Российская ассоциация сомелье в шестой раз провела свой женский конкурс. Но праздничное настроение этого яркого события контрастировало с не очень веселыми разговорами, состоявшимися накануне. Винный критик Игорь Сердюк рассказывает, почему профессия сомелье попала в зону риска

Российская ассоциация сомелье в шестой раз провела свой женский конкурс. Уверенную и красивую победу в нем одержала Кристина Веселова, шеф-сомелье петербургского ресторана Recolte. Шоу получилось эффектным и эмоциональным: с разбитыми бокалами, слезами, поцелуями и объятиями.

Однако праздничное настроение этого яркого события контрастировало с не очень веселыми разговорами, состоявшимися накануне. Конкурс принимала на своей территории винная компания «Фанагория», и сбор одного из самых трудных урожаев последнего времени стал событийным фоном для конкурса.

Примерно за две недели до начала сбора над Краснодарским краем в течение нескольких дней лили тропические дожди, после которых виноград нескольких сортов с особенной тонкой кожицей просто полопался и стал гнить. Ценителям российского пино-нуара в этом году трудно рассчитывать на что-то серьезное… После ливней тракторы долго не могли выйти на виноградники, и на необработанных участках появились очаги грибковых заболеваний. Потери винных хозяйств сейчас оценивают как 15–25% от плана. Дожидаясь участниц финала перед началом экскурсии по питомнику виноградных саженцев, фанагорийский агроном вполголоса рассказывал, как тракторы, пытавшиеся выйти в поле, вязли в грязи и «садились на брюхо», а «Нива» одного из агрономов вообще утонула в разлившемся после ливней лимане. По недоброй иронии судьбы в прошлом сезоне урожай тоже был меньше запланированного на 15–20%, но по другой причине: тогда за все лето дождей не выпало вообще.

 

Выходя на мировой уровень винного производства, Россия ощутила на себе и все фатальные проблемы, с которыми сталкивается современное виноделие. У нас в этом году случились тропические ливни, в Бордо и Бургундии — весенние заморозки, в Северной Италии — оползни, в Западной Германии — наводнение, а в Греции и Южной Португалии — лесные пожары.

Тревожное настроение виноделов, наверное, как-то передалось приехавшим на конкурс сомелье. Накануне финала за дружеским вечерним бокалом вина члены жюри обсуждали свои цеховые проблемы. Сетовали, что среди участников конкурса становится все больше менеджеров виноторговых компаний и все меньше практикующих сомелье. Ресторанов, даже несмотря на пандемию, не становится меньше, да и число членов Ассоциации сомелье постоянно растет, но, попав на хорошее место в престижный ресторан, сомелье уже не хочет рисковать своей репутацией и выступать в конкурсах. Напротив, менеджеру виноторговой компании даже само участие в профессиональном соревновании, не говоря уже о призовом месте, дает и новые контакты, и столь нужный эффект паблисити. Найти партнеров под каждый новый конкурс с таким составом участников становится все сложнее — ни производителям, ни виноторговым компаниям не интересно спонсировать мероприятия, в которых блистают их конкуренты.

 

Слово «сомелье» становится популярным и все чаще употребляется в значении «эксперт», «знаток вкусовых нюансов». Сегодня в мире есть не только винные, но и сигарные, сырные, чайные и наверняка еще какие-нибудь экзотические «сомелье»… Но несмотря на рост популярности, сомелье вдруг может стать исчезающей профессией. Массовое распространение мобильных винных приложений вроде Vivino, появление «виртуальных сомелье» и прочих исчадий искусственного интеллекта ставит сомелье в зону риска. Да и неблагодарное это дело: угодить надо и директору ресторана, и владельцу бизнеса, и поставщикам, и клиентам… Поэтому сомелье редко задерживаются на одном месте и часто относятся к своей профессии как к промежуточному этапу в карьере. Дальше — если повезет — управлять рестораном или открывать собственный бизнес, а в большинстве случаев — перебираться по другую сторону баррикад и идти в виноторговую фирму.

Тем же вечером накануне финала конкурса мне удалось случайно подслушать разговор двух очаровательных конкурсанток. Уставшие за время долгой экскурсии, озябшие в холодном винном погребе и напряженные в ожидании результатов, бедняжки жаловались друг другу: «И зачем нам все это устроили? Лучше бы морскую прогулку, на яхте, под парусом...» Вероятно, это и называется когнитивным диссонансом.

Как-то в интернете мне попалась язвительная шутка, что в имени Ассоль отчетливо слышится англоязычное ругательство. После трудного дня накануне финала можно представить себе и не такое. 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+