К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Репатриация в Израиль в 2023 году: как уследить за еженедельной сменой требований

Репатриация в Израиль в 2023 году: как уследить за еженедельной сменой требований
Поток желающих репатриироваться в Израиль в этом году сильно тормозит работу системы. Правительство отменило ускоренную репатриацию, а МВД еженедельно выпускает новые требования к документам репатриантов из России. Где искать архивные документы и как получить место в очереди на подачу, когда их нет, рассказала основатель «Бюро репатриации Софьи Гольдман», Софья Гольдман.

— Что такое репатриация?

— Репатриация — это способ получения гражданства Израиля. Он подходит тем, у кого есть еврейские корни в трех поколениях. Прабабушка в четвертом поколении является исключением. Чтобы доказать право на репатриацию, необходимо собрать пакет документов по требованию Натив. Затем пройти анкетирование, интервьюирование, проверку документов сотрудниками Натив. На сегодняшний день все это можно сделать в посольствах в России, а также за ее пределами в Минске, Риге, Ташкенте, Тбилиси, Баку, Ереване, Алма-Ате или пройти процедуру получения гражданства в самом Израиле.

Получение гражданства внутри страны, в Израиле, называется «смена статуса». С февраля прошлого года была введена процедура получения гражданства по способу экстренной репатриации, но с середины апреля 2023 года процедура ограничена. Сегодня правительство рассматривает возможность продления экстренной репатриации из-за большого потока желающих, которые остались без возможности получить гражданство Израиля оперативно.

— Как и где узнать о соответствии требованиям репатриации?

— Сначала нужно узнать, есть ли в роду евреи, затем — в каком поколении. В трех — значит подходит. В четвертом подходит прабабушка, а прадедушка нет. Нужно также учесть тонкости закона о возвращении: дети должны быть рождены в браке, которому более 300 дней. На небольшие отклонения от этого срока консул может закрыть глаза. Если же отклонения большие, то можно идти по другому пути получения гражданства — через экспертизу теста ДНК. Это можно сделать только через адвокатов, обратившись в израильский суд, на основании которого проводится экспертиза теста ДНК. Результаты теста других стран не принимаются. У нас была клиентка с результатом теста ДНК, сделанного в России, — 70% евреев, ее отец и бабушка ранее проходили репатриацию успешно и имели гражданства Израиля. Мы подняли архивные документы на ее родственников и узнали, что они являются ассирийцами, что не подходит для репатриации, а ее отец и бабушка ранее получили гражданство, схитрив с документами, приписали себе национальность в ряде документов, на основании которых прошли процедуру.

Мы стараемся поднять всю цепочку документов по трем поколениям, обращая внимание на детали: метрические и домовые книги, косвенные подтверждения, отражающие целостность семьи, биографические документы, свидетельства о захоронении, эвакуации, пленении, личные карточки в архивах, военные и партийные документы. Но, например, со свидетельствами о крещении нужно быть очень аккуратными. Израиль — иудейская страна, православным здесь не рады.

— Насколько трудно поднять такие документы?

— Сейчас есть определенные сложности в работе с архивами. В России на законодательном уровне действует запрет на распространение личной информации. Архивы воспринимают его близко к сердцу и считают предоставление данных нарушением. Порой приходится долго и нудно вести переписку, доказывая, что мы имеем право на подобного рода запросы, аргументируя, приводя законодательные ссылки. Есть ряд стран, которые отказывают русским в запросах из-за событий в Украине. Часто приходится проявлять творческий подход для получения нужной информации и документов.

Сложно еще тем, кто уехал в Израиль, не оставив доверенность на родственников или друзей в стране исхода, и на консульской проверке получает дополнительные запросы на документы. Люди не всегда готовы возвращаться в страну исхода и не всегда понимают, как им выйти из такой ситуации. Опыт работы с архивным поиском дает нам возможность поднимать большое количество архивов без присутствия клиента в стране. Мы стараемся оперативно найти решение в таких ситуациях, понимая, что люди очень ждут нашего содействия, без которого гражданство им не получить.

— Как происходит репатриация?

— Зависит от способа. Прилетев в Израиль с визой алия, оформленной в посольстве (если она просрочена более чем на год, визу нужно обновлять — новое требование, действующее с 1 мая 2023 года), которая дает разрешение на получение гражданства Израиля, репатриант сразу в аэропорту получает свой первый документ, удостоверение репатрианта теудат оле. С ним можно открывать счет, оформлять долгосрочную аренду жилья, страховку. Второй документ, который получает репатриант, — это внутренний паспорт гражданина Израиля теудат зеут, который необходимо оформить в МВД. Он действует три месяца, потом его меняют на постоянный биометрический паспорт сроком 10 лет. Последний этап — оформление загранпаспортов: пятилетнего лессе-пассе или годичного даркон.

А те, кто идет через процедуру смену статуса в Израиле и приходит в МВД за гражданскими документами, оказываются в другой ситуации. По прилету в Израиль репатрианту необходимо принести в МВД заявление для подачи документов, интервьюирования и проверки анкет о визе репатрианта. Очередь ожидания на проверку занимает от месяца до трех. После положительного решения сотрудника проходит еще несколько месяцев для получения внутригражданских документов. Во время ожидания интервью и получения документов вылетать из страны не рекомендуется, иначе процедура будет прервана. Тем, кто меняет статус, выдают сначала теудат зеут на три месяца (а не теудат оле, как репатриантам с визой алия). Только получив теудат зеут, можно идти за оформлением теудат оле и затем за всеми льготами репатрианта. Финальный этап — оформление десятилетнего внутреннего биометрического теудат зеут и загранпаспорта.

Очень ограничена, но еще доступна экстренная репатриация — беспрецедентный способ получения гражданства, который был создан министерством интеграции и репатриации, управлением регистрации населения и миграции, а также Натив для оперативного получения гражданства гражданами России, Украины и Белоруссии. Процедура занимает до двух недель вместо обычных шести-восьми месяцев. Однако уже через полгода со старта программы, в середине марта 2022 года, требования к документам, которые изначально были очень лояльными, стали серьезнее. Теперь люди, которые прилетают на экстренную репатриацию, получают список документов от Натив, которые нужно донести. Вместо двух недель процесс затягивается на месяцы, что перестало выглядеть экстренным. Эти постоянно меняющиеся требования к документам усложняют репатриантам процесс.

— Какой путь сейчас проще или быстрее?

— Понятия эффективности тут не существует. Есть разные возможности и обстоятельства, в которых оказались люди. Не все могут надолго остаться в Израиле без возможности открыть счет, снять жилье на длительный срок по умеренным ценам, получать медицинскую помощь. То есть без прав, которые дает гражданство. Для тех, кто не может быть в стране долго, есть процедура получения гражданства через посольства Израиля в разных странах. Очереди ожидания в них в среднем до полугода.

Для граждан России и Беларуси, прибывших в Израиль после 15 апреля, доступна процедура смены статуса в МВД. Экстренная репатриация через центры One stop shop возможна, но с ограничениями. При этом с 1 мая действуют ужесточенные требования к документам на территории Израиля. Свидетельства/справки, выданные с 1998 года, и все повторно выданные свидетельства обязательно должны быть заверены печатью апостиль. Справки об отсутствии судимости с апостилем обязательны для всех репатриантов, достигших 14 лет, из всех стран, где проживал более полугода или имел/имеет ВНЖ/гражданство подающий документы.

Людей стало так много, что правительство вынуждено менять правила приема репатриантов. Пока упразднена процедура экстренной репатриации для массового оформления. Но все очень надеются, что смена статуса тоже изменится и будет занимать меньше времени.

— Вы сталкивались с отказами в репатриации?

— Да, конечно. К нам приходят с отказами. И мы настаиваем на том, что нужно готовиться не к работе с отказом, а делать все так, чтобы не доводить до него. Потому что оспаривание отказа — это всегда дороже и сложнее, как для адвоката, так и для самого репатрианта. А 90% отказов происходят из-за небрежной работы с документами и потому, что чиновники не хотят брать ответственность за спорные кейсы, им проще отказать.

— Сейчас реально пройти процедуру репатриации без помощи профессионального посредника?

— Да, конечно, это реально. Может быть, даже увлекательно — прекрасный опыт познания бюрократии Израиля. Но только если есть время и возможности. Проживание в Израиле дорогое. Аренда жилья начинается от 3000 евро за квартиру на окраине города. Суп в кафе — около 20 евро, средний чек в магазине, за чем бы ты ни пришел, 50–100 евро. Не каждый может себе это позволить, и это нужно учитывать при планировании поездки в Израиль. Если у вас есть время, желание, родственники, которые готовы поддержать, можно все делать самому.

— Насколько все будет быстрее, если обратиться к вам?

— Смотря о какой услуге речь. Самостоятельный поиск документов может идти годами, это не фигура речи. Есть люди, которые годами поднимают архивы, но это скорее подходит тем, кто не спешит к конечному результату и у кого есть время на изучения генеалогического древа. Плюс есть сложности истребования документов в разных странах. Не все сегодня рады русским запросам. В среднем на закрытие кейса по истребованию документов нужно 45–60 дней в зависимости от страны, с которой мы работаем. Если это Россия, то за месяц мы соберем документы под ключ. Если мы говорим про процедуру получения гражданства на территории Израиля после собранных документов, то мы стараемся за 7–10 рабочих дней подать все документы в ведомства.

— Сколько документов нужно собрать?

— В среднем около 30 документов. Из них должна сложиться цепочка по еврейской линии из трех поколений: любая смена фамилий, имен, отчеств, факт усыновления, разводы/браки должны быть подтверждены. Хорошо работают косвенные документы — два-три архивных документа, как правило, обеспечивают положительное решение консула. Когда в пакете только свежие справки/свидетельства из ЗАГСа, сотрудник Натив не поставит визу алия, отправит поднимать архивные документы дальше. Мы всегда мотивируем клиентов трезво оценивать риски: с одним-двумя свежими документами с подтверждением национальности маловероятно получить положительное решение.

— На каких этапах оформления гражданства сейчас труднее всего?

— Важно тщательно подготовиться к интервью с консулом, оно проходит на русском языке. Клиент должен понимать, как работает закон о возвращении, какие в нем есть свежие изменения и подводные камни. В каждой семье есть сложные аспекты и ситуации, которые необходимо проработать, чтобы клиент не дискредитировал себя на встрече с чиновником и чувствовал себя уверенно. Сегодня люди очень тревожны, и, конечно, им важно получить поддержку, чтобы понимать, что их ждет на встрече и что говорить о профессии, родственниках, которые остались в стране исхода, образовании детей, религии, местах проживания, мотивах переезда, недвижимости в стране и финансовом обеспечении. Чиновник проверяет не только документы и анкету, но и мотивы репатриации. Мы готовим людей правильно реагировать на критику в свой адрес или на агрессивное отношение чиновника. Ведь очень многие приезжают сегодня только за паспортами, конечно, государство старается выявить подобные случаи.

Уже в Израиле, будучи гражданином, сегодня трудно получить место в очереди на внутренние и заграничные паспорта. Действующая система записи My visit перестраивается на новую GoVisit, которая пока работает не в полную силу. Плюс огромный отложенный спрос на загранпаспорта со стороны израильтян из-за ковида. Никто никуда не летал, паспорта заканчивались, сейчас всем нужны новые. Ситуацию с записью и получением места в очереди усугубляют боты, которые собирают все слоты очередей. Самостоятельно репатрианту фактически невозможно оперативно организовать подачу документов. Наши сотрудники трудятся днями и ночами, чтобы за 5 рабочих дней обеспечить подачу документов в МВД Израиля.

Также стоит отметить, что правительство Израиля приняло решение об открытии четырех дополнительных специальных отделений МВД для выдачи биометрических загранпаспортов (дарконов) и лессе-пассе (теудат маавар).

— Сколько стоят ваши услуги?

— Средняя стоимость сбора документов по России и странам СНГ с нуля — 100–150 тыс. руб. Подготовка к интервью, к консульской проверке, заполнение анкет — еще 50 тыс. руб. Сопровождение на территории Израиля — от 150 тыс. руб.

— Как сегодня обстоят дела со службой в Армии Израиля для молодых репатриантов?

— Абсолютно все граждане Израиля с 18 лет подлежат призыву на службу в вооруженные силы Израиля. Действие закона распространяется на репатриантов и лиц с двойным гражданством, даже если они покинули Израиль и проживают на территории другой страны. Регулировать вопрос с Армией Израиля необходимо с 17-летнего возраста, именно в этот период начинают приходить повестки и необходимо встать на учет в Армию Израиля.

После получения гражданства Израиля новому репатрианту дают один год отсрочки на «акклиматизацию». Цав Ришон (первая повестка в армию) приходит в среднем спустя 9 месяцев с момента получения паспорта теудат зеут.

У молодых людей, которые проходят обучение вне Израиля, есть возможность получить освобождение от службы в Армии. Наше бюро помогает урегулировать статус призывника. В среднем этот процесс занимает около одного месяца.

Важно своевременно урегулировать свой статус и не пропускать повестки от Армии Израиля, так как их игнорирование автоматически отразится в системе и репатрианту будет присвоен статус уклониста, который впоследствии непросто будет оспорить самостоятельно. 


Связаться с «Бюро репатриации Софьи Гольдман» и решить вопросы репатриации без потери времени на бюрократические сложности можно по ссылке.


Реклама
ИП Удовенко Константин Александрович

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости