Минюст объявил иноагентом медиапроект «Горби медиа»

Минюст России 20 июня в очередной раз расширил реестр иноагентов, на этот раз включив в него семь физлиц — правозащитницу Анастасию Гарину, драматурга Артура Соломонова, электорального аналитика Ивана Шукшина, публициста Бориса Стомахина, хирурга Александра Ванюкова, бывшего депутата Николая Бобринского и активиста Александра Хмелева, сообщается на сайте ведомства. Помимо того, иноагентом объявлен медиапроект «Горби медиа».
Как заявили в Минюсте, помимо Соломонова, все новые физлица, объявленные иноагентами, участвовали в создании и (или) распространении сообщений и материалов иностранных агентов. Бобринский, Ванюков, Гарина, Соломонов и Стомахин выступали «против специальной военной операции на Украине».
Все новые иноагенты, в том числе медиапроект «Горби медиа», распространяли «недостоверную информацию» о решениях и политике российских властей. Помимо того, «Горби медиа» распространял «недостоверную информацию» об избирательной системе России и Русской православной церкви. «Недостоверные» данные об избирательной системе распространял и Шукшин, утверждает Минюст.
Стомахин распространял также «недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа» российских ВС. Ванюков, Гарина, Соломонов, Стомахин и Шукшин проживают за пределами России, указали в ведомстве.
Минюст традиционно обновляет реестр иностранных агентов по пятницам. 6 июня в реестр иностранных агентов внесли восемь человек: политика Андрея Пивоварова, бывшего участника телепроекта «Дом 2» Рустама Солнцева (настоящее имя — Рустам Калганов), президента «Ассамблеи народов Кавказа» (признана нежелательной организацией и запрещена) Руслана Кутаева, исполнительного директора «Мемориала» (признан иноагентом и ликвидирован) Елену Жемкову, юристов «Мемориала» Наталию Секретареву, Виолетту Фицнер и Дениса Шедова и бывшего сотрудника Amnesty International (признана нежелательной организацией и запрещена) Олега Козловского.
Понятие «иностранный агент» было введено в российское законодательство в 2012 году на фоне массовых протестов. Этот статус изначально давали некоммерческим организациям, занимающимся политической деятельностью и финансируемым из-за рубежа, но позднее его стали применять к юридическим и физическим лицам, в том числе правозащитникам, активистам, журналистам и СМИ.
В 2022 году критерии для признания иноагентом были расширены, и к финансированию из-за рубежа добавилось попадание под «иностранное влияние», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами» со стороны иностранного лица. Граждане и организации, признанные иноагентами, должны регулярно отчитываться перед Минюстом о своей работе и расходах и маркировать все публикации, в том числе в личных соцсетях.
Ограничения для иноагентов постепенно расширяются: к примеру, им уже запрещено занимать посты на госслужбе, быть членами избирательных комиссий, организовывать публичные мероприятия и инвестировать в стратегические предприятия, а также баллотироваться на выборах любого уровня.
8 апреля Госдума приняла пакет законов, ужесточающих контроль за деятельностью иноагентов. Депутаты расширили перечень оснований для признания иноагентами, а также разрешили судебные разбирательства по 20 уголовным статьям без участия иноагентов и конфискацию у них имущества за дискредитацию армии «из корыстных побуждений». Кроме того, иноагентам запретили заниматься любой просветительской и образовательной деятельностью.
В июне Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон о штрафах до 500 000 рублей за неправильную маркировку материалов иноагентов. Закон предусматривает привлечение иноагентов к административной ответственности не только за отсутствие маркировки, но и за «псевдомаркировку» с несоблюдением утвержденной формы. Помимо того, поправки в КоАП предусматривают заочное привлечение к ответственности тех иноагентов, которые «скрываются за рубежом».