Год создания | 1948 |
---|---|
Учредитель | фармацевт Марино Голинелли |
Производственные предприятия | шесть |
Центры R&D (исследований и разработок) | два |
Филиалы | 24 |
Дистрибьюторы | 80 |
Оборот | €1,4 млрд (2023 г.) |
Представительство в России | «Альфасигма Рус» |
Telegram | t.me/alfasigmarus |
VK | vk.com/alfasigmarus |
Telegram-канал генерального директора Ольги Глазковой | t.me/OrgDoctor |
Наука и креатив: как Alfasigma применяет творческий подход при разработке лекарств

— Вы уже 10 лет руководите «Альфасигма Рус». Удалось ли достичь тех целей, которые вы ставили, начиная работу в компании?
— Когда я, будучи топ-менеджером крупной публичной корпорации, приняла решение возглавить филиал небольшой частной итальянской фармкомпании, меня привлекло высокое качество ее портфеля. Многие препараты уже имели успешный опыт применения на российском рынке, но их потенциал оставался не полностью реализованным. На первом этапе я ставила задачу выявить зоны роста и построить сильную стабильную команду. Это было сделано за 3 года, после чего мы стали расширять линейку продуктов. В ковидный период два наших сердечно-сосудистых препарата активно применялись во врачебной практике, в том числе для профилактики поствакцинальных осложнений. В 2022 году, когда появилась задача пересобрать логистику, мы открыли собственный склад и наладили цепочку поставок. Важно отметить, что материнская компания никогда не рассматривала возможность сокращения бизнеса или ухода из России. Для наших итальянских собственников и руководителей забота о здоровье пациентов — не просто слова. Что бы ни происходило в стране, есть люди, которые нуждаются в помощи, и мы продолжаем обеспечивать их современными препаратами.
— Как фокусирование на развитии брендов сказалось на финансовых показателях?
— Я горжусь тем, что мы сильно повысили эффективность работы организации. За 10 лет продажи компании на российском рынке увеличились в 5 раз, в то время как сотрудников стало больше всего на 40%. Основной рост обеспечивает не повышение цен — к этому, несмотря на зависимость от валютного курса, компания относится очень осторожно и взвешенно, — а увеличение потребления.
В прошлом году на фоне общей стагнации рынка продажи в натуральном выражении выросли на 30%.
— Компания работает преимущественно в двух терапевтических областях — здоровье сердца и сосудов и гастроэнтерология. Почему именно здесь?
— Заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой системы встречаются наиболее часто. Наша компания с самого начала старалась найти эффективные решения для лечения широко распространенных заболеваний, которые, хотя и не являются смертельными, значительно ухудшают качество жизни. Предположу, что такой подход может быть обусловлен тем, что итальянцы в принципе очень ценят комфорт и благополучие, в том числе физическое. Наслаждение процессом приема пищи, как известно, — важная составляющая их жизни. Интересно, что при вдвое меньшей численности населения количество гастроэнтерологов в Италии сопоставимо с российским, что подчеркивает серьезное отношение итальянцев к этой сфере.
— Одна из миссий Alfasigma — продление активного долголетия. Какие разработки могут этому способствовать?
— Основатель нашей компании Марино Голинелли прожил 101 год, сохраняя активность и ясность ума до последних дней. Даже отойдя от оперативного управления, он приходил в офис и обсуждал с менеджерами планы развития на 30 лет вперед. Наши препараты применяются для лечения возрастозависимых заболеваний, облегчая симптомы, предотвращая развитие осложнений и замедляя прогрессирование болезней. В настоящее время ведутся исследования кардиологического препарата на предмет его способности снижать негативные последствия противоопухолевой терапии.
Мы постоянно работаем над расширением области применения своих продуктов.
— Что более востребовано в вашей компании — научный поиск или креативный подход?
— Одно не противоречит другому. Ярким примером этого является молекула рифаксимина альфа. Лекарственный препарат, содержащий рифаксимин альфа, стал мировым бестселлером с продажами, превышающими миллиард долларов. Необычные свойства были обнаружены в процессе разработки антибиотиков, когда исследователи заметили, что одна из пространственных конфигураций этой молекулы не всасывается в кишечнике. Для традиционных антибиотиков такая особенность является нежелательной, поскольку они должны всасываться, распространяться с током крови и оказывать системное антибактериальное действие. Однако научные сотрудники лаборатории задумались: а есть ли такие клинические состояния, когда это свойство молекулы может оказаться полезным? И выяснилось, что это действительно так: простейший пример — диарея. Дальнейшие исследования показали, что антибиотик, который не всасывается в кишечнике, не вызывает системных негативных побочных явлений и резистентности, — это находка для лечения многих хронических заболеваний ЖКТ, связанных с нарушением микробиоты. Если бы сотрудники компании в процессе научного поиска не проявили открытость, инновационное мышление и креативный подход, этот продукт не появился бы вообще. Разработка лекарств — это творческий процесс. Итальянцы гармонию науки и искусства осознали еще во времена Леонардо да Винчи.
— Корпоративная коллекция живописи призвана помочь сотрудникам продолжать эту связь?
— Основатель компании Марино Голинелли считал поддержку современных художников своей миссией, и эта традиция продолжается. В настоящее время коллекция пополняется, что совпадает с моим личным увлечением — многие картины в московском офисе являются моими приобретениями. Я поддерживаю фонд «Наивно? Очень» Нелли Уваровой, который дает возможность творчески одаренным людям с ментальными особенностями реализовать свой потенциал. Картины, безусловно, влияют на атмосферу в офисе. Лично для меня они становятся источником вдохновения и поддержки в поиске креативных решений в бизнесе. А дизайнеров компании работы из корпоративной коллекции вдохновляли при создании дизайна упаковки наших препаратов.
— Сейчас много говорят об искусственном интеллекте. Каковы, по вашему мнению, перспективы его использования в фармацевтике?
— В прошлом году американский фармацевтический стартап завершил первую фазу испытания полностью разработанного искусственным интеллектом препарата для лечения одного из редких заболеваний. При содействии ИИ возможно сокращение времени на разработку лекарств в несколько раз — с 7 лет до 18 месяцев. Это колоссальный прорыв, не говоря уже о снижении затрат. Я верю, что в недалеком будущем ИИ станут применять также и при подборе персонализированной терапии. Это важно, например, в онкологии, где пациент может умереть от негативных последствий лечения. Если медицинскому сообществу удастся, с одной стороны, повысить эффективность противоопухолевой терапии, а с другой, благодаря персонализированному подходу к выбору и дозированию препарата, снизить риск тяжелых побочных явлений, то искусственному интеллекту только за это можно будет сказать огромное спасибо.
— У Alfasigma есть глобальный слоган «Pharmaceuticals with passion»*. Что вы вкладываете в это понятие?
— Компания началась с любви к научному познанию и стремления помочь людям. И до сих пор ее сила заключается в страстном и увлеченном отношении к делу всех сотрудников. В отличие от крупных корпораций развитие сравнительно небольших бизнесов сильно завязано на персоналии — не только руководителей, но и каждого конкретного сотрудника, потому что многое достигается личным вложением сил и энергии. «Pharmaceuticals with passion» — это не просто слоган, который написан на логотипе. Это то, как мы живем и как работаем. Сейчас Alfasigma проходит процесс активной трансформации. Из небольшой семейной компании с умеренными темпами роста она становится значимым игроком на фармацевтическом рынке. В России, не забывая о внедрении в практику новых рецептурных препаратов, мы будем наращивать количество безрецептурных продуктов для повышения устойчивости и гибкости к различным изменениям рынка. Это немножко другая бизнес-модель. Она требует значительной перестройки организации, над чем мы сейчас активно работаем. Уверена, что мы успешно справимся с этой задачей.
— По каким критериям вы подбираете сотрудников и как мотивируете их на профессиональное развитие?
— Мы ищем не просто специалистов с определенным профессиональным опытом, а гибких и адаптивных людей, готовых учиться и развиваться для решения новых задач. Мой опыт показывает, что невозможно извне мотивировать кого-либо на добросовестный и самоотверженный труд. У людей должны быть активная жизненная позиция и внутренняя мотивация работать с полной отдачей. Задача руководителя — найти таких сотрудников и поддерживать в них этот настрой. Надеюсь, мне это удается.
*«Фармацевтика со страстью»
Alfasigma: основные факты