МИД Казахстана осудил Украину в связи с атакой на инфраструктуру КТК
МИД Казахстана выразил протест в связи с атакой безэкипажных катеров на критическую инфраструктуру КТК в акватории морского порта Новороссийска. В ведомстве отметили, что произошедшее наносит ущерб отношениям Казахстана и Украины, добавив, что ожидают от Киева «мер по недопущению подобных инцидентов в будущем». В МИД России также осудили произошедшие 28 и 29 ноября атаки на инфраструктуру КТК и морские суда в Черном море. По словам Захаровой, Москва видит «прямую связь» атак с попытками помешать усилиям по украинскому урегулированию
МИД Казахстана выразил протест в связи с атакой безэкипажных катеров на критическую инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в акватории морского порта Новороссийска. Об этом говорится в заявлении официального представителя ведомства Айбека Смадиярова.
По словам Смадиярова, атака стала «уже третьим актом агрессии против исключительно гражданского объекта, функционирование которого гарантировано нормами международного права». Казахстан выступает за сохранение устойчивости и бесперебойности поставок энергоносителей, отметил Смадияров. «Рассматриваем произошедшее как действие, наносящее ущерб двусторонним отношениям Республики Казахстан и Украины», — указали в МИД Казахстана. Там добавили, что ожидают от украинской стороны «принятия действенных мер по недопущению подобных инцидентов в будущем».
В МИД России в воскресенье заявили, что Москва решительно осуждает произошедшие 28 и 29 ноября атаки на инфраструктуру КТК и морские суда в Черном море. «Прямую связь видим и с попытками помешать текущим международным усилиям по приближению устойчивого мира», — отметила официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Одно из выносных причальных устройств (ВПУ) Каспийского трубопроводного консорциума в результате атаки безэкипажных катеров 29 ноября получило значительные повреждения. Как сообщили в пресс-службе КТК, дальнейшая его эксплуатация не представляется возможной. «По введенному капитаном морского порта Новороссийск предписанию погрузочные операции и иные операции были прекращены, танкеры отведены за пределы акватории КТК», — говорилось в заявлении КТК.
В Минэнерго Казахстана позже сообщили, что в экстренном порядке активизировали «план по перенаправлению экспортных объемов нефти на альтернативные маршруты». Это было сделано в целях минимизации негативных последствий и сохранения темпов добычи на крупных месторождениях, заявили в министерстве. Ведомство добавило, что ситуация находится на особом контроле правительства Казахстана.
Каспийский трубопроводный консорциум объединяет крупнейшие предприятия ТЭК России, США, Казахстана, и ряда стран Западной Европы, напомнили в КТК. Там указали, что при предыдущих атаках были повреждены нефтеперекачивающая станция (НПС) «Кропоткинская» и административный офис КТК в Новороссийске.
КТК — международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1500 км. В систему КТК поступает нефть в основном с обширных месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей, сказано на сайте консорциума.
По данным «Интерфакса», КТК способен транспортировать с казахстанской территории порядка 72,5 млн т нефти в год и до 83 млн т нефти в год — через Россию. В 2024 году консорциум отправил по системе 63,01 млн т нефти, ожидаемый объем транспортировки в 2025 году — около 72-74 млн т. Среди крупнейших акционеров КТК — Россия («Транснефть»), Казахстан («Казмунайгаз»), структуры Chevron, «Лукойла», ExxonMobil, СП «Роснефть» и Shell.
В феврале в МИД Казахстана заявили, что по дипломатическим каналам обсудят с Украиной атаку беспилотников на НПС «Кропоткинская». «Это очень важный вопрос для экономики Казахстана, и мы, естественно, эту ситуацию будем обсуждать с украинскими партнерами по дипломатическим каналам», — отмечал тогда Смадияров. После комплекса восстановительных работ НПС «Кропоткинская» была введена в работу в мае.
