К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Китайский «Оземпик»: как компания Kailera готовится покорить американский рынок

Рон Рено (Фото Albie Colantonio для Forbes)
Рон Рено (Фото Albie Colantonio для Forbes)
В ближайшем будущем Kailera может присоединиться к гонке производителей чудо-лекарств для похудения — американская компания заключила лицензионное соглашение на производство четырех китайских препаратов для лечения ожирения, находящихся на стадии клинических испытаний. В настоящее время биотехнологическая отрасль Китая развивается настолько стремительно, что вскоре страна может стать новым центром фармацевтических исследований и разработок. Все очевиднее становится вопрос: какой смысл тратить миллионы на разработку новых лекарств в США, если китайские компании, вероятно, уже создали этот продукт ранее?

Летом 2023 года обучавшийся в Университете Джонса Хопкинса 42-летний врач Амир Замани, партнер подразделения бостонской инвестиционной фирмы Bain Capital, специализирующейся на естественных науках, заинтересовался препаратами для похудения. В том же году «Оземпик», инъекционный препарат датской компании Novo Nordisk для лечения сахарного диабета 2-го типа, покорил фармацевтический рынок США, принеся доход в размере около $14 млрд. Кроме того, аналогичный препарат для похудения Zepbound американской компании Eli Lilly вот-вот должен был получить одобрение Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA).

Замани загорелся идеей найти препарат, который смог бы составить конкуренцию на фармацевтическом рынке США. На протяжении двух лет он изучал ранние исследования в этой области, после чего провел месяцы за анализом данных десятков компаний. «Самородок» нашелся в самом неожиданном месте — в портфеле Jiangsu Hengrui Pharmaceuticals, одной из крупнейших фармацевтических компаний Китая.

Ранние клинические данные компании содержали информацию о потенциальном инъекционном препарате для похудения нового поколения, который, подобно «Оземпику» и Zepbound, воздействует на гормон ГПП-1, отвечающий за регуляцию уровня сахара в крови и аппетит. «В тот момент я понял, что они опережают все остальные компании, которые надеялись составить конкуренцию Novo Nordisk или Eli Lilly», — говорит Замани.

 

Результаты второй фазы клинических испытаний, проведенных в Китае, показали, что за 36 недель 59% участников потеряли примерно 20% массы тела при приеме 8 мг препарата. В ходе испытаний были выявлены лишь незначительные побочные эффекты. Если результаты исследования подтвердятся, препарат сможет помочь пациентам с тяжелой формой ожирения, которым необходимо сбросить больше массы тела, чем это возможно с помощью существующих лекарств.

Однако важным было и то, что препарат был доступен для лицензирования. «Тогда мы и решили, что действительно обнаружили первоклассный препарат, — вспоминает Замани, отмечая, что в портфеле было представлено еще три препарата, два из которых — более простые для приема таблетки. — После этого мы подошли к делу серьезно».

 

В прошлом разработка препаратов в Китае сводилась в основном к созданию аналогов для местного рынка. Однако за последние 10 лет, после решения правительства направить ресурсы на развитие собственной биотехнологической отрасли, китайские ученые, ранее обучавшиеся в США, вернулись домой и бросили все силы на создание инновационных препаратов. В январском отчете Тима Оплера, аналитика Stifel Financial Holdings, отмечается, что почти треть молекул, приобретаемых крупными фармацевтическими компаниями в рамках лицензионных соглашений, поступает из Китая. Согласно базе данных биофармацевтических сделок DealForma, в период с 2020 по 2024 год американские компании потратили $8,1 млрд на авансовые платежи за китайские препараты — за предыдущие пять лет совокупная сумма платежей достигла отметки в $536 млн. Несмотря на то, что законодательство США накладывает жесткие ограничения на инвестиции в китайские компании, существует минимум запретов на приобретение или лицензирование американскими компаниями фармацевтических активов, созданных в Китае. «Как только становится известно о новых биологических разработках или выполняются целевые задачи, то все, кто заинтересован в продукте, сразу отправляются в Китай за покупками», — делится Джори Белл, генеральный партнер венчурной компании Playground Global.

Джон Миллиган, бывший гендиректор Gilead Sciences и председатель совета директоров Kailera, был поражен исследованиями, продемонстрировавшими широкий спектр применения препаратов для похудения (Фото Getty Images)

Замани не стал терять времени: за короткое время он наладил партнерские отношения с венчурным фондом Atlas Venture, базирующимся в Кембридже (штат Массачусетс), и нью-йоркской компанией RTW Investments. Втроем они выделили $400 млн для создания компании Kailera Therapeutics в октябре 2024 года, которая начала свой путь с лицензией на производство четырех препаратов Jiangsu Hengrui и планом их запуска на американском рынке. Несмотря на то, что конкуренция на фармацевтическом рынке после роста популярности «Оземпика» стала выше, Kailera имеет высокие шансы на быстрое развитие благодаря своему портфелю из четырех препаратов. По данным исследовательской компании IQVIA Institute for Human Data Science, базирующейся в Дареме (штат Северная Каролина), мировые продажи препаратов этой категории в прошлом году выросли на 50%, достигнув отметки в $36 млрд. Более того, согласно прогнозам, к 2028 году продажи могут снова значительно вырасти и достичь $131 млрд.

Для управления Kailera инвесторы наняли первоклассного эксперта в этой отрасли — Рона Рено, 56-летнего бывшего фондового аналитика, специализирующегося на биотехнологических компаниях и обладающего огромным опытом создания стартапов в этой сфере с последующей выгодной продажей. За последние десять лет Рено возглавил три компании — Idenix (разработка препаратов для лечения вируса гепатита С), Translate Bio (разработка мРНК-терапии) и Cerevel (разработка лечения неврологических заболеваний) — совокупный доход от их продаж составил $16 млрд.

 

«Помимо крупных фармацевтических компаний, мы, пожалуй, имеем самый передовой и многообразный портфель препаратов, находящихся на поздних стадиях разработки и направленных исключительно на решение проблемы контроля веса», — заявил Рено.

Поскольку вторая фаза клинических испытаний проходила в Китае, Kailera пропустила годы исследований и лабораторной работы. В настоящее время Рено планирует активно взяться за третью фазу клинических испытаний первого препарата в США в надежде вывести его на рынок к 2030 году или даже раньше. Для процесса разработки и утверждения препаратов подобные сроки являются феноменально короткими — таких результатов удалось добиться благодаря проделанной ранее работе Jiangsu Hengrui. Если все пойдет согласно плану, то первый препарат Kailera должен выйти на рынок раньше конкурентов, которые в настоящий момент находятся на первой и второй фазе клинических испытаний. Более того, сам факт того, что лицензионное соглашение между Kailera и Jiangsu Hengrui также включает два пероральных препарата, потенциально дает огромное преимущество на фармацевтическом рынке, где в настоящее время доминируют инъекционные препараты. Выпуск таблеток стал приоритетной задачей и для других компаний: на конец года Eli Lilly имела запас своего перорального препарата для похудения «Орфорглипрон» из класса агонистов ГПП-1 на сумму около $550 млн, несмотря на отсутствие одобрения FDA. Главное преимущество таблеток перед инъекциями заключается не только в том, что такой вид препаратов меньше пугает пациентов, но и в том, что их производство и распространение также обходятся гораздо дешевле. 

Около 40% взрослого населения США страдают ожирением; для Kailera это означает, что в настоящее время более 100 млн американцев могут претендовать на один из препаратов компании по медицинским показаниям. По словам Рено, эти данные не учитывают растущий уровень ожирения в США, возможный выход на мировой рынок, а также потенциальное применение этих препаратов для лечения сопутствующих заболеваний, включая сердечно-сосудистые заболевания и даже некоторые виды рака. «Все это открывает невероятные возможности на рынке, — считает Рено. — Для этого потребуется не один, не два и даже не три препарата».


План действий

Компания Zimmer Biomet Holdings (ZBH), специализирующаяся на производстве ортопедических имплантатов для тазобедренного, коленного, голеностопного, плечевого суставов, стоп, а также других хирургических имплантатов, столкнулась с опасениями со стороны инвесторов по поводу потенциального влияния препаратов из класса агонистов ГПП-1 (включая «Оземпик»), которые способны снизить в мире количество людей, страдающих ожирением. Они обеспокоены тем, что снижение индекса массы тела у населения может привести к уменьшению количества операций на суставах. Однако гендиректор ZBH Иван Торнос не согласен с этой точкой зрения: снижение уровня ожирения среди населения будет способствовать развитию компании, поскольку последствия повреждения хрящей, остеоартрита и других проблем с суставами, как правило, не поддаются лечению, а люди с массой тела, не выходящей за пределы нормы, стремятся не терять подвижность. Акции ZBH должны торговаться на уровне, превышающем их текущий форвардный коэффициент Р/Е (прогнозное соотношение «цена — прибыль»), равный 14, учитывая значительный рост прибыли, ожидаемый в ближайшем будущем, и исторический средний показатель P/E в середине 20-х годов.

 

Джон Бекингем, инвестиционный менеджер и редактор инвестиционной новостной платформы The PrudentSpeculator


«Я считаю, что нельзя принимать решения, касающиеся лекарственных препаратов, не разобравшись во всех мельчайших деталях. Рон — именно такой человек. Он знал о своем бизнесе все», — считает Джон Миллиган, бывший гендиректор фармацевтической компании Gilead Sciences, в настоящее время занимающий пост председателя совета директоров Kailera. (Они познакомились в начале 2000-х годов, когда Миллиган был финансовым директором компании Gilead Sciences, а Рено — биржевым аналитиком, специализировавшимся на биотехнологических компаниях, который отказался рекомендовать акции популярной фармацевтической фирмы для приобретения.)

Следующий шаг в планах Kailera — подготовка первого препарата к процедуре утверждения FDA, а также организация исследований и производства в США. Крупномасштабные клинические испытания, которые требуются для препаратов для снижения веса, стоят огромных денег: для покрытия всех расходов Kailera придется привлечь средства в размере сотен миллионов долларов. Рено не раскрывает информацию о стоимости компании, однако, согласно данным PitchBook, при первоначальном финансировании оценка Kailera составила $595 млн. Рыночная капитализация публичных компаний Metsera и Viking Therapeutics, специализирующихся на производстве препаратов для снижения веса и находящихся на ранних стадиях развития, составляет примерно $3 млрд.

В октябре Рено назначил Скотта Вассермана, врача-кардиолога, ответственного за создание портфеля препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений обмена веществ биотехнологической компании Amgen, на должность главного медицинского специалиста. В январе в качестве главного коммерческого директора к компании присоединилась Джейми Коулман, одна из ведущих маркетологов в области препаратов для похудения в США, — именно она была ответственна за маркетинг Zepbound от Eli Lilly.

 

Председатель совета директоров Джон Миллиган считает, что в настоящее время область применения препаратов для похудения гораздо шире, чем у препаратов для борьбы с ВИЧ и вирусом гепатита С, когда он возглавлял Gilead Sciences, рыночная капитализация которой недавно составила $133 млрд. «Мы можем построить надежную компанию, если сумеем привлечь достаточно средств и избежать поглощений, что в этой отрасли сделать не так уж и просто», — считает он. Если же компания не сможет достичь этих целей, то Kailera может ожидать судьба предыдущих проектов Рено — в конечном итоге компанию может приобрести одна из крупных фармацевтических фирм. В этом случае Kailera станет четвертым достижением в послужном списке Рено, а также, возможно, принесет дополнительные миллиарды долларов прибыли.

Перевод Ксении Лычагиной

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+