Экспертиза крушения самолета AZAL в Казахстане не нашла следы взрывчатки
Минтранс Казахстана опубликовал отчет о крушении самолета AZAL («Азербайджанских авиалиний»), который год назад рухнул под Актау на пути из Баку в Грозный. Экспертиза не обнаружила следы взрывчатых веществ. Предполагается, что борт был поврежден поражающими элементами боевой части
Минтранс Казахстана не обнаружил следы взрывчатых веществ при проведении экспертизы авиакатастрофы самолета AZAL («Азербайджанских авиалиний» или Azerbaijan Airlines), произошедшего год назад. Отчет опубликован на сайте Единой платформы интернет-ресурсов государственных органов Казахстана.
Следы взрывчатых веществ не обнаружены на трех кислородных баллонах, которые были представлены для исследования, согласно документу. Предполагается, что самолет был поврежден из-за воздействия поражающих элементов боеприпасов, но определить их точную принадлежность не удалось, уточнили в Минтрансе. Для расследования была проведена трасологическая, баллистическая, взрывотехническая и пожарная экспертиза.
«Механизм повреждения — разрыв металла в результате контакта с твердыми предметами. Кратковременное повреждение могло произойти от металлических фрагментов (посторонних предметов), изготовленных из сплава на основе железа», — указано в отчете.
Крушение самолета произошло в Казахстане 25 декабря 2024 года, рейс следовал по направлению Баку-Грозный. Самолету не удалось приземлиться в Чечне, воздушное судно рухнуло под Актау. В результате катастрофы погибли 39 человек из 67 пассажиров борта, среди погибших было семь россиян, еще девять россиян выжили.
Президент России Владимир Путин объяснял, почему борт не приземлился в Чечне. По его словам, в тот момент Грозный атаковали беспилотники, а российские средства ПВО отражали нападения, поэтому самолет не смог зайти на посадку. Он принес извинения в связи с инцидентом.
Azerbaijan Airlines называла причиной крушения «внешнее физическое и техническое воздействие». Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что причиной повреждения самолета был обстрел с земли и работа средств РЭБ.
Следственный комитет России проводил свою судебную экспертизу крушения AZAL. Оценивались действия сотрудников диспетчерских служб, системы организации воздушного движения и ПВО.
Алиев в июле 2025 года заявил, что Азербайджан готовится подать иск в международные инстанции против России из-за крушения самолета. Путин в октябре 2025 года сообщил Алиеву, что две ракеты, выпущенные российской системой ПВО, не поразили AZAL напрямую, а взорвались в нескольких метрах от него. Лайнер задели не поражающие боевые элементы, а, вероятнее всего, обломки, уточнял он.
