К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Эксперты оценили неравенство шансов российских школьников на обучение в вузах


Система высшего образования в России вынужденно воспроизводит социальное неравенство, пришли к выводу эксперты НИУ ВШЭ. В университетах учится лишь 0,2% школьников из деревень и поселков городского типа. От поступления детей в вузы из-за высокой стоимости высшего образования, в том числе затрат на содержание студента, готовы отказаться 35% российских семей

Затраты на высшее образование стали главной причиной отказа от обучения детей в вузах — эту причину назвали 35% опрошенных экспертами Высшей школы экономики (ВШЭ), пишут «Ведомости». Расходы на обучение и на содержание студента во время него становятся непреодолимым препятствием для выходцев из небольших населенных пунктов. 

Опрос охватил 622 семьи со старшеклассниками и 32 575 студентов из 80 регионов России. Среди других оснований для отказа от учебы в вузах респонденты назвали отсутствие и малое количество бюджетных мест — 17% респондентов, низкий уровень знаний у детей — 13%, необходимость как можно скорее начать зарабатывать — 11% и недостаточный интерес к учебе — 11%. 7% опрошенных указали на дальность нахождения вузов, 4% — на отсутствие необходимости высшего образования в жизни, 2% — на болезнь или слабое здоровье, 1% — на необходимость остаться дома и заботиться о родственниках.

По данным исследования ВШЭ, более 80% родителей желают, чтобы дети получили образование, в том числе и высшее. Однако планы у семей с низким образовательным уровнем и уровнем доходов, отмечают исследователи, менее амбициозны, чем планы более образованных и богатых семей.

 

Так, 8% семей с низкими доходами хотели бы, чтобы дети получили хотя бы общее или среднее профессиональное образование, 60% — высшее образование в любом вузе, 25% — высшее образование в одном из лучших вузов страны, 4% — высшее в зарубежном вузе и 3% — ученую степень. В семьях с высоким доходом 5% заявили о среднем образовании, об учебе в любом вузе или в одном из лучших университетов — по 41%, о высшем образовании за границей или ученой степени — по 6%. 

Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Алексей Тищенко отметил, что школьники в последние годы поменяли «образовательную траекторию» и стремятся получить среднее профессиональное образование. По словам Тищенко, это происходит по ряду причин, в их числе — уменьшение шансов поступления на бюджет, сокращение средств на подготовку, снижение престижа высшего образования и сокращение сроков, которые нужны для выхода на рынок труда. 

 

В исследовании ВШЭ отмечается, что поступление в вуз влечет за собой затраты на содержание студента во время обучения, а для выходцев из небольших населенных пунктов финансовый барьер «практически непреодолим». По данным опроса, 13,9% студентов окончили школу в Москве и Санкт-Петербурге, 19,9% — в городах с населением более 1 млн человек, 24,8% — в городах, где проживают от 500 000 до 1 млн человек, 5,8% — в городах, где менее 100 000 жителей, и всего 0,2% — в деревнях и поселках городского типа.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+