К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Мотивации Нео: что может увидеть специалист по психологии бизнеса в новой «Матрице»

Фильм «Матрица: Воскрешение» (Фото DR)
В конце прошлого года на экраны спустя 20 лет вышла новая «Матрица». Чтобы понять фильм, надо распаковать идеи современной психологии, психотерапии и постмодернистские образы, которыми нашпигован буквально каждый кадр, считает профессор бизнес-практики Школы управления «Сколково» Алексей Улановский

Ниже будет много замысловатых понятий, но они помогут вам расширить ваш взгляд на мир и фильм, если это еще не удалось сестрам Вачовски. 

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение» (Фото DR)

Антипсихиатрия

Один из новых антигероев — всесильный психоаналитик, уводящий Нео от пробуждения. Это отсылает нас к целому движению антипсихиатрии Рональда Лэйнга 1970-х. Это был протест против западной психотерапии, которую он считал формой навязывания строго определенных «систем социальной фантазии», выдаваемых за реальность.

Это радикальный взгляд, но Лэйнг здорово раскрыл всю сложность модальностей нашего опыта: как я вижу себя, как я вижу других, как меня видят другие, как я думаю и т.д. Здесь я отошлю читателя к книгам Лэйнга — «Политика опыта» и «Я и другие». А «Матрица» хорошо иллюстрирует эту сложную картографию нашего опыта.

 

Бинарность мышления

Это игра смыслов: здесь и айтишный двоичный код, и тема биполярного, черно-белого мышления у буддистов или современных когнитивно-поведенческих терапевтов. Мы склонны мыслить в черно-белых тонах: успех — неуспех, приятный — неприятный человек, понравился — не понравился фильм. Это помогает нам экономить когнитивные усилия. Но при этом мы теряем многоцветную картинку мира и упрощаем мир, отчего часто сами же страдаем. Именно поэтому психотерапевты, работающие с нашим черно-белым мышлением, стремятся вернуть нам вариативность видения. Вачовски также намекает здесь на тему небинарности пола, что для Вачовски, сменивших пол, имеет важнейший смысл. 

Что реально?

Что реально, что нереально в нашем опыте — остается ключевым вопросом и новой «Матрицы». Здесь, как и прежде, фильм стремится повысить нашу осознанность и критичность к тому, что мы видим, слышим, осязаем. Фильм обыгрывает современные научные представления о познании. Например, что вкус или прикосновение — это не свойства реальности сами по себе, а эффект от контакта наших рецепторов с объектами. Чего больше в нашей памяти — реальных  воспоминаний или преобразованных, «имплантированных»? Того, что наши родители рассказывали нам о нашем детстве и что мы затем сфабриковали для себя как «картинки из детства»? Это то, что активно исследуют Элизабет Лофтус и другие современные когнитивные психологи. 

«Мир глазами Бога»

Современные теории познания осторожно относятся к претензиям (ученых, политиков, свидетелей в суде) на знание «объективности» или того, как «на самом деле было». Хилари Патнэм, известный философ и математик, называл эту позицию «взглядом на мир глазами Бога». Когда в следующий раз в споре вам захочется сказать «ну на самом деле» или «объективно смотря на вещи» — знайте, что в этот момент вы обрели сверхчеловеческое видение.  

Социальный конструкционизм

Ответ «Матрицы» отсылает нас к взглядам социальным конструкционистов — направления в социальных науках, которое в 1990-е наделало много шума. Как они полагали, все, что мы считаем реальным, правильным, разумным, моральным, красивым — это не что-то объективно данное нам, а то, что мы ежедневно выстраиваем через язык, договоренности с другими людьми и социальные практики. Мы ежедневно подтверждаем мир и нашу идентичность (профессиональную, гендерную и пр.) в общении друг с другом. Подробнее об этом — в сборнике Кеннета Гергена «Социальный конструкционизм». 

Измененные состояния

«Матрица» изобилует прямыми ссылками на идеи субкультуры New Age и эксперименты с измененными состояниями сознания, модные в 1960-1970-е годы. Тимоти Лири, Чарльз Тарт, Станислав Гроф — все они верили в пробуждение через мощный меняющий опыт, поэтому много изучали сновидения, гипноз, психоделики, дыхательные практики. Повторяющаяся тема засыпания и пробуждения, синяя и красная таблетка — все это намеки на этот визионерский опыт. А сцена отключения Нео и Тринити от «Матрицы» — это почти буквальное изображение концепций «травмы рождения» и «перинатальных матриц» Грофа: когда из защищенной материнской оболочки мы переходим во внешний мир боли, звуков, предметов. Отсылаю здесь к его ранним книгам «Человек перед лицом смерти» и «Путешествие в поисках себя».  

Символический мир

Вера в меняющий опыт — в чем-то утопия, в которую угодило поколение New Age. Среди знакомых, в практике медитации, психотерапии или коучинга мы мало найдем примеров мгновенного пробуждения и радикальной трансформации личности во взрослом возрасте. Невозможно за один пробуждающий опыт изменить свою психическую структуру, которая формировалась годами — и герои «Матрицы» тоже оговариваются об этом. Но что важного «Матрица» делает с нами — она возвращает нас из одномерного, рационального, технологического мира в мир бессознательного: сновидений, символов, архетипов, интуиции. Воссоединение с этим миром, как показали Фрейд, Юнг и другие, приближает нас к искомому ощущению цельности и смысла. Рекомендую здесь книги юнгианского аналитика — Джеймса Холлиса «Перевал в середине пути» и «Обретение смысла во второй половине жизни». 

Женское лидерство, инклюзия и diversity

Новая «Матрица» вобрала все ключевые культурные тренды последнего десятилетия. Заметен, например, акцент на женском лидерстве — одном из важных поворотов, произошедших в науке о лидерстве. В фильме женщины занимают ключевые управленческие роли: это и мудрая женщина-предводитель сообщества, и отважная женщина-капитан корабля. И, конечно, Тринити — которая уже не просто любовь и вдохновение Нео, не та, которую он может удержать от падения (как в первой части), но которая сама способна быть сильной и удерживать Нео. 

Усложнение власти

Заметна также рефлексия авторов фильма на тему власти. Ее  усложнения или того, что Наим Нойзес в своей книге «Конец традиционной власти» называет «упадком власти». Границы элитарности все больше размываются, любой авторитет может быть подвергнут сомнению, игроков, наделенных властью, становится все больше, информацию контролировать все сложнее, а свое влияние любой топ-менеджер, политик или духовный лидер может потерять в мгновение. В фильме это хорошо показано. Кто сильнее? Полиция как обладатель права на физическое насилие? Или гики, геймеры, хакеры, люди из мира высоких технологий? Или те, кто влияет на наш разум — психологи, психоаналитики? 

Будущее разума

Или мы все — во власти цифровых технологий: гаджеты и срочные эсэмэски, которые господствуют над нашим вниманием, планами и выбором. Красной нитью новой «Матрицы» проходит мысль: мир другой, мир изменился. Мы видим постоянные вставки из первой «Матрицы» для сравнения мира зрителей, технологий, ценностей, языка и образа жизни 2000-х и 2021 года. Одно из изменений — отношение к машинам. От противопоставления мира машин и людей «Матрица» двигается к важной идее интеграции, сращивания технологий и разума человека. Здесь угадывается аллюзия на прогнозы футурологов, «Будущего разума» Митио Каку или «21 урок для XXI века» Юваля Харрари. 

Эйджизм

Другая сквозная тема — эйджизм. Все эти сомнения и троллинг постаревших Нео и Тринити со стороны прогрессивной молодежи — геймеров, команды корабля. Может ли герой быть престарелым? Фильм дает ясный ответ — да, может. И это то, куда движется современный организационный корпоративный мир — программы поддержки карьеры сотрудников 50+. Это тоже важный поворот нашего общества за прошедшие 20 лет. 

Здоровый оптимизм

К теме оптимизма герои обращаются по ходу фильма несколько раз. Внутренняя динамика главного героя — это движение от беспомощности, депрессии, безумия к оптимизму и внутреннему освобождению.  Нео страдает и испытывает депрессию, когда избегает того, что ему предписано. Абрахам Маслоу называл это «синдромом Ионы» — отказ от самореализации и предательство своего призвания. Нео становится собой, когда делает то, что чувствует, что должен реализовать, когда становится креативным и позволяет себе снова любить. Можно сказать, от героического сценария (спасения мира) Нео сдвинулся к более зрелому сценарию второй половины жизни: интеграции себя, своего прошлого, силы и слабости, мужского и женского и возвращения своей магической харизмы, или «моджо», как это выразил один из героев фильма (смотри подробнее: Маршалл Голдсмит «Mojo»). 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+