Ключи к штаб-квартирам: исследуем, как меняются офисы крупнейших российских компаний

Офис как инструмент ведения бизнеса становится все более гибким и технологичным. Людям по-прежнему нужны специальные места для работы, но параметры этих мест и ожидания от них изменились за несколько лет радикально. Штаб-квартиры из набора кабинетов для собственников и топ-менеджеров превращаются в полноценные хабы для решения масштабных бизнес-задач.

Эту интереснейшую трансформацию FResearch в партнерстве с технологической и строительной компанией Pridex зафиксировали в первом индустриальном исследовании штаб-квартир крупнейших российских игроков.

Архитекторы и консультанты рынка коммерческой недвижимости помогали определять критерии лучших штаб-квартир, среди них такие компании, как NF Group, Nikoliers и Ricci, CORE.XP, Stone и O1 Properties, ABD architects, Т+Т Architects, MAD Architects и Syntaxis.

Исследование показало, что лидеры разных отраслей экономики последние два-три года меняют обстановку и/или адреса в соответствии с новыми вызовами и запросами. Хотя, как отмечают в консалтинговой компании ricci, для многих бизнесов радикальное обновление офисов всегда было сложным и спорным решением. Но компании, которые внутренне были готовы к апгрейду интерьеров или переезду и имели такую возможность, уже делают все в соответствии с новыми концепциями. У кого-то эти процессы в самом разгаре, и есть все основания полагать, что в 2024 году и далее обновление рабочих мест продолжится.

«Тинькофф», например, ворвался в ренкинг в самый разгар переезда в новую штаб-квартиру на «Белорусской» (78 000 кв. м в здании от AFI Development). Сама компания заявляла в пресс-релизах, что это не место для обязательной работы, а «место силы» — «пространство для творчества, встреч команд, рабочего и личного общения, обмена опытом и идеями, обучения и развития, занятий спортом и отдыха» для более чем 6000 человек из разных подразделений группы. Большая часть сможет работать удаленно.

Офис как бренд

При всей разнице в бизнес-процессах, корпоративной культуре и традициях, вкусах и финансовых возможностях, которые и определяют форматы бэк-офисов и штаб-квартир, общий тренд для большинства значимых российских имен, попавших в лонг-лист и затем в топ-50 ренкинга, — это реализация идеи того, что штаб-квартира является важной составляющей бренда работодателя. «Штаб-квартира сегодня — один из ключевых элементов внешней и внутренней HR-коммуникации, ее цель — формировать имидж комфортной, человекоориентированной, современной и технологичной компании», — говорит Дмитрий Вишняков, управляющий директор Pridex.

Разнообразие и гибкость рабочих зон, технологическая и сервисная начинка помещений, возможность решать тут же, в бизнес-центре, многие задачи (от бытовых вопросов вроде маникюра и химчистки до занятий спортом и получения новых навыков) важны не менее, чем близость к метро. Тут главное не переборщить с уютом и развлечениями, считает Виктория Васильева из Stone: «В офис мы все-таки приходим, чтобы работать».

Главным оружием в борьбе бизнеса за возврат людей в офисы после пандемии стал принцип поощрения различных видов деятельности в их стенах, полагает Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects. Идеальное рабочее пространство для современного жителя большого города предоставляет максимальные возможности для концентрации на работе, корпоративных процессах, способствует коммуникации с коллегами и клиентами, дает доступ к технологиям и знаниям.

В центре — человек

Основные критерии хорошего офиса, по словам экспертов, пока остаются неизменными: расположение, транспортная и пешеходная доступность, деловое окружение, разнообразие внешней инфраструктуры, инженерные характеристики здания, эффективные планировки, паркинг внутри БЦ и вокруг. Впрочем, сейчас ведущие консультанты по коммерческой недвижимости пересматривают классификацию, с которой рынок жил более 10 лет.

Классические характеристики бизнес-центров дополняются новыми, связанными именно с технологичностью и возможностью гибко настраивать пространства и менять сценарии их использования в зависимости от актуальных задач. Эргономика рабочего пространства, использование цифровых технологий, человекоцентричность и внимание к экологии — именно эти параметры были важны для определения лучших офисов. Последняя характеристика пока не считается важной, но это должно измениться и уже меняется, уверены в O1.

Как и внимание к сотрудникам с ограниченными возможностями, как показывает пример Unilever. Обновленный офис для этой компании разрабатывало бюро ABD architects.

То же бюро делало новый офис для «Лаборатории Касперского». Архитекторы сознательно отказались от ярких решений (что считается практически обязательным для рабочих интерьеров IT-компаний) и попытались создать максимально спокойную и комфортную среду в первую очередь для сотрудников. Задача получить престижный экологический сертификат перед архитекторами не ставилась, тем не менее они уделили внимание качеству инженерных решений, качеству воздуха и покрытий, экономии воды и сложным системам управления светом.

По словам Дмитрия Вишнякова из Pridex, в отдельных отраслях экономики, например IT и банковской сфере, уже можно говорить о самой настоящей «гонке офисов», когда компании-гиганты конкурируют за внимание аудитории инновационными проектами штаб-квартир.

Технореволюция

Развитие технологий лежит в основе принципиальных изменений — влияет на формат работы как таковой и рабочее пространство в целом, а также интересы конкретного сотрудника, подчеркивают в Pridex.

Что показательно: даже не самые технологичные и гибкие по сути структуры переходят на гибридные форматы работы и дополняют привычные опен-спейсы и кабинеты библиотеками, лаундж-зонами и амфитеатрами, а переговорные комнаты — мультимедийными возможностями.

Сегодня, по словам основателя архитектурного бюро Т+Т Architects Сергея Труханова, офис — это не стены, это большая IT-инфраструктура, которая создает необходимый комфорт и сервисы для работы и не только. Но также важно взаимодействие с инфраструктурой вокруг: если, кроме корпоративного кафе, ничего нет и никуда не попасть, этого никакая современная архитектура не исправит.

Впрочем, с транспортной доступностью у большинства штаб-квартир, расположенных в лучших бизнес-центрах Москвы, тоже все в порядке, как показывают данные «Яндекс Недвижимости», дополнившие исследование.

Сергей Труханов, ссылаясь на текущие заказы на проектирование, рассказывал на форуме «Город. Человек. Будущее», что места для сосредоточенной индивидуальной работы («и чтобы никто не мешал») и передачи знаний в офисах, которые появятся на рынке в будущем, даже важнее, чем создание зон для социализации, хотя, казалось бы, именно общения с коллегами всем так не хватало на удаленке.

«Стандартное место за компьютерным столом сейчас не более чем один из множества форматов. Зоны hot desk, talk-rooms, телефонные будки, подиумы, мягкие диванные группы, места в кофе-пойнтах — все это новое лицо деловых пространств. Зоны креативной активности превратились в обязательный компонент любого офиса. Продуманная система акустического и светового комфорта и другие факторы защиты ментального и физического здоровья — то, без чего современный бизнес-центр не может считаться полноценным», — описывает Алексей Зародов, партнер архитектурного бюро Syntaxis. С помощью продуманной планировки и навигации решается большинство задач, например учет будущего роста компании или специальные требования к производственным процессам и внутренняя логистика.

В настоящее время проблемой может стать то, что обретение новой сверхтехнологичности не всем по карману. Но, скорее всего, новый флагманский офис большинство российских лидеров бизнеса сможет себе позволить, особенно в связи с расширением.

Цена вопроса

Вообще на флагманские (выдающиеся) офисы компании не жалели и не жалеют десятки и сотни миллионов долларов, которые идут на аренду или покупку подходящих зданий (Россельхозбанк, ПСБ) или даже строительство новых («Яндекс», «Сбер», «Новатэк»), премиальную отделку и закупку эргономичной мебели.

По данным гида по стоимости офисной отделки CORE.XP и ABD architects 2023, в среднем затраты на отделку 1 кв. м офисов в каждой из трех категорий (эконом, средняя и топ) составляет от 92 938 и до 255 151 рублей без НДС. Стоимость мебели для одного рабочего места сегодня составляет 67 286 рублей (без НДС). На общестроительные работы приходится около 53% стоимости проекта, на инженерные системы — около 43%. Иные затраты, около 4%, включают в себя такие позиции, как разработка проектной документации, управление проектом, непредвиденные расходы.

Минимальный бюджет на отделку офиса класса А в Москве составляет в 2023 году 92 938 рублей без НДС за 1 кв. м. площади, стоимость отделки базового уровня выросла на 13% за год.

С другой стороны, отмечает партнер Nikoliers Игорь Темнышев, наличие «всеобъемлющей» штаб-квартиры позволяет оптимизировать затраты, в том числе на организацию общей офисной инфраструктуры: столовые, дата-центры, конференц-залы, спортивные залы и пр. Когда разрозненные подразделения компании собирают в одном месте, это увеличивает скорость их взаимодействия и принятия решений.

Кроме всего прочего, современный подход к планировкам и форматам работы позволяет оптимизировать арендуемое пространство и эффективно использовать каждый его сантиметр. Например, компания «Самолет» так организовала работу в офисе на «Кунцевской» с роботом Евой на ресепшене, что 339 рабочих мест на 3689 кв. м используют 3140 человек (большая часть работает удаленно).

По словам Темнышева, компании, которые настроены создавать лучшие условия для сотрудников и хотят идти в ногу со временем, будут обновлять головные офисы, и чем больше таких флагманских офисов будет появляться, тем больше другим компаниям надо будет соответствовать современному формату, чтобы конкурировать с другими работодателями за лучшие кадры.

Впрочем, будет достаточно компаний, для которых повышенный комфорт для сотрудников не будет иметь большого значения, как и для их сотрудников, для которых не важно наличие современных составляющих в офисе и не важно наличие своей штаб-квартиры, добавляет эксперт.

Но при прочих равных современная штаб-квартира — это плюс для высококвалифицированных кадров, и как результат — увеличение финансовых показателей компании. «Внимание крупнейших корпораций к своим флагманским офисам и значительные инвестиции в их создание способствуют качественному развитию рынка недвижимости и определяют будущее рабочих пространств», — заключает Дмитрий Вишняков из Pridex.

Жюри:

Дмитрий Вишняков Управляющий директор Pridex
Мария Абакумова Заместитель главного редактора Forbes
Виктория Васильева Заместитель генерального директора Stone
Дмитрий Жидков Партнер Ricci | Офисы
Елена Витчак Профессор бизнес-практики Школы управления «Сколково», эксперт по управлению персоналом и организационному поведению
Мария Зимина Партнер, директор департамента офисной недвижимости NF Group
Кермен Мастиев Директор дирекции по продажам и аренде коммерческой недвижимости MR Group
Борис Левянт Генеральный директор ABD architects

Читать далее

Методология исследования

Полная версия
01

Качество здания

Вес критерия в итоговой оценке — 10. В нем учитывалось несколько объективных характеристик: класс здания, год постройки, узнаваемость объекта в городской среде.

02

Локация

Вес критерия в итоговой оценке — 10. Учитывались данные по транспортной доступности и инфраструктуре, расположенной в шаговой доступности от офиса. Расчеты предоставлены сервисом «Яндекс Недвижимость».

03

Эргономика

Вес критерия в итоговой оценке — 7. Здесь мы обращали внимание на возможность гибкого формата, разнообразие рабочих зон, дизайн пространства (учитывались профильные премии).

04

Человеко­центричность

Вес критерия в итоговой оценке — 7. Учитывались условия, которые работодатель создает для сотрудников — от количества парковочных мест на квадратные метры пространства и зон отдыха до фишек вроде комнаты для игры в PlayStation.

05

Технологичность

Вес критерия в итоговой оценке — 7. Мы обращали внимание на уровень цифровизации офиса, долю переговорных комнат, оснащенных мультимедиа, использование цифровых сервисов для бронирования.

06

Экологичность

Вес критерия в итоговой оценке — 5. При подсчетах учитывался класс энергоэффективности здания, наличие экологических сертификатов, зеленые инициативы работодателя, касающиеся сотрудников офиса.

Посмотреть на карте
Участник Ренкинга
Качество здания
Локация
Эргономичность
Человекоцентричность
Технологичность
Экологичность