Исследователи из РАНХиГС назвали категории россиян с самым высоким риском бедности
У семей с детьми, где старшему ребенку от 7 до 15 лет, риск бедности в 1,8 раза выше, чем у остальных россиян, выяснили исследователи из РАНХиГС. Среди наиболее уязвимых к бедности категорий — сложные домохозяйства на этапе отделения детей от родителей и неполные семьи. При этом у пожилых людей риски бедности, по данным авторов исследования, минимальны
Риск бедности у семей с детьми, где старшему ребенку от 7 до 15 лет, выше, чем у других россиян, в 1,8 раза, говорится в научной статье «Материальное положение и риски бедности на разных этапах жизненного цикла домохозяйств», подготовленной исследователями из РАНХиГС. Результаты исследования опубликованы в октябрьском выпуске журнала «Демографическое обозрение».
Авторами исследования использовались данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2013 и 2022 годы и рассчитывались риски бедности на основе типологии домохозяйств, отражавшей различные этапы жизненного цикла семей.
В статье отмечается, что в целом простые домохозяйства с детьми оказываются за чертой бедности в 1,3–1,8 раза чаще, чем остальные домохозяйства. Наиболее высокого значения риск бедности достигает, когда возраст старшего ребенка составляет от 7 до 15 лет. Ситуация меняется, когда ребенок вырастает, поскольку чаще всего в семье появляется еще один экономически активный человек.
Наиболее уязвимыми к бедности являются полные простые домохозяйства с детьми школьного возраста, сложные домохозяйства на этапе отделения детей от родителей, а также неполные семьи, выяснили авторы исследования. Причем наиболее высокий уровень бедности по сравнению со всеми другими типами домохозяйств наблюдаются в неполных простых домохозяйствах, которые, по данным исследователей, сталкиваются с бедностью в 1,9–2 раза чаще, чем население в целом.
Среди молодых людей в возрасте 26 до 35 лет, которые продолжают жить с родителями, в 2022 году риск бедности составил всего 0,4, говорится в исследовании. Риск бедности также резко падает после отделения детей. В частности, в бездетных парах, в которых женщине от 46 до 59 лет, риск бедности составляет 0,5. Среди молодежи, отделившейся от родителей, риск также низок (0,6). При этом риски бедности минимальны у пожилых людей, бездетных пар до рождения детей и после того, как дети покидают семью, отмечается в исследовании.
Авторы исследования пришли к выводу, что задачи демографической политики следует решать одновременно с задачей по снижению уровня бедности среди домохозяйств с детьми, причем не только в момент появления ребенка, но и с детьми школьного и студенческого возраста.
Доходы и расходы семей значительно разнятся в зависимости от возраста ребенка, рассказала «Ведомостям» доцент кафедры финансового контроля анализа и аудита Главного контрольного управления Москвы РЭУ им. Плеханова Юлия Коваленко. Когда ребенок маленький, затраты в основном идут на средства гигиены и питание, по достижении 5–6 лет встает вопрос о собственной комнате и улучшении жилищных условий, а с 7 лет и старше появляется необходимость в рабочем месте для учебы.
Профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов сообщил изданию, что господдержка зачастую фокусируется на семьях с совсем маленькими детьми и не успевает адекватно реагировать на увеличившиеся потребности семей со школьниками, что делает их наиболее уязвимой категорией.
Ранее, в мае, РБК со ссылкой на предварительные данные Росстата сообщил, что уровень бедности среди многодетных детей в 2024 году составил 20%, снизившись с 2020 года почти в два раза. В том году он составлял 38,1%. Резкое снижение этого уровня, по данным статслужбы, произошло в 2023 году — с 29,4 в 2022-м до 21,5%.
