К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В РАНХиГС считают рост кредитной нагрузки новым вызовом демографической политики


Рост долговой нагрузки стал новым вызовом демографической политики, сообщили «Ведомости» со ссылкой на исследование РАНХиГС. По его данным, граждане страны стали реже называть причиной отсутствия детей отсутствие собственного жилья, однако те же респонденты стали упоминать кредитную нагрузку как негативный фактор. Таким образом, произошла замена одних ограничений другими, отметила исследователь академии

Рост долговой нагрузки стал новым вызовом демографической политики, сообщили «Ведомости» со ссылкой на исследование РАНХиГС. В работе старшего научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования академии Александры Бурдяк приведены данные двух волн опроса Росстата, охватившего 15 000 домохозяйств, который проводился в 2012 и 2022 годах. Автор сравнила распространенность трех самых частых причин, по которым граждане России откладывают рождение детей: недостаточные материальные возможности, отсутствие собственного жилья и наличие кредитов.

Бурдяк сравнивала ответы семей со схожими параметрами (пол, возраст, наличие детей, занятость, высшее образование, уровень жизни и характеристики жилищных условий). Исследование показало, что за 10 лет позиции респондентов изменились: кредитная нагрузка как причина отсутствия детей стала упоминаться на 21% чаще, а отсутствие собственного жилья — на 23% реже. Таким образом, произошла замена одних ограничений другими.

В работе также проанализирован демографический пакет мер. Исследователь пришла к выводу, что 10 лет назад больше всего на рождаемость влияла программа материнского капитала, а позже — льготная ипотека. Однако жилищные займы для семей с пониженными ставками не решили проблему готовности россиян к рождению детей из-за роста долговой нагрузки. Бурдяк считает, что для решения проблемы нужно развивать неипотечные инструменты жилищной поддержки, в том числе субсидии на строительство или социальное жилье, и расширять программы, направленные на снижение кредитной нагрузки семей с детьми. 

 

Профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов отметил, что рост долговой нагрузки необходимо рассматривать вместе с ростом стоимости жизни. По его мнению, опрос Росстата не учитывал влияние социально-экономических изменений, которые могут искажать содержание ответов. Заведующая лабораторией исследований демографии, миграции и рынка труда центра РАНХиГС Алла Макаренцева добавила, что семьи, принимая решения о детях, анализируют долгосрочные риски, и в условиях, где возможна потеря работы, сокращение доходов, ухудшение здоровья и рост расходов, даже изначально посильная кредитная нагрузка может превратиться в фактор повышенной уязвимости.

Макаренцева добавила, что жилищный кредит может положительно повлиять на желание завести первого ребенка, однако при наличии ипотеки появление последующих детей может быть отложено как слишком рискованное. К негативным факторам относится и неоднородность эффектов ипотечных программ — они могут поддерживать появление детей в начале семейной жизни, но снижать готовность к расширению семьи в случае ухудшения экономической ситуации уже после оформления кредита, подчеркнула она.

 

«Ведомости» напомнили, что председатель комиссии Общественной палаты России по демографии Сергей Рыбальченко ранее предлагал дополнить программу льготной ипотеки развитием субсидированной аренды жилья. По его мнению, покупка в ипотеку небольшого жилья может останавливать семьи от рождения большего количества детей, поэтому молодым родителям с небольшим доходом и накоплениями нужно предлагать льготные условия аренды. 

В середине декабря 2025 года депутат и глава думского комитета по защите семьи Нина Останина предложила полностью закрывать ипотеку при рождении четвертого ребенка. В числе других мер улучшения демографической ситуации были предложения ввести нулевую ставку на семейную ипотеку в некоторых регионах страны, а также списывать определенную часть жилищного долга с рождением каждого последующего ребенка.