Как «Росатом» развивает образовательную экосистему в городах присутствия
образование
:
Качественное образование считают важным 75% россиян, по данным сервиса SuperJob. 54% видят в нем ключ к самореализации, 21% — гарантию получения хорошей профессии.
Причем его чаще ценят респонденты с более высоким доходом (78% среди зарабатывающих от 100 000 рублей в месяц против 70% получающих до 50 000 рублей в месяц) и образованием (82% среди выпускников вузов против 65% среди окончивших колледжи и техникумы).
Между тем, как выяснил ВЦИОМ, только 31% россиян положительно оценивает состояние системы образования в стране, 42% считают его посредственным,  13% — плохим. Ради хорошей школы 66,8% родителей готовы купить более дорогие квартиры, согласно опросу Яндекс Недвижимости, а 28% — переехать из собственной квартиры в съемную.
родителей готовы переплатить за квартиру, чтобы обеспечить детям хорошую школу
россиян, согласно опросу ВЦИОМ, характеризуют состояние системы образования как посредственное
66,8%
42%
Чем дольше учится человек, тем выше уровень его жизни, показывает статистика разных стран. Так, в США, по данным Федерального бюро трудовой статистики, самый низкий уровень безработицы — среди обладателей докторской степени: 1,2% в 2024 году (самый высокий среди не закончивших школу — 6,2%, у закончивших 4,2%). У них же самые высокие медианные зарплаты — порядка $ 2278 в неделю (у выпускников школ $ 930). Каждая ступень высшего образования, согласно исследованию НИУ ВШЭ, дает прибавку к зарплате в среднем на 20%. А по данным метаанализа 600 исследований, опубликованного в медицинском журнале The Lancet, каждый дополнительный год обучения еще и снижает риск ранней смерти на 2%.
В развитии образования заинтересованы и люди, и государство. Для государства это основа развития науки и базис технологического суверенитета. Рост доли образованного населения объясняет до 9,7% роста ВВП, показывает анализ данных Организации экономического сотрудничества и развития по 38 странам (проведен Пекинским педагогическим университетом).
Для бизнеса это возможность привлечь высококвалифицированных специалистов, внедрить инновации и повысить лояльность сотрудников, что особенно важно в условиях растущей нехватки квалифицированных кадров, которая к 2030 году может увеличиться с 2 до 4 млн человек, по данным сервиса HeadHunter.
«Развитие системы образования в атомных городах — стратегическая задача для госкорпорации, которая стремится воспитывать собственные высококвалифицированные кадры, — заместитель генерального директора по персоналу «Росатома» Татьяна Терентьева. — Мы сформировали и развиваем экосистему, основанную на принципах партнерства со школами, колледжами, вузами, включающую инструменты для непрерывного развития сотрудников отрасли».
Связующее звено всей экосистемы — Корпоративная Академия «Росатома». Она занимается непрерывным развитием сотрудников и в партнерстве со школами, колледжами и вузами привлекает в отрасль молодежь. «Экосистема развивается в диалоге с сообществами молодежи, родителей и учителей и уже сегодня позволяет готовить со школы и бесшовно вести через всю профессиональную жизнь специалистов высокого класса», — говорит генеральный директор Корпоративной Академии «Росатома» Юлия Ужакина. Из 420 000 сотрудников «Росатома» треть — молодежь. До 2030 года «Росатом» планирует привлечь еще порядка 50 000 выпускников вузов и колледжей.
Корпорация в школе
:
В образовательной сети «Росатома» 50 детских садов и 250 школ, в которых созданы специализированные классы: атомные, инженерные, менделеевские, горные. Например, ученики инженерных классов углубленно изучают физику и математику, узнают технологии современных производств и делают проектные работы. С 7-го класса им доступно более 6000 задач разных уровней сложности и более 690 лекций и семинаров сетевой инженерной онлайн-школы «Росатома» по физике, математике, химии и биологии. Школы получают методическую и организационную поддержку госкорпорации, а учителя — обучение и повышение квалификации, стажировки, помощь сообщества педагогов и наставников «Росатома».
учеников инженерных 9−11-х классов рассматривают инженерно-техническую сферу приоритетной для обучения и работы
учителей профильных классов готовы рекомендовать ученикам «Росатом» в качестве работодателя
87%
95%
По результатам мониторинга, 87% учеников инженерных 9−11-х классов рассматривают инженерно-техническую сферу приоритетной для обучения и работы, 95% учителей профильных классов готовы рекомендовать ученикам «Росатом» в качестве работодателя. В этом году состоялся первый выпуск инженерных классов: 94% учащихся выбрали для сдачи ЕГЭ профильную математику, 64% — физику.
Это лишь часть работы госкорпорации с детьми и молодежью. «Росатом» проводит профильные олимпиады, реализует профориентационные и научно-просветительские проекты, включая экспедиции на Северный полюс «Ледокол знаний» и проект «Атомная команда», в котором молодые ученые помогают школьникам подготовиться к поступлению в научно-технический вуз.
Корпорация развивает сообщество «Юниоры Росатома» — движение для школьников с инженерно-техническим мышлением, увлекающихся наукой и технологиями. Сообщество знакомит участников с карьерными возможностями «Росатома» и помогает определиться с будущей профессией в практических проектах на предприятиях и в опорных вузах госкорпорации.
Развитие образовательной экосистемы происходит при участии сообществ, которые поддерживает корпорация: школьного, студенческого, педагогического и родительского.

В молодежные сообщества входит более 2500 человек, включая 700 школьников из 21 городского совета юниоров «Росатома», 250 студентов из студенческого совета «Росатома», 1700 из студенческого сообщества и 170 молодых сотрудников из совета молодежи «Росатома». Педагогическое сообщество объединяет более 1000 педагогов из атомных городов, а родительское — более 200 000 человек.
В школах атомных городов работает более 14 000 учителей, 13% из них — молодые педагоги до 35 лет. 3000 преподают ключевые для отрасли предметы, и укомплектованность учителями математики, естественнонаучных предметов и информатики составляет 85%. На высокие показатели работает отраслевой проект «Учитель для Росатома», который госкорпорация реализует с 2023 года. За это время более 420 студентов прошли стажировки в школах атомных городов.
Более 500 учителей по физике, химии, математике, информатике и другим предметам прошли совместную программу повышения квалификации и развития компетенций от Корпоративной Академии «Росатома», Национального центра физики и математики, МИФИ и МФТИ. Цель программы на 2030 год — охватить обучением более 1500 учителей и привлечь свыше 500 новых педагогов в школы городов «Росатома», чтобы довести укомплектованность до 95%.
В 2025 году госкорпорация утвердила комплексный план по привлечению педагогических работников в атомные города. Среди уже реализуемых мер — поддержка исследований и квалификационных работ студентов по темам «Росатома» в области образования, педагогические миссии в педвузы страны и конференции для апробации образовательных продуктов, премия для учителей «Исток», проектная конференция «Зеленая ручка» и многое другое.
студентов прошли стажировки в школах атомных городов
учителей по физике, химии, математике, информатике и другим предметам прошли совместную программу повышения квалификации и развития компетенций от Корпоративной Академии «Росатома»
>420
>500
Министр образования и науки Челябинской области Виталий Литке отмечает глубокую интеграцию «Росатома» в образовательный процесс на всех уровнях — от школы до подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий региона.
«В течение учебного года работа ведется по нескольким направлениям, включая специализированные «Атомклассы», инженерные классы, которые действуют не только в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), — рассказывает Виталий Литке. — А летом пятый год подряд госкорпорация проводит для школьников проектно-инженерные смены». По его словам, такое активное участие улучшает образовательную инфраструктуру в моногородах и способствует социально-экономическому развитию территорий.
Подготовка будущих профессионалов
:
Ежегодно на предприятиях госкорпорации проходят практику около 14 000 студентов. Порядка 4500 выпускников колледжей и вузов каждый год приходят работать в «Росатом», причем 30% — с красными дипломами. В планах госкорпорации до 2030 года — увеличить число трудоустроенных выпускников с качественным образованием до 8000 ежегодно. Как этого достичь?
«Росатом» участвует в федеральном проекте «Профессионалитет», который направлен на повышение качества специального профессионального образования. «В основе концепции лежит коллаборация региональных властей, колледжей и бизнеса, — говорит министр просвещения РФ Сергей Кравцов. — «Росатом» выступил одним из идеологов проекта». Госкорпорация участвует в формировании образовательных программ и инфраструктуры колледжей, чтобы обучение соответствовало потребностям предприятий, выделяет наставников с производства и организует студентам практику, оценивает уровень их квалификации и трудоустраивает выпускников.
Сергей Кравцов
министр просвещения РФ
— На сегодняшний день 12 кластеров в девяти регионах готовят кадры для атомной отрасли в рамках «Профессионалитета». Только в 2025 году открылись шесть кластеров: в Забайкальском крае, Нижегородской, Челябинской, Свердловской, Курской и Московской областях. Всего с 2022 года предприятия «Росатома» инвестировали в их развитие более 567 млн рублей.
Не менее сложная задача — подготовить и привлечь квалифицированных выпускников вузов, ведь в высокотехнологичной отрасли для ежедневной работы и в проектах будущего требуются молодые инженеры, IТ-специалисты и ученые с актуальными знаниями и навыками.
Главный источник кадров атомной отрасли — «Консорциум опорных вузов «Росатома». Его возглавляет НИЯУ МИФИ, а всего в составе консорциума 22 вуза, расположенных не только в Москве, но и еще в 15 российских регионах. Две трети выпускников этих вузов трудоустраиваются в госкорпорацию. «Ключевая задача консорциума — удовлетворение кадровых потребностей текущей деятельности и развитие тесного взаимодействия студентов с будущими работодателями», — говорит ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.
С 2022 года «Росатом» участвует в федеральном проекте «Передовые инженерные школы» (ПИШ), который является частью госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Школы готовят востребованных в современных индустриях инженеров и вместе с компаниями-партнерами разрабатывают актуальные технологические решения. 10 из 50 открытых ПИШ созданы при участии «Росатома»: каждая работает в партнерстве с предприятием атомной отрасли, которое является одновременно экспертом в профильном направлении и заказчиком новых кадров. Среди направлений обучения — «Интеллектуальные системы тераностики», «Производственные технологии будущего», «Цифровой инжиниринг» и другие. Потребность госкорпорации в выпускниках ПИШ до 2030 года составляет 3000 человек.
Потребность госкорпорации в выпускниках ПИШ до 2030 года составляет 3000 человек
Особое внимание госкорпорация уделяет работе с преподавательским составом, привлекая в опорные вузы специалистов с предприятий на территории размещения вуза или его филиала. Такой подход позволяет студентам получать практические знания и сокращает период адаптации выпускников при трудоустройстве. Хороший пример — совместная с филиалом МГУ в Сарове магистерская программа подготовки кадров высшей квалификации для научной деятельности. На сегодняшний день состоялось три выпуска, 116 человек уже трудоустроены в «Росатом» или компании-партнеры.
«Росатом» активно развивает магистерские программы. Так, на Урале работает «Новый Снежинск» — сетевая магистратура ведущих вузов на базе Российского федерального ядерного центра Всероссийского научно-исследовательского института технической физики имени академика Е. И. Забабахина (РФЯЦ ВНИИТФ) (Челябинская область). Магистры учатся в своих вузах, но с первого дня занимаются исследовательской работой под научным руководством сотрудников ВНИИТФ. Всего «Новый Снежинск» выпустил 51 магистра (три выпуска), в планах до 2030 года — 240 выпускников.
На базе филиала МИФИ в Лесном Свердловской области создается научно-образовательный центр «Уральский атом» для подготовки инженеров, технологов и IТ-специалистов. К 2030 году центр должен обучить 14 000 человек и достичь 100% востребованности специалистов. В 2024 году «Новый Снежинск» и «Уральский атом» вошли в нацпроект «Кадры».
специалиста, подготовленных по совместной с МГУ магистерской программе, уже работают в «Росатоме» и партнерских компаниях
116
«Росатом» совместно с «Роскосмосом» создают образовательный научно-технический кластер ядерных и космических технологий в Железногорске. Здесь будут готовить кадры для производственных и технологических компаний региона, муниципальной службы, систем образования и здравоохранения. Сейчас в стенах кластера обучается около 300 человек, к 2030 году количество студентов должно вырасти до 800.
В Обнинске (Калужская область) третий год работает Международный научно-образовательный центр ядерного и смежного образования «Обнинск Тех». В его мероприятиях уже участвует более 5000 человек из более чем 100 стран.
«Мы формируем портфель образовательных программ, в том числе и дополнительного профессионального образования, совместно с ведущими российскими и зарубежными университетами, организациями отрасли и предприятиями Обнинска, активно используя лабораторную и научную базу партнеров для подготовки технологических элит России и дружественных стран. Тем самым для иностранных студентов мы создаем уникальный образовательный опыт — пройти обучение в лучших вузах Петербурга, Казани, Томска, Москвы, Обнинска и других российских городов и в вузах-партнерах за рубежом, а также получить реальную практику на предприятиях нашей страны, что на настоящий момент большая редкость для иностранцев», — говорит руководитель «Обнинск Теха» Анастасия Минина.
К 2030 году этот центр, как считают в "Росатоме", может позволить России занять около 20% мирового рынка специализированного инженерного образования. «Этот межвузовский образовательный хаб становится точкой сборки лучших образовательных программ ведущих вузов нашей страны и мира для иностранных студентов, желающих получить в России образование по ядерным и смежным специальностям, и будет способствовать формированию лояльной нашей стране технической элиты за рубежом», — уверен ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.
Нередко вузы становятся партнерами корпорации в решении практических научных задач. «Индустрия идет в вузы в первую очередь за новыми кадрами, но совсем другая история начинается в плоскости технологий», — считает и. о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ) Леонид Сухих. Центр аддитивных технологий общего доступа «Росатома» в этом вузе ведет научные разработки в интересах корпорации. Портфель проектов ТПУ превышает 500 млн рублей, в частности, вуз передал предприятиям «Росатома» ряд установок и технологий в области систем автоматизации и управления, неразрушающего контроля, измерительной аппаратуры. «Все это именно нестандартное оборудование, мы хороши в нестандартных задачах — благо подобных задач у отрасли много», — говорит Леонид Сухих.
Развитие кадров
:
Еще одно направление «Росатома» — развитие человеческого капитала, обучение и переподготовка сотрудников. На это работает с 2012 года Корпоративная Академия «Росатома». В ее портфеле сейчас более 250 обучающих программ и проектов, более 3000 онлайн-мероприятий. Ежегодно в программах и мероприятиях участвует более 16 млн сотрудников корпорации, жителей атомных городов, молодежи. В целях академии — обеспечение кадровой устойчивости «Росатома», развитие системы образования в городах присутствия и обучение сотрудников для решения задач, которые стоят перед ними сегодня и ожидают в будущем.
Академия — опорная образовательная организация «Росатома». Она создает среду для раскрытия талантов сотрудников отрасли, развивает бизнес-компетенции, обучает корпоративным функциям, управленческим и профессионально-техническим знаниям и навыкам в функциональных школах, готовит кадровый резерв. В академии каждый может раскрыть свой профессиональный и лидерский потенциал.
Ежегодно в программах и мероприятиях участвует более 16 млн сотрудников корпорации, жителей атомных городов, молодежи.
Для повышения мастерства и освоения новых компетенций сотрудников корпорации академия готовит и поддерживает участие специалистов в чемпионатах профмастерства. Такие соревнования не только могут дать инструменты для обучения и развития сотрудников на местах, но нередко становятся местом встречи экспертов для обмена опытом, формирования профстандартов и требований к технике безопасности, повышают престиж инженерных и технических специальностей, служат профориентации молодежи.
Сборная «Росатома» традиционно занимает лидирующие места по числу наград на чемпионатах профмастерства. В 2024 году, например, команда завоевала 44 медали, в том числе на Международных чемпионатах BRICS Future Skills & Tech Challenge и «Хайтек». Госкорпорация и сама проводит международный чемпионат рабочих и инженерных профессий AtomSkills, в котором участвуют профессионалы из 10 стран. В этом году за звание лучших боролись порядка 2000 человек, из них 200 студентов из 70 колледжей и вузов.
удовлетворенности жителей качеством образования достигнуто в городах присутствия госкорпорации «Росатом»
медали завоевала сборная «Росатома» в 2024 году на международных чемпионатах
44
70%
«Росатом» обучает и развивает не только работников атомной отрасли, но и управленцев из администраций городов присутствия корпорации.
В мае 2025 года стартовала новая образовательная программа «Высшая лига». Она разработана Корпоративной Академией «Росатома» в сотрудничестве с РАНХиГС для глав городов и представителей их команд. Главным результатом станет формирование управленческой команды, способной эффективно развивать города, создавать в них привлекательные условия для жизни, учебы и работы.

Согласно опросам «Росатома», в городах присутствия госкорпорации уровень удовлетворенности жителей качеством образования почти достиг 70%. Это более чем в два раза выше среднего по стране показателя. «Росатом» ставит задачу довести этот показатель до 80% к 2030 году.
Читайте также
медицина
КУЛЬТУРА
социальные проекты
Люди
и города
Реклама, 0+
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР КОММУНИКАЦИЙ»
Верстка: Арсен Сахабутдинов
Арсен Сахабутдинов
Дизайн: Юлия Миллиева,
Редактор: Дина Юсупова
Продюсер: Анна Мишина