Культурные люди: «Росатом» расширяет пространство креатива
КУЛЬТУРА
:
Культурная жизнь развивает социальные связи и повышает качество жизни. Как показывает исследование ВЭБ. РФ, удовлетворенность жизнью жителей городов с развитым культурным ландшафтом на 15% выше, чем в среднем по России. Мероприятия в них посещает на 75% больше людей, чем в среднем по стране.
А связь между участием в творческих проектах и улучшением самочувствия показывают исследования разных стран. Так, по данным опроса Frontier Economics для Министерства культуры, СМИ и спорта Великобритании, пожилые лондонцы за три месяца еженедельных занятий рисованием в музее стали не просто лучше себя чувствовать физически и ментально, но и сократили траты на терапевтов в среднем на £1310. А респонденты от 18 до 28 лет благодаря участию в театральных, музыкальных или арт-проектах видят больше смысла в жизни и чувствуют себя счастливее.
благодаря участию в творческих проектах люди видят больше смысла в жизни и чувствуют себя счастливее
Развивать культуру экономически выгодно. Креативная экономика растет быстрее традиционной, и на нее уже приходится 3,1% глобального ВВП и 6,2% всех рабочих мест, по данным ООН. В России доля креативных индустрий по итогам 2024 года составила 4,1% ВВП, а к 2030 году, по оценкам Президентского фонда культурных инициатив, может достичь 6%. В городах с развитым культурным ландшафтом, по данным «ВЭБ.РУ», открывается на 40% больше кафе и ресторанов, чем в среднем по стране, и на 13% больше креативных бизнесов.

Однако для развития культурной среды нужна инфраструктурная основа, которую обычно формируют проекты государственно-частного партнерства. Города, в которых реализованы такие проекты, на 48% лучше обеспечены культурными центрами, чем в среднем по стране, по статистике «ВЭБ.РУ». В них на 32% больше победителей культурных грантов и на 12% больше креативных бизнесов.
больше кафе и ресторанов открывается в городах
с развитой культурной средой
на столько города с проектами ГЧП лучше обеспечены культурными центрами, чем в среднем по стране
на 40%
48%
«Росатом» десятилетиями выстраивает масштабную сеть партнерств с культурными институциями по всей России и взаимодействует с местной властью, чтобы улучшить культурную жизнь и дать больше возможностей для творческой реализации более 2,5 млн человек в городах присутствия госкорпорации. Расскажем о ключевых программах и проектах.
Территория культуры Росатома
2006—2025 гг.
31
город
200+
учреждений культуры
3000+
мероприятий
200 000+
участников
Гастроли звезд и творческие лаборатории

Стратегической программе развития культурной среды в атомных городах уже 19 лет: «Территория культуры Росатома» стартовала в 2006 году при участии Министерства культуры РФ. Одно из востребованных ее направлений — гастроли известных артистов и выставки в атомных городах. Среди прошлогодних событий — камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Ю. Башмета, Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова, Академический симфонический оркестр Московской филармонии и Гайк Казазян.

Артисты и музыканты не только выступают в атомных городах, но и работают с творческими коллективами. Уже седьмой год проходят творческие и технические лаборатории «Театр Наций — театрам атомных городов», которые подарили зрителям 15 репертуарных постановок, которые появились из 65 эскизов. «Это не только обмен опытом, обучение, повышение мастерства, но и эмоциональный заряд, новое дыхание, возможность иначе взглянуть на профессию и себя», — отмечает руководитель «Территории культуры Росатома» Оксана Конышева. С июня по сентябрь 2025 года более 250 000 жителей атомградов приняли участие в праздничной программе, организованной командой «Территории культуры Росатома» к 80-летию отечественной атомной промышленности.
Во всех городах присутствия Госкорпорации прошли концерты российских звезд, среди которых были: Денис Майданов, Надежда Бабкина, Пелагея, Светлана Сурганова, Niletto, Юлианна Караулова и другие. Вместе со звездами на сценах выступали талантливые артисты и творческие коллективы из атомных городов.

Артисты и музыканты не только выступают в атомных городах, но и работают
А с июля по сентябрь 2025 года в парке «Зарядье» был представлен ключевой выставочный проект «Энергия мечты», организованный в честь юбилея отрасли совместно с РОСИЗО и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Экспозицию посетили более 23000 гостей и жителей Москвы
«Территория культуры Росатома — детям» проводит культурно-образовательные программы для одаренных школьников, тоже с участием артистов первой величины. Так, «Музыкальную академию атомных городов» восьмой год патронирует дирижер Юрий Башмет, а «Художественная академия атомных городов» два года проходила под руководством Зураба Церетели (в 2025 году ее возглавил Василий Церетели). Интенсивы для участников проекта «Территория успеха: мультиКЛИПация» проводят сотрудники студии анимационного кино «Мельница», «Союзмультфильма», школы-студии «ШАР». За 10 дней дети и подростки создают мультфильмы для фестиваля «Путевка в жизнь».
Главная цель — дать жителям отдаленных атомных городов ощущение заботы и причастности к большой корпорации
Раскрыть потенциал участников еще одного проекта для детей «Территория успеха: Пегас» в области литературы, изобразительного искусства и актерского мастерства помогают известные писатели, поэты, режиссеры и художники. Насыщенная программа интенсива дает талантам из небольших атомных городов не меньше возможностей для творческого развития, чем у детей в мегаполисах.

Международный проект «Территория успеха: Мода», известный до 2023 года как «Атом-кутюр», объединяет увлеченных дизайном и декоративно-прикладным искусством школьников из России, Беларуси, Венгрии и Абхазии. Дети обучаются онлайн, а после итогового конкурса победители создают эскизы для коллекции, которую формируют вместе с модельерами и дизайнерами для гала-показа в формате спектакля. Каждая коллекция посвящена российскому деятелю в области моды и искусства: показы уже прошли в честь Вячеслава Зайцева, Надежды Ламановой, Сергея Дягилева. 17 участников проекта поступили в профильные вузы.
участников проекта поступили в профильные вузы
17
Для подростков-фотолюбителей не только из России, но и других стран-партнеров концерна «Росэнергоатом» проходит конкурс и очный интенсив «Территория успеха: в объятиях природы». Профессионалы учат детей фотографировать многообразие и красоту городской и дикой природы. Итоговую фотовыставку можно увидеть в городах, где проходили съемки. В этих и других интенсивах с 2023 года приняли участие более 1000 детей и подростков.
По словам руководителя программы, культурная жизнь в атомных городах насыщенная. Только в прошлом году «Территория культуры Росатома» провела более 400 мероприятий, а число атомных городов в программе выросло за шесть лет с 22 до 31
С 2021 года существует Детский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета. Он объединяет учеников и педагогов музыкальных школ из 18 атомных городов (в коллективе ежегодно происходит ротация). Музыканты репетируют и выступают по всей России. Так, в 2024 году оркестр представлял программу на выставке «Россия» на ВДНХ, на Всемирном фестивале молодежи в Сочи, на открытии музея первой АЭС в Обнинске и других мероприятиях.
«Территория культуры» участвует и в федеральных проектах. Так, в 2024 году в Заречном (Пензенская область) прошла серия мастер-классов как часть межведомственного проекта «Культура для школьников». В 2025 году в его рамках состоялись творческие соревнования для школьников «Вселенная атомных городов» к 80-летию отрасли.
Оксана Конышева
руководитель «Территории культуры Росатома»
— Проекты программы «Территория культуры Росатома» дают жителям отдаленных атомных городов ощущение внимания и заботы со стороны большой Госкорпорации. Одним из приоритетов для нас является работа с детьми. Мы хотим, чтобы они имели возможность попробовать свои силы в разных направлениях, мы даем им возможность раскрыть свои таланты, понять свой потенциал. Ведь творчество развивает в целом личность и помогает, независимо от выбора будущей профессии, проявляться креативно, предлагать неординарные решения для самых разных задач, в том числе государственных.
Гранты для творцов и рынки сбыта

:
Поддержать творческие мастерские и локальные бренды, создать креативные сообщества и развить в том числе предпринимательский потенциал ремесленников — такие задачи стоят перед проектом «Творцы атомных городов». Его запустили в ноябре 2024 года АНО «Энергия развития» и группа компаний Fashion Hub Russia в 28 городах. Товары ручной работы более 300 мастеров появились на онлайн-витрине проекта, объединяющего дизайнеров, фотографов, художников и представителей других творческих профессий. Fashion Hub Russia взял на себя функции оператора — от заключения договоров с мастерами и организации выставок-продаж в Москве и Нижнем Новгороде до финансовых расчетов со всеми участниками. Оператор даже нашел индивидуальные рынки сбыта некоторым творцам: например, броши мастера из Ленинградской области продаются в Мариинском театре. Одним из важных этапов проекта стало создание каталога корпоративных подарков «Росатома» из работ его участников.

Проект помогает обычным людям реализовать творческий потенциал, трудоустроиться и выйти на российский рынок в новом для себя юридическом статусе. На платформе действует Академия творцов атомных городов, где за три месяца участников учат основам предпринимательства, праву и тонкостям ремесел. Среди преподавателей — практикоориентированные эксперты и сотрудники Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. В нескольких атомных городах уже появились профессиональные сообщества и творческие коллаборации.
Валентина Ростовщикова
председатель правления ГК Fashion Hub Russia
— Такой социально-экономический проект мог родиться только в тесном сотрудничестве «Росатома» с обществом, государством и бизнесом. «Росатом» создал технологию, поддерживающую творцов на территории муниципалитетов. Бизнесу выгодно развитие креативных индустрий, а государство таким образом решает свои задачи: трудоустройство населения, получение налогов, выход ремесленников из теневого сектора. Думаем, наша технология будет масштабироваться по всей стране.
Творческих активистов, местную власть, бизнес и НКО объединяют и другие проекты «Росатома», в том числе грантовые конкурсы. В 2025 году, например, к юбилею атомной отрасли запущен конкурс социальных проектов «80 добрых дел» (18+), победители которого могут получить от 250 000 до семи млн рублей на инфраструктурные и развивающие сообщества проекты. В шорт-лист вошло много творческих и культурных инициатив: пространство «Арт-реактор», фестиваль школьных театров «Подмостки», молодежный эстрадный оркестр, креативный маркет, арт-мастерская «Мансарда» и многие другие. Победителей определит народное голосование.

Организация грантовых конкурсов в концерне «Росэнергоатом» уже стала хорошей традицией. Конкурс социально значимых проектов от Фонда «АТР АЭС» при поддержке концерна проводится ежегодно, как и конкурс «Радиус доверия» Топливной компании «Росатома» «ТВЭЛ». Объем его грантового фонда составляет более 300 млн руб. В 2025 году к ним впервые присоединился еще один грантовый конкурс — «Люди и города ядерного оружейного комплекса» (14+). Его победители могут рассчитывать на гранты до 3 млн рублей на реализацию проектов в области креативных индустрий, городской среды, образования, культуры и безопасности.
млн рублей — размер гранта в конкурсе «Люди и города ядерного оружейного комплекса» для проектов в области креативных индустрий и городской среды
млрд рублей получили атомные города с 2019 года в рамках нацпроекта «Культура»
~2
до 3
Госкорпорация стимулирует участие творческих активистов, коллективов и организаций в разных грантовых конкурсах. Для учреждений культуры и образования запущена обучающая программа, которая помогает сотрудникам привлекать средства из федеральных и региональных бюджетов для реализации госпрограмм. В рамках только одного нацпроекта «Культура» (в настоящее время — «Семья») атомные города получили с 2019 года порядка 2 млрд рублей.
Туризм и культурные перспективы
:
На развитие креативных индустрий позитивно влияет туризм. Поэтому
в мае 2024 года в пяти атомных городах стартовала отраслевая программа «Гостеприимные города Росатома», в которую вовлечены предприниматели, творческие люди и муниципалитеты.  В 2025 году к ней присоединились
еще восемь городов. Все они исследуют свои туристические возможности
и инфраструктуру, разрабатывают стратегии туристического развития
и экскурсионные программы: архитектурные, гастрономические, обучающие.  
В этом помогает «Высшая школа гостеприимства Росатома» с приглашенными экспертами из отрасли, которые учат команды разрабатывать туристические стратегии, создавать сервисные проекты, продвигать турпродукты и другому. После обучения в городах создаются гостеприимные сообщества.
10 совместных проектов реализует «Росатом» с Росмолодежью для развития инициатив в сфере туризма
Комплексный подход создает базу для совместных инициатив в сфере туризма с разными партнерами. Только с Росмолодежью у госкорпорации порядка десяти совместных проектов. Так, в 2024 году вместе с программой Росмолодежи «Больше, чем путешествие» АНО «Энергия развития» запустила пилотные «Туры возможностей» — ознакомительные поездки студентов и молодых специалистов в Волгодонск, Железногорск и Полярные Зори. В программе каждого тура — посещение не только предприятий корпорации, но также вузов или колледжей, культурных центров и других точек притяжения. Туры принесли трем атомным городам в виде доходов малого и среднего бизнеса и налоговых отчислений 6,4 млн рублей. 100% участников готовы рекомендовать тур, 83% — работать в «Росатоме», 33% — рассмотреть переезд в атомград. В этом году список городов расширен. Для более системной и эффективной работы АНО «Энергия развития» стала самостоятельной дирекцией программы «Больше, чем путешествие».
Григорий Гуров
руководитель Федерального агентства по делам молодежи
— Благодаря «Турам возможностей в атомные города» молодые специалисты могут увидеть атомграды глазами жителей, пообщаться с сотрудниками предприятий и предпринимателями. Туры позволяют узнать больше о социально-экономических, карьерных, творческих и образовательных возможностях атомных городов. Мы ожидаем, что по итогам 2025 года в них примут участие около 2,5 тысячи человек.

При поддержке «Росатома» мы организуем профориентационные туры для старшеклассников по проекту «Больше, чем работа». Ребят знакомят с атомной отраслью и учебными заведениями, помогая сделать осознанный выбор будущей профессии. В мае 135 школьников из разных регионов России уже побывали в Озерске и Глазове.

Объединение усилий Росмолодежи и «Росатома» повышает эффективность молодeжных проектов и профориентационных программ, особенно в научно-технической и инженерной сферах. Благодаря партнерству молодые специалисты из разных регионов страны получают доступ к современным технологиям, стажировкам, менторству и реальным производственным задачам. Мы планируем расширять охват аудитории.
Татьяна Терентьева
заместитель генерального директора по персоналу госкорпорации «Росатом»
— Мы хотели, чтобы молодые люди — участники «Туров возможностей» — увидели: атомные города — это и славная история побед и свершений, и будущее, открытое для их энергии и идей. На предприятиях «Росатома» в городах присутствия молодые специалисты могут найти свое призвание, построить карьеру и реализовать свой потенциал
За 2024−2025 гг. отраслевая программа «Гостеприимные города Росатома» привлекла в 13 городов порядка 45 млн рублей. До 2030 года она будет работать в 31 городе. « Наши города всегда были особенными: здесь сильное образование, наука и промышленность », — говорит Сергей Коновалов, глава города Глазов. — Через программу « Гостеприимные города Росатома » мы возвращаем им статус точек притяжения. Мы хотим, чтобы люди приезжали не только как туристы, но и оставались жить, работать, растить здесь детей».

Культурные традиции и богатейшее природное разнообразие также способны стать одним из важнейших стимулов для комфортной жизни в атомных городах.
Так, в 2025 году «Росатом» выступил титульным партнером международного Фестиваля дикой природы «Золотая черепаха». В рамках фестиваля состоялся фотоконкурс — на суд жюри было представлено 1112 работ в жанре природного пейзажа от фотолюбителей из самых разных российских городов. Учредителем специальной номинации фотоконкурса — «Природа и биоразнообразие атомных городов» — также стал «Росатом». Из более чем 220 фотографов, попробовавших свои силы в спецноминации, было выбрано пять победителей. 20 их фоторабот представлено в зале «Росатома» на общей выставке, состоявшейся в Москве по итогам фотоконкурса.
Центры культурного притяжения
:
Согласно опросу 2025 года, 63% жителей атомных городов все еще проводят досуг за их пределами. Стратегическая цель госкорпорации к 2030 году — создать такие условия в городах присутствия, чтобы удовлетворенность досугом составила не менее 70%. Для этого «Росатом» продолжит расширять пул предпринимателей в сфере гостеприимства, разрабатывать новые туристические маршруты и развивать туристическую инфраструктуру совместно с федеральными и региональными партнерами.
Стратегическая цель госкорпорации к 2030 году — создать такие условия в городах присутствия, чтобы удовлетворенность досугом составила не менее 70%
За последние шесть лет программа «Территория культуры Росатома» уже выстроила эффективную систему взаимодействия с учреждениями культуры
и профильными органами муниципальной власти. В планах — сделать атомные города центрами культурного притяжения. На это работает государственно-частное партнерство, которое госкорпорация продолжает развивать.
Читайте также
образование
медицина
социальные проекты
Люди
и города
Реклама, 0+
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР КОММУНИКАЦИЙ»
Верстка: Арсен Сахабутдинов
Арсен Сахабутдинов
Дизайн: Юлия Миллиева,
Редактор: Дина Юсупова
Продюсер: Анна Мишина