Как Виктор Чучин создал на пенсии компанию с выручкой 2 млрд рублей и стал меценатом

Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
В августе 2025 года к большой детской площадке в «Вотчине Деда Мороза» подъехал грузовик с краном-манипулятором. Через несколько часов ее уже не было: игровое оборудование разломали, погрузили в кузов и увезли в неизвестном направлении. 15 лет назад этот «сказочный городок» Виктор Чучин передал в дар АО «Дед Мороз», подарок обошелся ему в 10 млн рублей. «Нам как дарителям даже не предложили забрать подарок обратно, — сетует он в разговоре с Forbes. — Вроде у площадки истек срок годности, но ее можно было отремонтировать, а не варварски разрушать. Если она мешала, ее стоило перенести на другое место. Даже если на «Авито» выставить, за ней бы очередь выстроилась».
Виктор Чучин родился в Великом Устюге. Он говорит, что очень любит и родной город, и весь Русский Север, который он познает, путешествуя по Северной Двине на самодельном плоту: «Однажды поехали с женой отдыхать на море за границу, и как-то, лежа на пляже, нарисовал этот плот на песке».
В начале 2000-х, будучи наемным работником, Чучин тоже участвовал в благотворительности, но «по мелочи», рассказывает он. Статус предпринимателя «развязал руки», и теперь он тратит на меценатство 12–15 млн рублей в год. И это не считая расходов на восстановление Георгиевского храма и создание музейного комплекса «Заречный кварталъ 1840» в Вологде. О своих тратах и благотворительных проектах предприниматель говорит неохотно, оживляется, если спросить о книге «Чучин корень», которую он написал. В ней автор с документальными подробностями рассказал о своей семье, в том числе о матери, которая в детстве, в 1930-е годы, вместе с родителями была сослана из Белоруссии в Архангельскую область.
«Почему не поделиться прибылью?»
Работать Виктор Чучин начал с 16 лет — раскройщиком шорной упряжи для лошадей. После армии служил матросом на Мурманском траловом флоте, мечтал поступить в Институт физкультуры. Но мечте не суждено было сбыться из-за травмы. Бывший матрос устроился сантехником в ЖКХ в Великом Устюге и начал отрабатывать зарплату и служебную квартиру.
«В 1978-м в жилом доме взорвался газ, 24 квартиры взлетели на воздух, были погибшие. И меня назначили начальником местной газовой компании», — вспоминает Чучин. По его словам, ее бывший руководитель из-за ЧП оказался под следствием, никто этот пост занимать не хотел, а он согласился. Учился заочно в университете и в 27 лет уже руководил серьезной конторой.
«Мы занимались строительством газопроводов и котельных, использовали самые передовые технологии. Я ездил по Союзу перенимать лучшие практики, а когда подняли железный занавес — в Европу. Мы много чего почерпнули у них и стали внедрять в маленьком Великом Устюге», — вспоминает Чучин. Компания первой в стране начала делать компактные блочно-модульные котельные, которые можно было перевозить и ставить в любой точке страны, говорит он. В 2006 году предприятие выбрали строительным партнером газификации курорта Белокуриха на Алтае.
Первую спортивную площадку Чучин подарил Великому Устюгу в 1990-х. Она до сих пор стоит в центре города, недавно предприниматель там сделал безопасное резиновое покрытие, установил новые кольца и брусья, обновил освещение. «Он не просто дарит площадки, а следит за ними, ремонтирует», — объясняет Forbes председатель Федерации легкой атлетики Великого Устюга Юлия Шашерина.
После выхода на пенсию в 2011 году Виктор Чучин основал свой бизнес — компанию «Устюггазсервис». Она тоже специализируется на газификации под ключ и строительстве инженерной инфраструктуры. Бизнес он ведет вместе с детьми — у предпринимателя трое сыновей и дочь.
«Когда наша компания начала заниматься газификацией в других регионах, я увидел, что в разных городах заказчики по-разному ведут дела: кто-то долго не расплачивается за построенный объект и старается схитрить, другие работают честно», — рассказывает предприниматель. Поэтому он решил награждать за выполненные обязательства, но не самих заказчиков, а город — дарить уличную спортивную площадку с тренажерами: «Почему бы не поделиться прибылью и не сделать что-то полезное, оставив после себя хороший след?»
Площадки получили Вологда, Яренск и села Ильинско-Подомское Архангельской области, Верховажье Вологодской области. В последние годы дарить площадки бизнесмен перестал, по его словам, местные власти начали сами их строить за счет бюджета.
Велобар и президентский номер
Сейчас «Вотчина Деда Мороза» в 12 км от Великого Устюга — раскрученный туристический бренд. Только 4 января 2025 года здесь побывало 7000 человек. В «Вотчине» работают 12 гостевых домов, ресторанный комплекс, сыроварня и много чего еще. В 2008 году Чучин был одним из первых, кто открыл здесь гостевой дом, вспоминает в беседе с Forbes Вера Воробьева, директор туристического отдела «Вотчины»: «Он начинал бизнес вместе со своим другом Владимиром Кадомкиным, который стоял у истоков нашего проекта».
В гостевом доме Чучина ночевал Владимир Путин, когда приезжал с визитом в Великий Устюг в январе 2008 года, позже здесь останавливались другие знаменитости, например актер Пьер Ришар. «Этот номер мы предлагаем молодоженам, чтобы у них умные дети родились», — шутит бизнесмен.
Чучин считает, что в Великий Устюг туристы должны приезжать не только из-за Деда Мороза. У города интересная история, но ее нужно дополнять инфраструктурой: памятниками, местами для прогулок, развлечениями. В 2024 году он подарил городу велобар — на нем одновременно могут кататься несколько человек: сидя за столом, они крутят педали и пьют местные напитки. «Алкоголь запрещен, только квас и лимонад», — уточняет Вера Воробьева, которую Чучин попросил написать текст для экскурсии по городу. Она несколько раз его переделывала, но ни один вариант его не устроил: «Тогда я попросила Виктора Николаевича наговорить текст, теперь туристы катаются под аудиогид с его голосом».
Еще в начале 2000-х предприниматель стал совладельцем великоустюгского пивоваренного завода «Бавария». «Тогда он лежал на боку, никому не был нужен», — вспоминает Чучин. Вместе с партнером Владимиром Кадомкиным он восстановил историческое здание завода, которому более 150 лет, наладил производство десятка видов продукции. Креативный фирменный магазин завода в виде огромной дубовой бочки на конкурсе Минпромторга в 2022 году был назван лучшей торговой точкой России. Жюри понравилась не только идея, но и благоустроенное пространство поблизости: брусчатка, велопарковка, места для отдыха и арт-объект — скульптура Мурки, Маруси Климовой, персонажа известной песни, предположительно она родилась в Великом Устюге. Три года назад Виктор Чучин организовал в своем ресторане «Погребокъ» еще одно развлечение — пивное спа с гидромассажем в «живом пиве» и отдыхом на сене после процедур.
Родным городом его бурная деятельность не ограничивается. В Вологде семья Чучина отреставрировала деревянные купеческие дома, построенные в середине XIX века, и открыла в них музейный комплекс «Заречный кварталъ 1840». Инвестиции только в главное здание составили 50 млн рублей. Комплекс начал работать в 2023 году, а в 2025-м победил в номинации «Бережная реставрация свыше 10 млн рублей» национальной премии «Наследие дороже». «Называть этот проект чисто благотворительным неправильно. Мы отреставрировали дома и используем для своего бизнеса, хотим его сделать окупаемым, что непросто», — объясняет предприниматель.
Памятники и омолаживающий эффект
В 2022 году в Вологде объявили конкурс на лучший проект памятника известному меценату Христофору Леденцову (в конце XIX века он был городским головой). «Был победитель конкурса, но собрать деньги на памятник среди предпринимателей не смогли, — объясняет Чучин. — Мне предложили внести 100 000 рублей, а памятник стоил 7 млн». В результате он взял все расходы на себя: «Мне показалось стыдно скидываться, в городе столько бизнесменов, которые ездят на автомобилях в два раза дороже памятника». С Леденцовым вышла занятная история: проект Чучина не устроил, и он поручил знакомым скульпторам его переделать. Сроки поджимали, памятник должны были открыть в День города, работу закончили только к шести утра, устанавливали скульптуру ночью.
На счету Чучина уже около 10 установленных памятников. Примером и ролевой моделью для него стали купцы и благотворители прошлого, говорят собеседники Forbes, знакомые с предпринимателем. В 2019 году он поставил в родном городе памятник устюжанину Михаилу Булдакову, который был организатором кругосветных экспедиций и директором Российско-Американской компании в XVIII и начале XIX века.
В 2020 году на въезде в «Вотчину Деда Мороза» появилась скульптурная группа с бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым — он был инициатором создания проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Лужков много сделал для Великого Устюга, объясняет решение установить ему памятник Чучин: «После наводнения в 1998-м подарил нам полностью укомплектованную гимназию, построил отличный бассейн, который без него мы бы вряд ли получили».
Еще один памятник предприниматель посвятил земляку и землепроходцу Ерофею Хабарову. Сейчас он стоит в центре Великого Устюга, а на набережной появился памятник Евстафию Шильниковскому, который в XX веке спас народный промысел и великоустюгский завод «Северная чернь» (производит ювелирные изделия).
Чучин, которому уже 74 года, продолжает заниматься спортом, о чем любит рассказывать на своей странице во «ВКонтакте»: ходит в фитнес-клуб, практикует моржевание. Говорит, что изучает технологии, ИИ, любит «потолкаться в молодежной среде» — это тоже помогает поддерживать нужный уровень энергии. Недавно начал проводить деловые ужины, беседы с предпринимателями и интересными людьми, куда приглашает всех желающих.
Еще он неравнодушен к баскетболу и много лет спонсирует женскую команду «Вологда-Чеваката», выступающую в Суперлиге. «В нашем городе никто другой так не поддерживает спорт, причем не только бюджетный, но и частные клубы», — говорит председатель Федерации легкой атлетики Великого Устюга Юлия Шашерина. Например, он помог детскому частному легкоатлетическому клубу с экипировкой, восстановил прыжковый сектор стадиона «Спартак», спонсирует ветеранов спорта, перечисляет она. «В Вологодской области нет ни одного полноценного легкоатлетического манежа, — сетует Шашерина. — Мы разработали проект, который одобрил губернатор при условии, что проектную документацию сделает спонсор, а это порядка 15 млн рублей. И Виктор Николаевич взял это на себя».
«Мне много раз предлагали купить недвижимость за границей, яхты и прочие предметы роскоши», — рассказывает Чучин. Но это ему малоинтересно. «Я живу в доме, рассчитанном на большую семью, с разными входами и одним двором, — говорит он. — Ну и плот у меня есть, который я сделал сам и постоянно совершенствую. Теперь на нем могут путешествовать несколько человек, и это лучше любой яхты».
*Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.
