Минюст признал иноагентами журналистов Валерия Панюшкина, Анастасию Голубеву и Светлану Осипову. В реестр также попала политолог Ирина Бусыгина, политтехнолог Михаил Шейтельман, активистка Анастасия Шевченко, а также проект «Зона солидарности»
Минюст России признал иностранными агентами журналистов Валерия Панюшкина, Анастасию Голубеву и Светлану Осипову. В реестр также попала политолог, бывший профессор департамента прикладной политологии ВШЭ Ирина Бусыгина, политтехнолог Михаил Шейтельман, активистка Анастасия Шевченко, а также проект «Зона солидарности». Об этом сообщается на сайте ведомства.
По версии Минюста, Бусыгина распространяла недостоверную информацию о российских властях, выступала против «спецоперации»* на Украине, участвовала в создании сообщений и материалов иноагентов, а также взаимодействовала с организацией, деятельность которой признана нежелательной в России. Голубева, по мнению Минюста, также распространяла недостоверную информацию о решениях властей и недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа российской армии. Кроме того, она сотрудничает с иностранным СМИ, указали в министерстве.
Осипова, как посчитал Минюст, участвовала в создании и распространении материалов иноагентов, а также сотрудничала с организациями, включенными в реестр иноагентов. Кроме того, она распространяла фейки о решениях российских властей, а также недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа Вооруженных сил России. Панюшкин участвовал в создании материалов иностранного агента, говорится в пояснении ведомства. Он также распространял недостоверную информацию о властях и недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа армии. Помимо этого, он выступал против «спецоперации», утверждает Минюст.
Шевченко и Шейтельман, по данным министерства, также распространяли недостоверную информацию о властях и сведения, направленные на формирование негативного образа российских военных. Они также выступали против «спецоперации», участвовали в создании и распространении материалов иноагентов, заявило ведомство. Шевченко, помимо этого, принимала участие в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными СМИ, и взаимодействовала с организациями, деятельность которых признана нежелательной в России, говорится в сообщении Минюста. Шейтельман, по данным Минюста, поддерживал ВСУ.
Минюст традиционно обновляет реестр иностранных агентов раз в неделю. 31 января в список внесли семь человек, в том числе журналистов Русской службы Би-би-си Елизавету Фохт-Бабушкину и Илью Абишева, основателя петербургской Школы неформального образования «Апельсин» Вадима (Диму) Зицера и блогера Антона Суворкина (Anton S). 24 января Минюст включил в реестр проект «Поддержка политзаключенных. Мемориал», рэпера Владислава Лешкевича (Влади) и журналистку Ольгу Ившину. 17 января иноагентами признали проект «Идите лесом» и журналистку, эксперта по российской экономической политике Александру Прокопенко.
Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году на фоне массовых протестов в стране. Изначально этот статус присваивали некоммерческим организациям, занимающимся политической деятельностью и финансируемым из-за границы. Позднее иноагентами стали признаваться также юридические и физические лица, в том числе правозащитники, активисты, журналисты и СМИ.
В 2022 году в России был принят закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Критерии признания иноагентом были расширены — к финансированию из-за рубежа добавилось попадание под «иностранное влияние», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами» со стороны иностранного лица.
Статус иностранного агента лицо приобретает на следующий день после размещения сведений о нем в реестре иноагентов, следует из данных на сайте Роскомнадзора. Ведение реестра осуществляет Минюст. Фигурантами реестра значатся около 880 физлиц и организаций.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.