К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Нестабильность и беспокойство: аналитики оценили настроения россиян после 2022 года

Люди в супермаркете перед Новым годом (фото Кирилла Кухмаря / ТАСС)
Люди в супермаркете перед Новым годом (фото Кирилла Кухмаря / ТАСС)
Ощущение благосостояния у россиян ухудшилось по всем основным показателям в 2022 году, выяснили аналитики бывшего российского подразделения McKinsey. Больше половины россиян отметили ухудшение ожиданий стабильности, 59% опрошенных переживают насчет уровня дохода. Более чем треть отметила переживания насчет эмоционального состояния, главная причина этого — «военная спецоперация». Скорого возвращения к прежней жизни люди в основном не ожидают

У россиян после 2022 года ухудшилось восприятие благосостояния: это проявилось во всех основных показателях, включая ощущение долгосрочной стабильности, потребительское поведение, самочувствие и доходы. Об этом говорится в исследовании, которое провела компания «Яков и партнеры» (бывшее подразделение McKinsey в России) совместно с исследовательским холдингом «Ромир». Результаты опроса есть у Forbes.

Снижение ощущения долгосрочной стабильности отметили 53% опрошенных, чуть меньше заявили об ухудшении самочувствия и возможностей копить деньги (по 46%). Среди основных поводов для беспокойства в перспективе шести месяцев россияне чаще всего называли уровень дохода (59%), эмоциональное состояние (39%) и физическое здоровье (38%). Основной причиной опасений насчет доходов люди назвали рост цен (его отметили 67%). Главные угрозы для психоэмоционального состояния — «военная спецоперация»* России на Украине (51%), рост цен и инфляция (48%), а также общая экономическая ситуация в России (42%).

Меньше всего изменения в прошлом году затронули наиболее молодых людей (18-19 лет, из поколения зумеров: к ним отнесли людей, родившихся после 2003 года) и население с высокими доходами (в рамках исследования — от 80 001 рубля на одного члена семьи), выяснила «Яков и партнеры». Острее всего ухудшение почувствовали представители поколения X (люди 38-58 лет, родившиеся примерно в 1965–1985 годах) и люди с низким доходом (в рамках исследования — 20 000 рублей и меньше на члена семьи). Ухудшение благосостояния в Москве зачастую проявляется сильнее, чем в других регионах, говорится в исследовании.

 

Россияне снижают расходы

Подавляющее большинство опрошенных не ждет скорого возвращения к прежней жизни: в перспективе 1 года этого ожидают 22%, через три года и более — 59%. Основная стратегия преодоления трудностей для людей — это сокращение крупных трат, а также поддержка близких и друзей. Свои расходы планирует оптимизировать большинство опрошенных: 60% хотят снизить расходы на дорогостоящие товары и услуги, 42% — на отпуска, путешествия и поездки, а 40% — на одежду и развлечения. За последний год люди стали меньше тратиться на предметы роскоши, путешествия за границу, развлечения и питание вне дома. Но у более чем половины стало уходить больше денег на оплату услуг ЖКХ, у 38% — на лекарства, у 35% — на питание дома.

В основном люди ожидают, что в ближайшие шесть месяцев вырастут еще сильнее их расходы на ЖКХ, питание дома и лекарства. Люди будут еще меньше тратить на развлечения, кафе и рестораны, путешествия за границу и внутри страны. Самые молодые планируют сокращать расходы на большую часть категорий, особенно на путешествия и товары для дома.

Большинство респондентов в ответ на происходящие перемены не рассматривают возможность переезда в другой регион или другую страну и не планируют продавать неиспользуемую недвижимость. 10% опрошенных среди представителей поколения X заявили, что ищут подработки.

Продукты не хуже

 

Несмотря на падение доходов и снижение ожиданий благосостояния, люди не готовы жертвовать привычным качеством продовольственных продуктов. Все поколения сокращают потребительскую корзину, но сохраняют ее качество, показало исследование. Россияне стали больше присматриваться к альтернативам: около 60% переключились на другие, менее привычные бренды. Например, из-за роста цен и ухода привычных товаров с российского рынка.

Половина опрошенных признала, что стала внимательнее относиться к промоакциям в торговых сетях, причем, кроме глубины скидок и охвата товаров акциями, им важно качественное информирование и продление акций. Но разница поколений здесь значительна: для зумеров, например, наличие акций оказалось на последнем месте в списке критериев при выборе ретейлера. 40% опрошенных отметили, что для них стали играть более значимую роль системы лояльности магазинов.

В исследовании «Яков и партнеры» при содействии «Ромира» приняли участие около 1500 респондентов. Опрос проводили в декабре 2022 года.

Для трети россиян источником средств к существованию оказались разнообразные пособия от государства и пенсии, показала перепись населения в 2022 году. Это 42,7 млн человек, почти для 31 млн это основной источник дохода. 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+