К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Море пластика: как пандемия отучила нас быть экологичными

Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
На фоне пандемии во всем мире резко выросла популярность сервисов доставки, которые, как правило, используют одноразовую упаковку. Из-за этого увеличилось и количество пластиковых отходов. Как и почему власти и бизнес пытаются встать на экологическую тропу и сократить объем загрязняющих природу и неперерабатываемых пакетов, контейнеров, стаканчиков, соломинок и крышечек — в материале Forbes

К 2050 году в Мировом океане пластика будет больше, чем рыбы, если страны не сократят его производство и не начнут должным образом его утилизировать, сообщалось в 2016 году в докладе Мирового экономического форума и Фонда Эллен Макартур. 

С тех пор правительства, компании и экоактивисты предприняли немало усилий для сокращения потребления пластика в мире. Однако параллельно шел противоположный процесс: интенсивно развивались сервисы доставки, а пандемия с ее локдаунами еще больше увеличила их популярность. Любой товар доставляют в упаковке, как правило, пластиковой, а зачастую ее еще и слишком много. 

За прошлый год в России от доставки готовой еды, по данным российского Greenpeace, образовалось не менее 40 000 тонн отходов — около 1 млрд одноразовых контейнеров, вилок, пакетов, палочек, контейнеров для соусов и других мелочей, которые позже оказываются на свалках. На доставку приходится около 20% всего рынка общепита, то есть каждое пятое блюдо отправляется к покупателю в одноразовом контейнере, указывает организация.

 

Россия находится в мусорном кризисе, говорится в апрельском докладе российского Greenpeace. Если ситуация не начнет меняться, то уже в 2024 году в трети регионов закончится место на мусорных полигонах. Объемы мусора увеличиваются из-за неконтролируемого роста производства и потребления одноразовых товаров, тары и упаковки, в частности пластиковых, утверждает организация. 

Исследование Greenpeace показало, что для некоторых видов изделий из пластика вероятность попасть на переработку либо крайне мала, либо и вовсе равна нулю. Речь идет о:

 
  • саше-пакетах (маленькая упаковка, которая используется, например, для влажных салфеток в индивидуальной упаковке или шампуней в гостиницах);
  • пластиковых капсулах от кофе;
  • тубах от зубной пасты;
  • пластиковых крышках от кофейных стаканов и самих стаканах;
  • трубочках и мешалках, столовых приборах из пластика.

В прошлом году на пластиковую упаковку от продуктов пришлась половина мусора в России, сообщала вице-премьер Виктория Абрамченко. Чтобы не допустить образования отходов, можно в том числе ограничить оборот одноразового пластика в стране, в первую очередь пластиковой тары и упаковки, считает Greenpeace.

Кроме того, организация запустила общественную кампанию, в рамках которой попросила бизнес, который доставляет готовую еду, отказаться от лишней упаковки, а также позволить покупателям самостоятельно решать, нужны ли в заказе приборы и влажные салфетки. «Мы хотим, чтобы поставщики использовали оборотную тару вместо одноразовой и не использовали упаковку из неперерабатываемых материалов», — пояснила организация.

Среди предложений Greenpeace:

 
  • не допускать появления отходов. Этот показатель можно снизить на 1% ежегодно, если использовать меньше упаковки. Если отказаться от части одноразовых товаров, тары и упаковки и расширить возможности повторного использования тары, то показатель снизится на 30%;
  • ограничить одноразовый пластик на территории России и перейти на многоразовые альтернативы.

О необходимости принимать меры по ограничению роста объема отходов говорил и глава Российского экологического оператора (РЭО, оператор «мусорной реформы») Денис Буцаев. По его мнению, если не предпринять активных действий, то «мы захлебнемся в свалках». Изменить ситуацию может широкое внедрение механизма расширенной ответственности производителя (РОП), в соответствии с которым производители должны будут оплачивать утилизацию упаковки товаров, считает он.

Кроме того, в 2024 году Россия планирует окончательно запретить производство одноразовых товаров и упаковки из пластика, рассказал в сентябре глава Минприроды России Александр Козлов. В мае о планах запретить использование цветного пластика, пластиковых трубочек, ватных палочек и одноразовой пластиковой посуды говорила Абрамченко.

Greenpeace в качестве примера еще одного подхода к решению проблемы приводит несколько зарубежных сервисов, которые доставляют готовую еду в многоразовой таре: лондонский DabbaDrop, DeliverZero из Нью-Йорка, а также Deliveroo и barePack, работающие в Париже.

Как российский бизнес борется с трубочками, крышками и наклейками

Российские службы доставки и ретейлеры уже начали самостоятельно сокращать потребление пластика. 

Пандемия оказала сильное влияние на российский фудтех, отметили в разговоре с Forbes в сервисе Delivery club. «Клиенты стали чаще заказывать еду, и доставка блюд превратилась из событийной услуги в привычку. К примеру, в июне 2019 года мы выполнили 2 млн заказов, в июне 2020-го — 5 млн, а в июне этого года — уже 7 млн», — рассказала пресс-служба компании.

 

Сервис пояснил, что решение о том, какую упаковку использовать для доставки, принимает ресторан. Однако, чтобы растущий интерес к доставке не создавал ущерба для экологии, два года назад Delivery club перестал по умолчанию включать пластиковые приборы в заказы. Если они необходимы, их можно добавить через специальный фильтр. 

«Тогда мы подсчитали, что, если 71% пользователей действительно перестанут включать в заказы посуду, в год это позволит предотвратить утилизацию свыше 40 млн пластиковых вилок, ножей и ложек. Мы видим, что популярность этого фильтра постепенно растет, а среднее количество приборов на заказ уменьшается», — рассказал представитель сервиса.

Российское подразделение ретейлера Metro Cash & Carry для доставки вместе со «СберМаркетом» и другими партнерами добавило к заказу опцию возврата пакетов. «Мы ратуем за многоразовость. Те пластиковые пакеты, которые у нас предоставляются в торговых центрах, сделаны из достаточно плотного пластика, который подразумевает повторное многократное использование. Есть пакеты из клейстера, который разлагается на биогель, биокисель, это более здоровая экологическая история», — рассказала Forbes руководитель дивизиона по корпоративным и внешним коммуникациям ретейлера Анна Щепилова, добавив, что большая и многоразовая тара, которая предлагается в торговых центрах, сделана из переработанного пластика. В том числе это делается для того, чтобы стимулировать покупки с многоразовыми сумками, а не с одноразовыми пакетами.

«Мы также дружим с проектом «Авоська дарит надежду», и под нас сделаны оптовые объемы этих авосек, то есть оптовые размеры для того, чтобы тоже стимулировать многократное использование тары», — добавила Щепилова. Авоськи в рамках этого проекта изготавливают незрячие мастера, а часть заработанных денег отправляется на помощь тяжелобольным людям и детям-сиротам, указывает проект.

 

Для мелкооптовых закупок клиенты Metro могут воспользоваться бумажными коробками, которые можно найти в торговых центрах на выходе у кассового контроля. Эти коробки ранее использовал сам ретейлер для погрузки или транспортировки, после чего их могут повторно использовать клиенты. 

Сервис «Кухня на районе» в конце 2019 года предложил покупателям вернуть упаковку, одноразовую посуду и приборы на переработку. Услуга стоила девять рублей, при следующем заказе курьер забирал посуду, которая позже отправлялась на переработку. Однако с началом пандемии компания была вынуждена отказаться от этой инициативы, спустя три месяца после запуска, из-за эпидемиологической обстановки, так как эта программа могла стать потенциальным источником риска распространения вируса. По данным «Кухни», клиенты хотели вернуть упаковку примерно в 4% случаев (29 593 заказа).

Кроме того, компания еще в первую волну пандемии отказалась от палок-мешалок и сахара для напитков, которые раньше по умолчанию добавлялись к заказу, рассказывала Алина Лихачевская, которая возглавляла направление устойчивого развития «Кухни». По ее словам, после того как сахар стало возможно добавить к заказу только за деньги, этой опцией пользовалось очень мало клиентов: как правило, он и так есть у всех в офисе или дома.

Кроме того, «Кухня» перестала класть в заказы пластиковые трубочки, убрала из всех наборов влажную салфетку и отказалась от наклеек на контейнерах, чтобы их было легче перерабатывать. Сервис также отказался от использования пакетов при доставке напитков, когда в сумках курьеров появились многоразовые вставки-гнезда для стаканов. По подсчетам «Кухни», эти меры позволили сократить объем мелких объектов, большинство из которых не перерабатывается, примерно на 150 000 единиц в месяц.

 

Еще одно решение предлагает производитель бумажных кофейных стаканов и крышек «ПолиКап», чьи стаканы можно встретить в 700 кофейнях России, а «Азбука Вкуса» закупает у производителя крышки для стаканов. Количество заведений, которые работают в формате to-go, за последний год  увеличилось почти на 50%. «С точки зрения предпринимателей такая бизнес-модель наиболее эффективна в свете очередных возможных ковидных ограничений (закрытий, введения qr-кодов и т. п.). Это еще и дань привычке горожан: покупка кофе — спонтанная покупка, гости привыкли брать напиток с собой, и эта привычка стала новой нормой», — пояснил Forbes CEO и фаундер «ПолиКап» Петр Кабин, добавив, что все это ведет к росту доли бумажных стаканов со слоем пластика.

По словам Кабина, в текущих реалиях бумажная упаковка поможет не жертвовать комфортом клиентов и станет более экологичной альтернативой. Бумажный стакан без слоя пластика, который производит компания, на 15-20% дороже обычного, а стоимость бумажной крышки составляет 3–3,5 рубля против 1,5-2,5 рубля за пластиковую, уточнил Кабин. 

По его оценке, одна кофейня в среднем закупает около 3000 стаканов и крышек в месяц, в зависимости от сезона объем может увеличиваться до 5000. «Таким образом, дополнительные расходы на переход на экологичную упаковку для кофейни составляют около 9000 рублей в месяц, или 300 рублей в день. Это равняется стоимости полутора часов работы бариста или одной настройки эспрессо-машины. Продажа 2–4 дополнительные чашки кофе в день окупает переход на экоупаковку», — заявил предприниматель, добавив, что компания также занимается переработкой своего продукта вместе с партнерами — экоцентром «Сборка» и компанией «БС Энерго». 

Как избавиться от «необоснованного» пластика

Крупнейшим рынком онлайн-доставки еды стал Китай. В прошлом году объем этого бизнеса в стране достиг $51,5 млрд, и эксперты считают, что он продолжит расти еще минимум пять лет на фоне стремительного экономического роста страны, изменения образа жизни и распространения интернета и смартфонов. Крупнейший поставщик услуг по доставке еды в Китае — Meituan — сообщал, что в августе прошлого года количество заказов на доставку увеличилось почти на треть и превысило 40 млн в день. Выручка Meituan в 2020 году составила $17,8 млрд, а рыночная капитализация компании — около $170 млрд. 

 

При этом сам Китай оказался в числе крупнейших мировых производителей отходов. В 2019 году общий объем пластиковых отходов в стране составил 81,8 млн тонн — за год этот показатель вырос на 4%. В 2017 году китайский бизнес по продаже товаров навынос произвел 1,6 млн тонн отходов от упаковки — в девять раз больше, чем два года назад, писала The New York Times.

Почти три четверти пластиковых отходов в Китае попадают на свалки, которые недостаточно эффективно управляются или вовсе оказываются на открытом пространстве, откуда могут попасть в море, указывает NYT. Газета называет Китай лидером по количеству пластика, которое попадает в мировой океан.

Правительство Китая утвердило пятилетний план, который направлен в том числе на борьбу с пластиком:

  • ретейлеров и компании, которые занимаются доставкой, обязали сократить объем «необоснованной» пластиковой упаковки;
  • власти запретили производство ультратонких пластиковых пакетов и средств личной гигиены, содержащих пластиковые микрогранулы (такая продукция запрещена в США и ЕС);
  • ресторанам и платформам e-commerce будет запрещено использовать одноразовый пластик, в частности пластиковые соломинки и пакеты.

США, в которых на душу населения приходится больше пластиковых отходов, чем в Китае, тоже планировали переходить на более экологичный путь, но стране помешал COVID-19. Почти сразу после того, как Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии коронавируса, лидер главной лоббистской группы США в индустрии пластмасс, руководитель профильной бизнес-ассоциации Тони Радошевски отправил в Минздрав письмо, в котором назвал одноразовые пластиковые изделия «наиболее гигиеничным выбором» при потреблении и транспортировке продуктов питания. Он попросил органы здравоохранения выступить против запрета этой продукции как угрозы общественной безопасности и помочь приостановить этот запрет.

 

Кроме того, производителей пластмассы называли себя «важными предприятиями», на которые не должны распространяться ограничения локдаунов. Например, рабочие небольшой фабрики по производству пластмасс в Делавэре рассказали Bloomberg, что были вынуждены отрабатывать 12-часовые смены плюс оставаться сверхурочно. Руководство сказало сотрудникам, что их работа критически важна.

«Эти компании воспользовались моментом, особенно для того, чтобы отменить запрет на использование пластиковых пакетов», — считает Стивен Фейт, специалист Центра международного экологического права.

Евросоюзу COVID-19 и «гигиеничность» пластиковых упаковок не помешали отказаться от ряда изделий из пластика в разгар пандемии: с 3 июля этого года в странах блока запрещена продажа одноразовых пластиковых соломок, ватных палочек и контейнеров, а также одноразовых столовых приборов, тарелок, палочек-мешалок и стаканов из пластика. Гарантировать, что эти изделия не будут допущены на европейский рынок, должны все государства-члены альянса.

Свенья Шульце, министр по вопросам охраны окружающей среды Германии, пояснила, что решение страны отказаться от пластика было частью усилий, направленных на отказ от «культуры одноразового использования». До 20% мусора, который собирают в парках и других общественных местах в Германии, приходится на одноразовые пластиковые контейнеры, отмечает Deutsche Welle. В Германии ежегодно производится 250 кг упаковки на душу населения, подсчитало Министерство окружающей среды. Только в 2017 году в стране накопились рекордные 18,7 млн тонн отходов от упаковки. Пластик может разлагаться десятилетиями, а его микроскопические частицы находили внутри рыб, птиц и других животных. 

 

Пластик — это удобный и практичный материал, но пластиковые отходы наносят ущерб окружающей среде и негативно влияют на экономику, указывает Еврокомиссия. По ее данным, пластиковые отходы составляют более 80% морского мусора и прежде всего от этого страдают туризм, рыболовство и судоходство. Новый курс альянса направлен на переход к экономике замкнутого цикла, в которой пластик используется более рационально и не один раз, после чего перерабатывается, а не становится отходами.

Экологичные зумеры и многоразовая посуда

Еще одним вариантом решения проблемы Greenpeace называет доставку готовой еды в многоразовой таре. Кроме того, экологичность и осознанность сейчас в тренде среди молодежи в развитых странах , поэтому для ориентированных на них сервисов доставки различные способы борьбы с пластиком являются отчасти маркетинговыми приемами. Вот несколько примеров: 

  • лондонский DabbaDrop — стартап привозит еду в контейнерах из нержавеющей стали, которые можно вернуть при следующем заказе, предварительно помыв. При первом заказе клиент должен оставить депозит за контейнер в размере 15 фунтов (около 1500 рублей);
  • DeliverZero из Нью-Йорка работает по похожей схеме: контейнер можно вернуть курьеру при следующем заказе либо самостоятельно отнести в ресторан;
  • три крупнейших игрока на рынке доставки еды в Сингапуре (Foodpanda, Deliveroo и GrabFood) также стали использовать многоразовые контейнеры;
  • американский стартап Zero предлагает доставку продуктов без пластиковой упаковки: клиент получает их в многоразовых сумках и стеклянных банках. Подписчики сервиса оставляют залог $40 за всю тару, в которой им будут привозить продукты, он вернется, когда закончится подписка и курьер заберет пакеты и банки;
  • еще один стартап из Нью-Йорка, Fresh Bowl, разместил в городе вендинговые автоматы с готовой едой в стеклянных контейнерах. Их можно вернуть и получить деньги на частичную оплату следующей покупки. До пандемии создатели сервиса планировали, что каждый аппарат будет приносить $75 000, и ожидали возврата примерно 85% контейнеров. Однако из-за коронавируса работу аппаратов пришлось приостановить;
  • сервис Recup из Германии предлагает любителям кофе с собой заказать напиток в многоразовом стакане, после чего сдать его в любой из 9400 точек-партнеров по всей стране. Клиенту нужно оставить €1 в качестве залога за стакан.

Во время пандемии использование многоразовой посуды в доставке не кажется хорошей идеей, но весной прошлого года Роспотребнадзор рассказывал, как безопасно использовать многоразовую посуду в местах общественного питания: ее нужно мыть в течение 90 минут в моечных машинах, которые могут дезинфицировать посуду и столовые приборы при температуре не ниже 65°С, либо вручную с дезинфицирующими средствами.

Усилия по сокращению пластика предпринимают и более крупные компании и сервисы: Uber Eats, например, еще осенью 2019 года перестал по умолчанию включать в заказ соломинки и одноразовую посуду. При необходимости клиенты могут сами выбрать эту опцию. Компания объяснила, что все должны подключиться к сокращению использования пластика. А сеть McDonald’s, которая также занимается доставкой, заявляла, что к 2025 году рассчитывает полностью перейти на экоупаковку и перерабатывать ее во всех своих ресторанах. Сейчас 80% упаковки, в которой клиенты сети ресторанов быстрого питания получают заказы, произведено из перерабатываемых материалов, оставшиеся 20% — из пластика. К этому же сроку компания планирует отказаться от пластиковых игрушек в наборах Happy Meal.

 

Однако, несмотря на заявления компаний о борьбе с экологическими проблемами, больше 40% участников международного опроса Boston Consulting Group не верят в их искренность и заботу о климате. Респонденты считают, что таким образом корпорации, скорее, хотят создать благоприятный имидж. При этом каждый четвертый респондент (27%) не верит в возможность как-то повлиять на ситуацию собственными силами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+