К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Любимый ребенок Компартии»: как TikTok связан с провластными СМИ Китая

Фото Florence Lo / Reuters
Фото Florence Lo / Reuters
Американский Forbes изучил данные открытых аккаунтов в деловой социальной сети LinkedIn и выяснил, что на страницах этих аккаунтов можно невооруженным глазом увидеть тесную связь между китайской компанией ByteDance, владеющей популярной платформой TikTok, и пропагандистскими СМИ Китая

Американский Forbes изучил данные открытых аккаунтов в LinkedIn и выяснил, что 300 нынешних сотрудников TikTok и его материнской компании ByteDance ранее работали в государственных СМИ Китая. 23 профиля, по всей видимости, были созданы нынешними директорами ByteDance, которые управляют подразделениями, занимающимися партнерствами в сфере контента, связями с общественностью, вопросами корпоративной социальной ответственности и «сотрудничеством со средствами массовой информации».

15 учетных записей указывают на то, что их владельцы, действующие сотрудники ByteDance, также являются работниками китайских государственных СМИ, включая новостное агентство «Синьхуа», Международное китайское радио (CRI) и Центральное телевидение Китая (CCTV) вместе с дочерней Глобальной телевизионной сетью Китая (CGTN). В 2020 году Госдепартамент США объявил все эти организации «официальными представителями иностранных государств».

50 аккаунтов принадлежат лицам, которые штатно или внештатно работают на TikTok — в их числе менеджер по контент-стратегии, ранее занимавший должность главного корреспондента в «Синьхуа».

 

Изученные Forbes профили в LinkedIn свидетельствуют об обширных связях между ByteDance и пропагандистским крылом китайского правительства, которое уделяет огромное внимание социальным сетям и распространяет через них дезинформацию в интересах Коммунистической партии Китая. Государственные информационные агентства КНР активно публикуют свои материалы на платформах вроде Facebook, Instagram (принадлежат Meta, которая признана экстремистской и запрещена) и Twitter, однако TikTok для них остается пока еще относительно неосвоенным.

Тем не менее аккаунты, которые ведут китайские провластные СМИ, TikTok сейчас никак не помечает — в отличие от других площадок. В марте соцсеть объявила о планах маркировать «некоторые» государственные издания, но в результате анализа аккаунтов крупнейших китайских новостных порталов на платформе, в том числе Китайской новостной службы (CNS), агентств «Синьхуа», CGTN и Global Times, редакция Forbes не обнаружила никаких дополнительных указаний или пометок о том, что эти организации контролируются государством.

 

В ByteDance и TikTok не стали ни отрицать того, что 300 аккаунтов в LinkedIn принадлежат нынешним сотрудникам, ни открещиваться от их связей с китайскими государственными СМИ. В свою очередь, на запросы прокомментировать информацию ни одно из вышеперечисленных СМИ не ответило.

Пресс-секретарь ByteDance Дженнифер Бэнкс заявила, что ее компания принимает «кадровые решения, исходя лишь из профессионализма кандидата при выполнении работы». Она также добавила: «В случае с нашим бизнесом в Китае это касается и людей, ранее работавших в правительстве или китайских госСМИ. За пределами Китая сотрудники тоже имеют опыт работы в правительственных структурах, общественных организациях и медиакомпаниях в десятках стран».

По поводу 15 профилей, в которых указано, что работники ByteDance одновременно занимают должности в государственных китайских СМИ, Бэнкс заявила, что компания «не разрешает сотрудникам иметь вторую работу, подработку или заниматься любой иной деятельностью, которая может повлечь за собой конфликт интересов».

 

Сегодня люди проводят в TikTok больше времени, чем в любом другом приложении. В последнее время площадка воспринимается как важный канал популяризации американской культуры и быстро стала серьезным игроком в американском избирательном и гражданском дискурсе. Профили в LinkedIn вызывают дополнительные опасения по поводу того, что Китай может использовать широкое культурное влияние TikTok в США для достижения собственных целей. В 2019 году этот страх заставил ряд американских политиков, включая бывшего президента Дональда Трампа, выступить с требованием заблокировать социальную сеть.

Кроме того, благодаря этим аккаунтам легко объяснить, какой подход ByteDance использует в отношениях с китайскими государственными СМИ. Кроме TikTok, корпорация имеет множество других сайтов и сервисов, включая два самых популярных приложения в материковом Китае — сервис Douyin для публикации и просмотра коротких видеороликов и новостной агрегатор Toutiao. Китайские государственные СМИ входят в число самых популярных страниц в Douyin ― на них там подписаны миллионы пользователей. Toutiao и Douyin должны соблюдать строгие законы китайской цензуры, и работа в этих компаниях упоминается во многих профилях LinkedIn.

Штаб-квартира ByteDance (Фото Thomas Suen·Reuters)

Однако в 50 учетных записях также указана занятость в TikTok в областях корпоративной политики, стратегии, операционной деятельности, монетизации, пользовательского опыта и локализации (процесса адаптации продукта под нужды зарубежных рынков).

Один аккаунт, принадлежащий «руководителю стратегии по развитию продукта», гласит, что этот человек ранее работал в Информационном центре китайского интернета, china.org.cn ― это государственный сетевой портал, главным редактором которого является секретарь и бывший заместитель начальника отдела пропаганды Компартии Китая. Бэнкс говорит, что этот человек не мог занимать должность «высшего уровня», поскольку он не является гражданином Китая. Пресс-секретарь ByteDance подтвердила, что это лицо занимается проектами компании за пределами Китая.

Судя по странице в LinkedIn, этот сотрудник TikTok работал редактором портала развития Китая (chinagate.cn). Во время его работы сайт публиковал статьи под заголовками вроде «Главное ― сохранить центральную позицию Си: коммюнике» и «Си подчеркнул важность манифеста Коммунистической партии».

 

Отвечать на вопросы о том, сотрудничают ли TikTok и ByteDance с государственными СМИ Китая в создании и распространении контента, обе компании отказались.

Как рассказал Forbes Джеймс Льюис, директор программы по стратегическим технологиям в Центре стратегических и международных исследований (CSIS), то, что многие сотрудники китайских провластных СМИ со временем переходят в ByteDance и TikTok, его совсем не удивляет: «Скорее всего, это обычный карьерный путь. Я уверен, что в ByteDance платят больше». При этом эксперт подчеркнул, что, несмотря на это, «отношения с прежним пристанищем могут быть тревожным сигналом».

В последние месяцы из-за новых сообщений о связях платформы с китайским правительством градус беспокойства по поводу TikTok повысился. В июне издание BuzzFeed опубликовало материал о том, что сотрудники ByteDance в Китае неоднократно просматривали конфиденциальную информацию американских пользователей TikTok, чем спровоцировали шквал ответных мер со стороны законодательных и регулирующих органов как в самих Соединенных Штатах, так и в других странах. В конце июня социальная сеть подтвердила данные статьи в письме, адресованном девяти сенаторам-республиканцам.

В июле тот же BuzzFeed написал о том, что, по словам бывших сотрудников, ByteDance способствовала распространению прокитайской повестки среди американцев через свое уже закрывшееся новостное приложение TopBuzz, которое работало с 2015 по 2020 год. В ByteDance подобные заявления отвергают. Материал о TopBuzz стал первым случаем, когда материнскую компанию TikTok обвинили в попытке использования своего алгоритма продвижения контента, чтобы повлиять на отношение к Китаю среди американцев. Буквально через несколько дней Bloomberg сообщил о том, что в 2020 году китайское правительство просило у TikTok разрешения на создание аккаунта со «скрытой пропагандой». В TikTok эту информацию подтвердили.

 

По данным Bloomberg, члены отдела по корпоративной политике TikTok отказали правительству Китая в его запросе на создание подобной страницы. Однако, судя по профилю LinkedIn, принадлежащему заместителю генерального менеджера ByteDance по сотрудничеству со средствами массовой информации, взаимодействие между государственными китайскими СМИ и медиагигантом может быть куда шире, чем описано в статье.

Информация в профиле гласит, что заместитель генерального менеджера «отвечает за формирование стратегии сотрудничества между компанией и центральными средствами массовой информации», а также «сотрудничает с партнерами при планировании контента, получении данных, взаимодействии с продуктом, в деловых вопросах и т. д.». Некоторые цитаты из учетных записей LinkedIn в этой статье изначально написаны на китайском и переведены через Google.

Запрос на интервью с владельцем данного аккаунта остался без ответа. В пресс-службе ByteDance отказались уточнять, о какой «стратегии сотрудничества» говорил заместитель генерального менеджера.

Касательно этого и других сотрудников ByteDance, указанных ниже, пресс-секретарь Бэнкс заверила, что они задействованы «исключительно» в китайском бизнесе компании.

 

Еще один работник, занимающий сегодня должность помощника генерального менеджера по партнерству со средствами массовой информации, ранее отвечал за социальные сети интернет-ресурса china.org.cn. Во время его работы портал публиковал в Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) статьи под заголовками вроде «Почему Китаю нужен верховный лидер в лице Си Цзиньпина» и «Шумиха вокруг прав человека вредит США и Китаю» (на Facebook), а читателей в Twitter спрашивал: «Обречена ли идеология Запада на провал?» На запрос интервью этот сотрудник не ответил.

Другие профили также демонстрируют экспертизу в подгонке сообщений под привычки читателей в онлайн-пространстве. Так, на странице действующего директора ByteDance по вопросам сотрудничества с органами власти описывается прошлая работа в «Жэньминь жибао», авторитетной газете Коммунистической партии Китая, где нынешний директор «анализировал читательские привычки интернет-аудитории и личностные черты читателей основного партийного издания», а также, «не нарушая политику партии в области пропаганды, активно осуществлял планирование специальных выпусков новостей» с местными органами правительства. Запрос на интервью с владельцем этого аккаунта остался без ответа.

15 профилей также указали в качестве своих текущих работодателей и ByteDance, и государственные СМИ. По данным на странице одной женщины из числа таких пользователей, шеф-редактора ByteDance с марта 2019 года, она по совместительству является членом редакционных коллегий китайской новостной службы, которой руководит департамент объединенного рабочего фронта Коммунистической партии Китая, и еженедельного журнала «Чжунго чжоукань» под началом Центрального комитета Коммунистического союза молодежи Китая. Просьбу об интервью шеф-редактор оставила без внимания.

Учетная запись еще одной сотрудницы, директора по связям с общественностью, гласит, что она одновременно также является «старшим репортером и операционным управляющим» пекинской телевизионной сети BTV. В аккаунте другого сотрудника ByteDance, «менеджера по международному сотрудничеству», сказано, что этот человек также работает главным редактором раздела международных новостей на «Бэйцзин шицзянь» (btime.com), связанном с BTV. Ни один из этих сотрудников на запросы дать интервью не ответил.

 

Согласно разделу «О нас», для редакции Beijing Time «распространение позитивной энергии, общественного мнения и великой культуры Китая является долгом», поэтому агентство «создает медиаплатформу, чтобы заложить базу для патриотического образования Пекина под эгидой департамента пропаганды Пекинского муниципального партийного комитета».

Forbes нашел в LinkedIn 49 аккаунтов, которые принадлежат сотрудникам TikTok и ByteDance, ранее работавшим на ССTV и CGTN. Среди таковых оказался бывший главный редактор CCTV, сегодня занимающий в ByteDance должность директора по партнерствам в сфере медиаконтента, и администратор по зарубежным рынкам ByteDance, в профиле которого говорится, что он работает редактором CCTV по сей день.

Еще в прошлом месяце новостное агентство «Синьхуа» отрицало факт того, что Китай принуждает представителей этнических меньшинств к ручному труду в Синьцзяне, назвав подобные сообщения «сфабрикованной ложной информацией». Агентство многократно публиковало материалы, отрицающие нарушения правительством прав уйгуров, параллельно продвигая местных мастеров народного искусства из «Чудесного Синьцзяна». В 2019 году агентство проводило на Facebook и в Twitter кампанию против протестующих в Гонконге, а в 2022-м ― еще одну, в которой называло причиной событий на Украине «амбиции НАТО по расширению на восток». На просьбу прокомментировать это в «Синьхуа» не ответили.

Кроме того, Forbes обнаружил 39 учетных записей нынешних сотрудников TikTok и ByteDance, которые ранее работали в «Синьхуа». Согласно этим страницам, один бывший репортер издания, сегодняшний руководитель отдела сотрудничества ByteDance, является лауреатом нескольких государственных премий в сфере журналистики. Другой, задействованный во внутренних коммуникациях компании ― в прошлом репортер «Синьхуа» и ежедневной пекинской газеты «Бэйцзин жибао». На просьбу дать интервью ни один из этих работников не откликнулся.

 

По данным LinkedIn, еще 24 сотрудника TikTok и ByteDance ранее были сотрудниками редакции «Жэньминь жибао» ― правозащитная группа Freedom House, освещающая ситуацию со свободой СМИ в разных странах, называет это издание «официальным рупором Компартии Китая». Другие сотрудники работали в газете «Чжунго жибао», на Международном китайском радио (обе организации американский Госдеп объявил иностранными агентами) и в «Чжунго циннянь бао», газете Коммунистического союза молодежи Китая.

Из-за своих обширных связей с китайскими провластными СМИ и в отсутствие политики по маркировке и отслеживанию их контента в TikTok корпорация ByteDance становится белой вороной среди крупнейших социальных сетей. И хотя в LinkedIn видно, что Google и Meta тоже нанимают людей, ранее работавших в государственных СМИ Китая, цифры отличаются на порядок.

Так, Forbes отыскал всего 23 профиля действующих работников Google или YouTube и 14 учетных записей сотрудников Meta, Facebook и Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), которые ранее состояли в штате китайских государственных новостных агентств. Один из этих людей, старший руководитель по связям Google в Китае, 15 лет проработал в CGTN на должности директора, редактора, репортера и диктора (на просьбу об интервью он не ответил). Пресс-секретарь Google Питер Шоттенфельс от комментариев отказался. Пресс-секретарь Meta Андреа Бизли получила сообщение с просьбой о комментарии, но к моменту публикации материала так и не ответила.

Джеймс Льюис из Центра стратегических и международных исследований посоветовал не слишком зачитываться послужным списком каждого конкретного сотрудника, однако добавил: «Китайское правительство, вероятно, прощупывает обстановку и пытается понять, как информацию по просмотрам в TikTok можно использовать для лучшей подачи своей пропаганды западной аудитории».

 

ByteDance это совершенно не выгодно, особенно на фоне растущих подозрений по поводу связей с правительством. «Коммунистическая партия обожает TikTok, и я уверен, что они хотят разобраться, как с ним работать. Для ByteDance новость не очень, ― подчеркивает Льюис. ― Потому что быть любимым ребенком китайской Компартии означает волей-неволей оказаться в центре внимания».

Перевод 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+