К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Нехватка женщин и молодежь-чайлдфри: как Китай перестал быть самой населенной страной

Фото Huang Zhigang / VCG via Getty Images
Фото Huang Zhigang / VCG via Getty Images
Пока в Китае, в соответствии с общемировыми трендами, население стареет, а рождаемость падает, в Индии эти процессы не проявились настолько заметно. В результате уже в этом году, по некоторым оценкам, Китай уступает пальму первенства по численности населения Индии. Рассказываем, почему это произошло, как к этому относятся китайские власти и к каким последствиям для всего мира это может привести

В январе 2023 года стало известно, что Китай потерял статус самой населенной страны мира. Население Индии на конец 2022 года, по оценке World Population Review (WPR), составило 1,417 млрд человек, что на 5 млн больше, чем в Китае, где показатель равнялся 1,412 млрд. В Китае население сократилось впервые с великого голода начала 1959-1961 годов: в прошлом году убыль, согласно данным национального бюро статистики, составила 850 000 человек. Сокращение населения происходит быстрее, чем ожидалось

Проблемы есть и у Индии, население которой с 1950 года увеличилось на миллиард человек. В данный момент почти половина жителей страны относятся к возрастной группе моложе 30 лет, а рабочих мест на рынке труда не хватает. Почему Индия вышла в лидеры, а Китай, наоборот, «ушел в минус» по показателям роста населения и как экономическое развитие обеих стран связано с демографическими изменениями? 

Как Индия начала наступать на пятки Китаю 

Согласно докладу Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, в 2023 году Индия станет самой быстрорастущей экономикой мира. Страна показывает впечатляющие темпы роста: ВВП с $949 млрд в 2006 году вырос до $3,1 трлн в 2022 году, то есть в три раза. В этом году в стране ожидается бум розничной торговли, кроме того, страна привлекает все больше инвесторов — в декабре 2022-го индийский рынок акций вырос до рекордных значений. Это произошло на фоне ухода из Китая международных инвестиционных фондов и транснациональных корпораций. Индийские индексы BSE Sensex и NSE Nifty 50 (отслеживает акции 50 крупнейших индийских компаний) стали одними из лучших в 2022 году по сравнению с основными западными и развивающимися фондовыми рынками, с ростом 4% с начала года. 

 

Несмотря на эти позитивные экономические показатели, Индии в ближайшее время также придется столкнуться с вызовами — причиной тому нынешняя демографическая ситуация. 

На возрастную группу до 25 лет приходится 40% населения, и, чтобы максимально это использовать, премьер-министру страны Нарендре Моди потребуется создать рабочие места для миллионов людей, которые ежегодно выходят на рынок труда. 

 

Одновременно с этим нация постепенно отказывается от рабочих мест в сельскохозяйственной сфере и пытается нарастить долю производства в экономике с нынешних 14% до 25%. Решение правительства в прошлом году ограничить срок службы солдат в вооруженных силах Индии четырьмя годами (ранее срок службы по контракту составлял 17 лет) свидетельствует о том, что администрация испытывает трудности с созданием рабочих мест и выплатой пенсионных пособий. 

В Китае же количество трудоспособного населения по отношению к старикам неумолимо снижается: резерв рабочей силы истощен, в стране наблюдается крайне низкая рождаемость, и кто будет ухаживать за поколением пожилых людей — пока непонятно. 

Плоды контроля рождаемости в КНР

Долгое время в КНР действовала установка на высокую рождаемость, но затем политика партии поменялась. Страна так быстро росла в демографическом плане, что периодически сталкивалась с нехваткой ресурсов. Тогда никто не думал о том, что страну подстерегает разрыв между долей трудоспособного населения и стариками, за которыми потребуется уход: стояла острая задача накормить народ и вывести страну из бедственного положения. 

 

Рост населения обгонял экономическое развитие государства. Попытки ограничить рождаемость предпринимались в 1956, 1962 и 1971 годах, пока в 1979 году не стартовала программа «одна семья — один ребенок». С появлением инициативы на одну женщину приходилось три рождения (вместо шести, как было в 1950-е годы XX века). 

В 2022 году коэффициент суммарной рождаемости, или КСР, равнялся 1,18, что значительно ниже классического уровня 2,1,  считающегося необходимым для простого воспроизводства населения, когда на смену двум родителям приходят двое детей. То есть рождаемость в Китае довольно сильно снизилась, даже несмотря на то, что инициатива «одна семья  — один ребенок» была ограничена в 2013-м и полностью отменена в 2016 году, а с 2021-го китайским родителям было официально позволено иметь трех детей. Тем не менее большинство современных китайцев предпочитают иметь одного ребенка. 

Поколение китайских миллениалов боится, что рождение детей станет для них бременем, тормозящим карьерный рост, а еще, что им не хватит средств на воспитание, содержание и хорошее образование ребенка. 

Маленькие императоры и поколение «сэндвич»

В Китае на программу планирования семьи наложились патриархальные устои, из-за которых возник еще и половой дисбаланс: на протяжении нескольких десятилетий китайцы были уверены, что если иметь одного ребенка, то лучше мальчика — будущего кормильца. Сейчас в Китае меньше женщин детородного возраста, чем можно было бы ожидать: в 1987-2000 годах соотношение полов при рождении составляло от 110 до 118 мальчиков на 100 девочек (при среднем мировом показателе 105 на 100). 

Представителей этого поколения в Китае независимо от пола называют «маленькими императорами», ведь они выросли без братьев и сестер, но в заботе и любви бабушек и дедушек. Сейчас, когда родители этих детей постепенно вступают в пенсионный возраст, с детства избалованные «маленькие императоры» оказываются в ловушке: заботиться нужно не только о собственных детях, но и о престарелых родителях. 

 

Людей, на которых лежат такие двойные обязательства, еще называют поколением «сэндвич», потому что они финансово и психологически нагружены и сверху, и снизу (младшим и старшим поколением). Интересно, что этот мировой тренд наблюдается и в Китае, который до недавнего времени стоял особняком в том, что касается социальных тенденций, из-за специфики демографического состава и традиций. Вместе с этим с 1990 по 2022 год продолжительность жизни в Китае увеличилась с 68,6 года до 77,9, а доля людей старше 65 лет выросла почти в три раза — с 5,3 % до 14,85%. 

Стареющее население и китайская экономика

Ожидается, что численность пожилого населения (старше 65 лет) в КНР будет продолжать расти, а к 2080 году превысит долю трудоспособного населения в стране. Если в 2022-м на 100 человек трудоспособного населения приходится содержание 20 пенсионеров, то к 2100 году 100 трудоспособных китайцев должны будут обеспечивать уже 120 пожилых людей. 

Повышение стоимости рабочей силы, вызванное быстрым ее сокращением, может привести к тому, что низкорентабельные трудоемкие производства будут вытеснены из Китая в страны с избытком рабочей силы — Индию, Бангладеш, Индонезию и Вьетнам. 

Это, в свою очередь, меняет и логистику: товарные перевозки в других странах мира будут только расти. Вдобавок к этому увеличение стоимости труда в самом Китае может снизить конкурентоспособность товаров на мировом рынке.

 

Как Китай решает демографические проблемы 

Одна из главных задач, призванных решить проблему стареющего населения в КНР, — это быстрый переход с массового товарного производства, требующего большого количества рабочих рук, на высокотехнологичное производство. В ход пойдут также робототехника и технологии, связанные с искусственным интеллектом. 

Помимо этого, КНР планирует помочь с трудоустройством пожилым работникам, не сумевшим адаптироваться к автоматизации рабочих процессов. Власти займутся их профессиональной переподготовкой и переквалификацией.

Также  Китай ожидает увеличения нагрузки на здравоохранение и роста расходов на социальное обеспечения. Власти пытаются перестраивать медицинское обслуживание под стареющую экономику и нужды пожилых людей, чтобы не допустить ухудшения положения этой группы населения. Согласно официальному отчету КНР, с 2011 по 2021 год количество медицинских учреждений в КНР увеличилось на 8%, а количество коек — на 83 %. 

Наконец, власти не теряют надежд повысить рождаемость в стране. В условиях исторического минимума рождаемости правительство начало раздавать жилищные кредиты, налоговые и образовательные льготы и даже выплачивать денежные субсидии, чтобы поощрять женщин рожать. Недавно в некоторых провинциях ввели 30-дневный оплачиваемый отпуск для молодоженов, чтобы стимулировать браки, а именно — стимулировать рождаемость. 

 

Правда, такие инициативы критиковали за то, что льготы доступны только семейным парам и их невозможно получить женщинам, которые воспитывают детей в одиночку. Однако в некоторых регионах Китая власти и в этом вопросе идут навстречу населению: в конце января 2023 года правительство провинции Сычуань постановило, что женщины, родившие ребенка вне брака, также смогут получать все те же самые льготы, что и семейные пары. 

Поколение «седовласых» 

Если на Западе стало привычным деление потребителей на четыре основных поколения — бэби-бумеры, X, Y и Z, то в Китае обычно говорят о двух основных группах —«молодые китайцы» и «седовласые». Ко второй категории в КНР относится довольно большая демографическая группа, обычно речь идет о людях старше 60 лет, но маркетологи часто включают сюда и людей, родившихся в 1970-1980-х, то есть от 40 лет. «Седовласыми», разумеется, их можно назвать только с большой натяжкой, но по своим потребительским привычкам, с точки зрения китайских маркетологов, они все же ближе к той группе «зрелых» граждан, за чье внимание сейчас идет активная борьба. 

Принято считать, что их волнует забота о здоровье, улучшение качества жизни, увеличение продолжительности жизни. Они располагают большим количеством денег, которые удалось накопить, потому что их жизнь пришлась на экономический расцвет КНР. 

В развитых западных странах главными потребителями являются бэби-бумеры, поскольку они сумели обзавестись солидным капиталом, работая всю жизнь. Сейчас они не стеснены в средствах и именно они (их желания и потребности) являются законодателями трендов. В Китае же инициатива «одна семья — один ребенок» вызвала несколько другую тенденцию. Анастасия Потиевская, эксперт компании China Professionals и консультант по digital-маркетингу в Китае, комментирует: «В КНР все наоборот. Одной из главных ценностей в китайском обществе является семья, центром которой становится, как правило, один ребенок. На него приходится не только вся забота бабушек и дедушек, пап и мам, но и семейные накопления, которые принято инвестировать именно в детей. Поэтому, несмотря на то что в Китае, как во многих других странах мира, капиталом владеет старшее поколение, эти деньги брендам приходят через детей, и основными потребителями и, главное, законодателями трендов по-прежнему являются молодые люди. Хотя с развитием электронной коммерции, удобством и скоростью потребления, а также стремительным старением населения ситуация постепенно меняется». 

 

Глобальные перспективы

По мнению экспертов, эффект от смены лидера по населенности проявится в мировой экономике только через какое-то время. Руководитель направления «Развитие Китая и ЕАЭС» центра «Большая Евразия» Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ профессор НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков комментирует: «Влияние этого события начнет проявляться ближе к середине века. При нормальном течении событий, если не будет какого-нибудь глобального катаклизма типа ядерной войны, пандемии, внутреннего конфликта и тому подобного, старение и сокращение населения могут дать дополнительный импульс развитию в Китае технологий, робототехники, так как им будет необходимо повышать производительность труда». Саму по себе проблему старения населения в настоящее время эксперт не рекомендует слишком драматизировать. «В 2020 году в целом по миру доля людей в возрасте 65+ составляла 9,3%, а в Китае — 14,2 %. По этому показателю Китай занимал 63-е место в мире. Доля людей 65+ в Японии — 28,4%, в Италии — 23,3%, в Португалии — 22,8%».

Тем не менее главный специалист ANZ Research по «Большому Китаю» Раймон Юнг считает, что старение населения в Китае окажет влияние на мир, поскольку глобальные цепочки поставок в значительной степени зависят от китайской экономики. «Негативное влияние старения будет усиливаться. Это предупреждение не только для Китая, но и для всего мира, поскольку Пекин является ядром цепочки поставок. В течение следующих нескольких лет Китай потеряет 70 млн своей рабочей силы. Так что это большой шок для глобальной цепочки поставок», — пояснил Юнг. 

Перемены отразятся также и на состоянии финансовых рынков, поскольку высокий уровень сбережений в Китае поддерживает мировые рынки. КНР располагает одним из самых высоких на планете показателей по сбережениям среди физических лиц, и многие розничные инвесторы вкладывают туда свои деньги, храня их в том числе и в пенсионных фондах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+