
Что ценят сотрудники
Дефицит кадров считают фундаментальной проблемой 88% российских работодателей, показывает опрос HeadHunter 2024 года. Респонденты оценили дефицит при подборе персонала по шкале от одного до пяти в среднем на 4,1. И это объективная реальность. По оценкам Института экономики РАН, в 2023 году в России уже не хватало примерно 4,8 млн работников. Ситуация с тех пор не улучшилась: в октябре 2024 года уровень безработицы обновил свой исторический минимум с 1991 года, достигнув 2,3%, по данным Росстата (для сравнения: в октябре 2023 года он составил 2,9%), и в последующие месяцы не поднимался.
В отдельных отраслях нехватка персонала ощущается особенно остро. По данным SuperJob, чаще всего ее отмечают руководители производственных и транспортно-логистических предприятий (89%), компаний в сфере услуг (88%) и IТ (87%). Речь идет не только о недостатке узких высококвалифицированных специалистов, но и о массовом найме.
Каждая компания справляется с вызовом исходя из корпоративного бэкграунда и специфики деятельности. Но одним из главных критериев для россиян при устройстве на работу является зарплата: в 2024 году она в приоритете у 50% россиян, по данным ВЦИОМ. И уровень зарплат в промышленно-производственном секторе с 2018 года вырос к 2024 году на 307%. Опережающую официальную инфляцию рост зарплат в 2023 году показал IT-сектор: порядка 20% по сравнению с предыдущим годом.
Однако достойная зарплата перестает быть ключевым инструментом. Судя по тому же опросу ВЦИОМ, раньше ее называли в числе приоритетов гораздо чаще: в 2013 году, например, 71%.
Люди начинают больше ценить осмысленность своего труда, атмосферу в коллективе и баланс между работой и личной жизнью. Работодатели в свою очередь больше ориентируются на потребности сотрудников, предлагая им корпоративное обучение, гибкий график, карьерные возможности для женщин.
Большой и вкусный
Традиционный инструмент привлечения и удержания персонала — расширение социального пакета, в который могут входить компенсация транспортных расходов и фитнеса, встречи с психологом и многое другое.Работодатели считают его эффективным: в исследовании HeadHunter 60% заявили, что рассматривают соцпакет как способ повысить лояльность работников, а 55% полагают, что он может повысить их мотивацию и производительность.
— Мы действительно замечаем увеличение интереса соискателей к дополнительным льготам и преимуществам в рамках социального пакета. В связи с этим активно работаем над улучшением бенефитов (бонусов. — Прим. ред.), создаем максимально комфортные условия для команды.
Это приводит к тому, что сотрудники пишут положительные отзывы о работе в компании на специализированных платформах, и мы регулярно получаем от них награды, которые поддерживают наш имидж привлекательного работодателя. Реальные отзывы и рекомендации дают кандидатам честное представление о работе и внутренней атмосфере в компании, что позволяет нам быть более конкурентоспособными на рынке труда и привлекать лучшие кадры.
При этом далеко не все сотрудники довольны своим социальным пакетом: по опросу «Работа.ру» и «СберПодбор», 43% респондентов хотели бы его расширить, а еще 23% отметили, что в настоящий момент его и вовсе не имеют и ищут работу, где он будет предоставлен.
С корпоративным питанием складывается во многом парадоксальная ситуация: 83% сотрудников, у которых компенсация еды входит в социальный пакет, считают эту опцию важной, при этом она есть лишь у 12% всех респондентов. Исследование сервиса управления корпоративным питанием от «Яндекс Еды» «Ланч Карта» показывает, что у 82% сотрудников улучшилось бы отношение к работодателю, если бы он предложил компенсацию питания. Тем более, что, по данным Superjob, россияне все реже приносят обеды из дома.
— Организация питания помогает повысить лояльность сотрудников. Согласно нашим исследованиям, 60% работников, которым предоставляется компенсация за питание, намерены оставаться в компании в течение двух лет. В то же время, среди тех, кому такая компенсация не выплачивается, этот показатель ниже — всего 50%. Корпоративное питание может даже повлиять на режим работы. Благодаря включению этой опции в социальный пакет сотрудники с гибридным графиком работы на 30% чаще стали ходить в офис. Это важно для компаний, которые возвращают сотрудников на рабочие места. Ведь, как показал пандемийный опыт, удаленная работа может негативно сказаться на эффективности: многим сотрудникам стало сложнее устанавливать отношения с другими членами команды, некоторые чувствуют себя изолированными и не могут сосредоточиться.
По данным исследователей Стэнфордского университета (США), продуктивность сотрудников, работающих полностью удаленно, на 10% ниже их коллег, которые трудятся в офисах. Зато гибридный график по этому параметру не отличается от очного, показало недавнее исследование ученых из Стэнфордского университета (США), Китайского университета Гонконга и Пекинского университета (Китай). И надо сказать, что российские работодатели уже реже предлагают дистанционный формат, по данным SuperJob.
Гибкие настройки
Корпоративное питание можно организовать по-разному: это не только собственная столовая, кейтеринг или компенсация питания в кафе офисного центра. Современные сервисы вроде «Ланч Карты» от «Яндекс Еды» предлагают гибкие настройки для каждого сотрудника, от оплаты еды в партнерских кафе и ресторанах до микромаркета на рабочем месте или доставки еды в офис или даже домой.
Несмотря на то что преобладающее число клиентов сервиса из сферы разработки и IT, к нему подключаются компании из совершенно разных отраслей: FMCG, оптовой и розничной торговли, производственного и промышленного сектора, банков, рекламных и медиахолдингов.
Например, гибкость настроек корпоративного питания оценили в компании «Стильные Кухни и Интерьеры». «Уже год в компании существует welcome-завтрак: в первый рабочий день в салоне мы встречаем ребят праздничным завтраком. Коллектив собирается на кухне и поздравляет стажеров с присоединением к команде. Коллеги знакомятся, общаются, проводят бизнес-игры, и все это сопровождается вкусной и сытной едой от «Ланч Карты». А еще мы недавно ввели бонусные обеды. Лучшие салоны, победители рейтинга по важным KPI компании, получают, помимо основных призов, возможность сделать заказ на весь салон и отпраздновать победу. Мы также пользуемся доставкой, когда организуем кейтеринг на значимых мероприятиях и встречах», — рассказывает операционный директор Павел Опекунов.
Работодатели в зависимости от своих возможностей и задач могут выбрать, какие суммы выделять на питание, а сотрудники — где и как ими распоряжаться. Почти половина пользователей «Ланч Карты» (49%) предпочитают есть в офисной столовой и покупать товары в микромаркете самообслуживания, 30% идут в точки питания возле офиса, 16% заказывают доставку из ресторанов и еще 5% — из магазинов.
— Эффективный инструмент привлечения сотрудника на гибридном режиме — дневные лимиты на питание. В 2024 году средний лимит «Ланч Карты» составил 372 рубля. Обычно сотрудники стремятся его потратить полностью, почти в 100% случаев бывает перерасход, когда они доплачивают из собственных средств. Но в среднем он не такой уж большой — 25% от суммы лимита.
Сервис гарантирует удобство использования и прозрачность трансакций, предоставляя отчетность по использованию лимитов и данные о предпочтениях сотрудников. Это помогает не только обеспечить сотрудников качественным питанием, но и оптимизировать затраты компании.
При этом процесс работы с сервисом прост не только для работников, но и для самой компании. Так, для подключения сервиса достаточно оставить заявку на сайте, а после согласования деталей подключение займет не более суток. У нового участника есть возможность протестировать сервис.
Для продуктивной работы
Партнеры «Ланч Карты», по данным сервиса, отмечают эффективность вариативности корпоративного питания. Расширение возможностей питания повышает уровень концентрации сотрудников на рабочих задачах в течение дня. А это, в свою очередь, способствует улучшению их вовлеченности в работу, повышению общей продуктивности и улучшению эмоционального климата в командах.
Даже при ограниченном расширении корпоративного питания удовлетворенность сотрудников растет. «Нашей целью было укрепление системы заботы о сотрудниках в рамках развития корпоративной культуры компании, — говорит Павел Опекунов, операционный директор компании «Стильные Кухни и Интерьеры». — Одним из инструментов стала организация праздничного и бонусного питания. Мы регулярно получаем от сотрудников позитивную обратную связь, им действительно очень приятно, когда их так радушно встречают на новом месте. И что важно, еще и очень вкусно!»
Забота о сотрудниках, направленная на удержание кадров и на повышение эффективности труда, пока не теряет своей актуальности. Согласно исследованию Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (совместно с HeadHunter и «Анкор») «10 главных российских HR-трендов 2025», чаще всего опрошенные директора и менеджеры по персоналу (87%) называют актуальным текущим трендом рост усилий по удержанию персонала. На втором месте — расширение воронки кандидатов (78%), на третьем — человекоцентричность (59%). Среди ключевых трендов на 2025–2026 годы они выделяют увеличение вложений в развитие HR-бренда (68%) и инициативы по повышению производительности труда и операционной эффективности (63%). Все это требует еще более гибкого подхода компаний к организации труда разных сотрудников, в том числе к корпоративному питанию.
