К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Победа над сезонностью: как преобразился туристический интерес к Санкт-Петербургу

Фото: Сергей Богомяко
Фото: Сергей Богомяко
Санкт-Петербург традиционно входит в топ-3 городов России, наиболее популярных среди путешественников, и лидирует по темпам восстановления турпотока после пандемии. Как работает сейчас туриндустрия города и какие новые вызовы стоят перед ней, рассказывает председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.

За 11 месяцев 2022 года город на Неве посетили более 7 млн туристов, что на 15,5% выше итога всего прошлого года. Согласно свежему опросу Superjob.ru, Санкт-Петербург является самым привлекательным направлением для путешествий среди россиян. Причем в этом году, по данным «Турбарометра Санкт-Петербурга — 2022», цели и программы поездок туристов существенно изменились: популярными остаются классические маршруты с посещением Эрмитажа, Исаакиевского собора и Петергофа, но при этом растет и интерес к общественным пространствам, индустриальным объектам и санаторно-курортному комплексу. Профильный городской комитет несколько лет занимался диверсификацией туристского спроса, и теперь туристы едут в Санкт-Петербург в течение всего года и не только за традиционными впечатлениями.

— Турпоток в Санкт-Петербург уже по итогам трех кварталов превысил цифры за весь прошлый год. Как вы оцениваете эту динамику?
— Активное восстановление турпотока — очень позитивный процесс с учетом вызовов последних трех лет. В 2019 году Санкт-Петербург посетили 10,4 млн гостей. Почти половина из них — 4,9 млн — были иностранными туристами, и они давали более 60% оборота нашей индустрии гостеприимства. Сначала все остановила пандемия, и до сих пор в некоторых странах, например КНР, действуют ограничения для выезжающих за рубеж. Потом санкционное давление нарушило логистику с европейскими странами. Сейчас доля иностранных туристов не превышает 3%. И это наш главный вызов.

Фото: Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга

Поток российских туристов мы восстановили еще в прошлом году, приняв на 300 000 человек больше, чем в 2019 году. Но туристская инфраструктура Санкт-Петербурга оказалась загружена лишь на 45–50%. Это уровень сохранения инфраструктуры, но не развития крупного туристского центра мирового уровня, которым по-прежнему является Санкт-Петербург.

Поэтому 2022 год стал для нас принципиально важным, и, надо сказать, завершается он на хорошей ноте. 

Загрузка туристской инфраструктуры в среднем превышает 60%, и турпоток уже превысил планку в 7 млн туристов.

Это меньше, чем в 2019 году, но сегодня и туриндустрия находится в других условиях. Пандемия повлияла на весь мировой туристский рынок и сильно изменила модели поведения туристов.

— Что принципиально изменила пандемия?
— Яркий пример — глубина планирования турпоездок. Если раньше люди заранее составляли свои туристские маршруты в привязке, например, к отпускам, то в пандемию они научились принимать решения в последний момент. Это не позволяет турбизнесу строить долгосрочные и среднесрочные планы, но открывает новые возможности. Планируя событийные мероприятия и продвигая туристские программы, мы учитываем фактор last demand. Наша информационная кампания «Добро пожаловать в Санкт-Петербург» в последние несезонные для города месяцы становится все более концентрированной: мы даем все больше новой информации о туристских предложениях для поездок в любое время года. И это работает, гости приезжают в Петербург.

Фото: Сергей Богомяко

Пандемия усилила интерес к медицинскому и оздоровительному туризму: это направление заняло в 2022 году пятое место в Санкт-Петербурге среди целей поездок. Уникальные оздоровительные и реабилитационные программы санаториев и современных клиник Курортного района актуальны круглый год, и неслучайно, что медицинское направление стало стратегическим. Для привлечения гостей из регионов и из-за рубежа создано и успешно работает «Санкт-Петербургское агентство медицинского туризма» — единственная профильная организация такого рода в России.

— С какими еще целями ехали туристы в Санкт-Петербург в 2022 году? Такое впечатление, что резко вырос интерес к двух-трехдневным турам…
— Да, популярнее всего в этом году были сити-брейки, то есть поездки на выходные, встречи с друзьями и родственниками. На втором месте культурно-познавательный туризм: он был, есть и будет главным магнитом города.

На третьем месте деловой туризм, и это важно для города с точки зрения выравнивания туристской сезонности и продвижения города как площадки для встреч специалистов, формирующих современную повестку. Кроме того, деловые туристы в среднем приносят в экономику города в три-четыре раза больше по сравнению с другими. Наше конгрессно-выставочное бюро активно занимается привлечением в город деловых мероприятий. Санкт-Петербург два года подряд занимает первое место среди российских городов в рейтинге делового туризма Международной ассоциации конгрессов и конференций ICCA.

Фото: Сергей Богомяко

Мы хорошо отработали повестку событийного туризма, который впервые вошел в топ-5 целей поездок в Санкт-Петербург. Его доля выросла в четыре раза. Сезон мы начали со 100%-ной загрузкой отелей на майские праздники благодаря большой программе мероприятий. В юбилей Петра Первого, в День России, во время «Алых парусов», фестивалей цветов и оркестров загрузка гостиниц тоже была высокой: более 80%. Такого же уровня удалось добиться даже во время фестиваля «Единство и свет» в начале ноября. В прошлом году в это время отели были загружены только на 50%.

Мы несколько лет добивались диверсификации туристского спроса и наконец достигли желаемого: туристы едут в Санкт-Петербург в течение всего года и не только по классическим экскурсионным маршрутам с посещением наших великих музеев.

— Какие новые маршруты у вас появились?
— Вместе с бизнесом разработана программа «Новая туристская география». Ее главная идея в том, что Санкт-Петербург — современный быстро развивающийся город с великой историей и новыми интересными локациями.

В Петербург стоит ехать на выставки, которыми славятся «Манеж» и «Севкабель Порт», для прогулок по «Новой Голландии» и на фестиваль еды в «Никольских рядах», в Музей железных дорог России и в новый культурный кластер Кронштадта «Остров фортов». Набирает обороты промышленный туризм. 

В нашем совместном с Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле акселераторе по промышленному туризму участвует более 25 предприятий, открытых для экскурсий. На воркшопах в этом году мы помогли организовать сотрудничество турфирм с промышленными предприятиями, с образовательными и медицинскими учреждениями.

Уже заметно, что в Петербург едут туристы с разными интересами. Наши гости остаются дольше и тратят больше денег. Средняя длительность поездок выросла с трех с половиной дней в прошлом году до пяти. А средний чек за поездку в течение года возрос с 36 000 до 44 000 рублей. За 11 месяцев туристы внесли в экономику города в 2022 году 234 млрд рублей и 230 млрд за весь прошлый год. И есть уверенность, что многие туристы вернутся в Петербург за новыми впечатлениями.

Фото: Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга

— Откуда такая уверенность?
— Один из важных показателей для развития туризма, в том числе возвратного, — удовлетворенность качеством услуг. В 2022 году 92% гостей оценили уровень гостеприимства как «высокий или очень высокий» — на 7% больше, чем в 2021 году. Это произошло благодаря серьезной совместной работе правительства и бизнеса, а также комплексным мерам поддержки, которые позволили сохранить инфраструктуру.

Санкт-Петербург — единственный в Российской Федерации субъект, который в начале пандемии отменил основные региональные налоги для предприятий гостеприимства, и третий год подряд эти меры продолжают действовать. Помимо налоговых льгот, действуют иные меры поддержки, например прямые субсидии на школьный туризм и конгрессно-выставочные мероприятия, кредиты до 5 млн рублей малому и среднему бизнесу для сохранения персонала. Вместе с федеральными мерами поддержки отрасли удалось сохранить высокое качество услуг и доступные цены.

Из обсуждения с туристами родился сегодняшний бренд туристского Санкт-Петербурга: «Город, где рождается хорошее настроение».

Фото: Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга

— Что дает городу рост турпотока с точки зрения занятости?
— Развитие этой индустрии обеспечивает мощный мультипликативный эффект, стимулируя рост множества других отраслей, в том числе с точки зрения занятости населения. Одно рабочее место в туризме гарантированно создает 1,5 рабочих места в смежных отраслях, а в Петербурге — до 3,5. Каждый двенадцатый работающий петербуржец связан с туризмом. Это не только напрямую занятые в индустрии, но и сотрудники транспортных компаний, кафе и ресторанов, магазинов, учреждений культуры. В этом году благодаря развитию туризма число рабочих мест в индустрии выросло. В гостиничном секторе, например, более чем на 15%.

— Достаточно ли Санкт-Петербургу наработанного имиджа или нужно продолжать продвигать его туристический образ и возможности?
— В прошлые годы нам пришлось ограничиться рассказами онлайн и трансляцией разнообразных мероприятий. Это нужно, но недостаточно. В этом году мы вместе с гостиницами, турфирмами и музеями провели роуд-шоу в полутора десятках крупных городов на юге России, в Поволжье, на Урале, в Сибири. Это оказалось невероятно востребованно. Люди поначалу интересовались, что вообще удалось сохранить в пандемию, с кем можно работать. Потом мы позвали представителей туркомпаний в информационные туры в Санкт-Петербург. Когда люди видят работающую инфраструктуру и новые предложения, у них появляется стимул рассказать о новинках своим клиентам. Роуд-шоу сопровождались рекламными и информационными кампаниями B2C. В аэропортах появилась наружная цифровая реклама, проводились пресс-туры и телевизионные спецпроекты, например вышла целая серия сюжетов «Санкт-Петербург — туристский хаб» на smotrim.ru. Благодаря разным инструментам у нас не было традиционного спада турпотока после высокого периода белых ночей.

Фото: Сергей Богомяко

— Что в ближайшем будущем позволит городу не просто сохранить статус одного из мировых туристических центров, но и выйти на допандемийный уровень доходов?
— Безусловно, мы не можем обойтись без работы с иностранными гостями. Российские туристы обеспечивают городу хороший доход, но сумма среднего чека туристов, например, из стран СНГ вдвое выше: более 90 000 рублей за поездку. К нам едут туристы из Казахстана, Азербайджана, Белоруссии, Узбекистана. В основном это жители крупных городов, которые зачастую приезжают большими семьями и пользуются инфраструктурой высоких категорий. У иностранных гостей востребован медицинский туризм: только в этом году за лечением в Петербург приехало уже свыше 90 000 человек.

Работу с российскими туристами мы продолжим в том же направлении: будем диверсифицировать турпотоки, наращивать информационные кампании, выходить на новые рынки. А главное — создавать и продвигать новые туристские продукты, находить нестандартные подходы, которые привлекут современного путешественника. Как, например, это произошло в сотрудничестве с Москвой: это общая и очень востребованная программа «Два города — миллион впечатлений». Уверен, что наша «Новая туристская география» пополнится новыми точками притяжения.

www.visit-petersburg.ru
https://t.me/visit_petersburg

Реклама
СПБ ГБУ «ГТИБ»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости