К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Офис как актив: как дефицит рабочих пространств формирует новый рынок

Рендеры: АО «СТОУНХЕДЖ»
Рендеры: АО «СТОУНХЕДЖ»
Объем качественных офисов в Москве остается в дефиците, несмотря на все анонсированные объекты. На более чем 60% спрос на новые проекты формируют конечные пользователи, остальные метры забирают инвесторы. Весь 2024 год они обеспечивали рекордные метражи в отчетах о сделках. Одни искали привлекательный инструмент вложений, другие шли на этот стратегический шаг для формирования современного HR-бренда на фоне ограничений на вывод капитала за границу.

Разберемся вместе с офисным девелопером STONE, на какие форматы сегодня ориентируются компании и на чем лучше остановить выбор покупателю, желающему не только сохранить средства, но и заработать.

Зайти с козырей

Дефицит современных офисных помещений в Москве и рекордные арендные ставки в лучших бизнес-центрах заставляют компании и частных инвесторов пересматривать подходы к выбору рабочих пространств и набору инвестиционных портфелей. 

Покупка собственного офиса вошла в широкий обиход и стала расчетливой инвестицией

Средние ставки на офисы в столице в последние два года выросли почти на 20%, свидетельствуют данные ведущих консалтинговых компаний. Эта динамика, как ожидается, сохранится в ближайшие 1,5–2 года. Но среднерыночные ставки могут серьезно отличаться от максимальных в топовых деловых локациях. 

Премиальный офисный квартал STONE Ходынка 1

Так, по данным Nikoliers, средняя годовая ставка на офис класса A/Prime в Москве в середине 2025 года — примерно 37 500 руб./кв. м в месяц и только в 2026-м перешагнет уровень 41 000 руб. В то же время ретейлер «Магнит», консолидировав головной офис в одной из башен STONE Towers на Белорусской, заключил договор, по оценке экспертов, по цене в 70 000–75 000 руб./кв. м.

Конечную цену формирует рынок в зависимости от многих факторов —престижности конкретного места, свежести и качества строительства. Премию к ставке аренды обеспечивают в том числе материалы и инженерные системы премиум-класса, высокий уровень управления и сервиса, а также окружение и набор арендаторов. Все вместе создает среду, которая напрямую влияет на имидж и эффективность бизнеса арендатора, объясняет директор по продажам и приобретениям департамента офисной недвижимости инвестиционно-консалтинговой компании Ricci Дмитрий Антонов.

Премиальный офисный квартал STONE Towers
Премиальный офисный квартал STONE Towers
Премиальный офисный квартал STONE Towers
Премиальный офисный квартал STONE Towers

Инструмент диверсификации

Покупка своего офиса целесообразна не для всех компаний, но большинство стремится размещаться в современных зданиях. Высокая потребность в качественных площадях и нехватка предложений создают привлекательные условия для вложений инвесторов в этот сегмент. «Инвесторы ищут инструменты с предсказуемой доходностью. Офисные блоки под управлением профессиональной УК предлагают такую возможность», — объясняет Дмитрий Антонов. Бюджеты входа во многом аналогичны вложениям в квартиры, добавляет член совета директоров, руководитель департамента по работе с офисными помещениями компании IBC Real Estate Екатерина Белова. 

В среднем, если не брать нижний и элитный сегмент, цены за 1 кв. м на офисные и жилые новостройки в Москве уже практически сравнялись на уровне 480 000–550 000 руб. А в прошлом году, пока квартиры теряли покупателей, интерес к «кабинетам» значительно возрос — общий показатель спроса на офисы блоками и зданиями целиком от застройщика вырос практически в три раза, констатируют в NF Group. Но уже к осени 2025 года стабилизировался и за первые шесть месяцев составил 632 000 кв. м, что на 7% ниже аналогичного периода прошлого года, говорит Дмитрий Антонов.

Основными причинами эксперты называют дефицит крупных площадей, высокие ставки аренды и уменьшение предложения небольших офисов с готовой отделкой. Но уже в следующем году рынок может вернуться к росту и превзойти рекорды 2024-го. 

Бизнес-центр класса А STONE Римская
Бизнес-центр класса А STONE Римская
Бизнес-центр класса А STONE Римская
Бизнес-центр класса А STONE Римская

Уровень вакантности в бизнес-центрах столицы остается рекордно низким — 3,2%, по данным Ricci на конец I полугодия 2025 г. IBC Real Estate дает чуть более высокую оценку — 4,7% за август, прогнозируя снижение до 4,3% к концу года на фоне ввода новых проектов с высоким уровнем реализованности офисных площадей. NF Group оценивает вакантность в построенных зданиях классов А и В на уровне 5,6%, отмечая, что в отдельных развитых деловых районах столицы этот показатель не превышает 1%. Дефицит и является фундаментом для роста цен как на аренду, так и на покупку.

Как и в последние несколько лет, три четверти спроса на новые офисы приходится на покупку, и только каждый четвертый метр предпочитают арендовать

Что выделяет офисного девелопера

Среди крупнейших именно офисных девелоперов (которые, впрочем, строят немало жилья) эксперты называют STONE, MR, «Пионер», Level и несколько других. С 2023 года исследовательский проект FResearch совместно с консалтинговой компанией NF Group изучает крупнейших офисных девелоперов столицы, которые возводят бизнес-центры на продажу. Два года подряд рейтинг возглавляет STONE, у которого в активной стадии строительства, по данным компании, около 850 000 кв. м. К концу года эта цифра, как обещают, должна перевалить за 1 млн кв. м. Больше половины нового офисного предложения в классе А сейчас приходится именно на проекты линейки STONE Office, их насчитывается 15 с учетом готовых и строящихся объектов. 

Вряд ли эту планку удалось бы сохранить на таком высоком уровне, если бы компания концентрировалась на какой-то одной аудитории. Гибкость подхода, понимание потребностей и готовность одинаково успешно оперировать с разными форматами определили широту палитры офисов в портфеле девелопера — от небольших «семейных» офисов до отдельно стоящих штаб-квартир. 

Самый крупный блок на сегодня — бизнес-центр STONE Ходынка 3 для монорезидента. Это 72 000 кв. м, где можно разместить 6500 сотрудников. Начинаются же площади в линейке STONE Office с 50–70 кв. м.  

Офисное здание класса Prime STONE Ходынка 3
Офисное здание класса Prime STONE Ходынка 3
Офисное здание класса Prime STONE Ходынка 3
Офисное здание класса Prime STONE Ходынка 3

На все готовое

Важным фактором для относительно молодого рынка офисов класса А на продажу (активно такое строительство начало развиваться в 2020–2021 гг.) является то, что у STONE уже есть и готовые офисы. Точнее, предложение в уже введенных в эксплуатацию бизнес-центрах от инвесторов. Так, в конце 2024 года введена вторая очередь премиального офисного квартала STONE Towers на Белорусской: бизнес-центры Tower B и Tower C. Двумя годами ранее –— офисное здание Tower A, где сегодня якорным арендатором стал «Магнит».

В течение года STONE планирует увеличить портфель готовых объектов до 300 000 кв. м. В 2025 году, как сообщал девелопер, будет сдано премиальное здание STONE Курская и бизнес-центр STONE Савеловская. В первой половине следующего запланирован ввод Tower D в составе квартала STONE Towers и премиального бизнес-центра STONE Ленинский. Таким образом, к середине 2026 года количество готовых офисных объектов достигнет пяти. Часть предложения в этих объектах, которая была приобретена инвесторами, уже доступна на рынке аренды.  

Если нужен небольшой офис

Доля небольших офисов площадью до 500 кв. м на арендном рынке, согласно данным аналитического центра STONE, составляет менее 5%. Такое предложение пользуется высоким спросом, однако весьма ограниченно. Речь идет о формате семейных офисов (Family office), который предназначен преимущественно для малых предприятий и семейных компаний, предпочитающих располагаться поблизости от дома владельцев. Дефицит предложений в аренду и высокий спрос обращает все больше внимания на покупку небольших офисов в новых строящихся проектах, включая приобретение лотов инвесторами.

«Основные покупатели — частные инвесторы, приобретающие актив для последующей сдачи в аренду, а также собственники малого бизнеса, которые хотят владеть, а не арендовать свое рабочее пространство», — говорит Дмитрий Антонов. 

Предложения таких форматов есть во всех проектах девелопера, как в сложившихся офисных кварталах — на Белорусской в STONE Towers, на Савеловской, на Ходынке или Калужской, — так и в активно развивающихся Мневниках, у метро Римская или Дмитровская. Обширная география проектов STONE — восемь столичных районов — позволяет бизнес-центрам девелопера удовлетворять реальный спрос.

Бизнес-центр класса А STONE Дмитровская
Бизнес-центр класса А STONE Дмитровская
Бизнес-центр класса А STONE Дмитровская
Бизнес-центр класса А STONE Дмитровская

Вам какой этаж

Средние блоки и этажи (500–1000 кв. м) — формат, оптимальный для средних и растущих компаний, которые ценят автономность. «Драйверами спроса сегодня являются IT-компании, фонды, креативные индустрии, а также дочерние структуры крупных корпораций», — отмечает Дмитрий Антонов. В NF Group уточняют, что стандартная площадь этажа в новых зданиях начинается от 1000 кв. м, позволяет разместить 100–120 человек и является серьезным пространством для крупной компании.

В бизнес-центре класса А на STONE Савеловская, который будет введен в эксплуатацию в конце года, доступны к покупке последние офисы, а также представлен пул этажей в аренду. Этот проект предлагает редкую для бизнеса возможность спланировать переезд компании в новый современный офис уже в следующем году. На рынке готового предложения таких лотов мало в свободном экспонировании, а если и появляются единичные объекты — они, как правило, расположены в бизнес-центрах класса В, построенных до 2008 года. Логично, что такое предложение уступает по инженерным и инфраструктурным характеристикам новому строительству. Также представительские офисные этажи на продажу представлены в STONE Мневники, STONE Ходынка, STONE Римская, STONE Калужская и STONE Дмитровская.

Бизнес-центр класса А STONE Мнёвники
Бизнес-центр класса А STONE Мнёвники
Бизнес-центр класса А STONE Мнёвники
Бизнес-центр класса А STONE Мнёвники

Где ваш штаб

Крупные блоки и штаб-квартиры (от 10 000 кв. м) — самый дефицитный продукт. «Дефицит обусловлен высокими рисками для девелопера. Реализация такого проекта, тем более под ключ, требует индивидуального проектирования, замораживания значительной площади на долгий срок и поиска узкого круга покупателей», — объясняет Дмитрий Антонов. Компетенции нужны высочайшие. 

В портфеле STONE представлены объекты, спроектированные как штаб-квартиры: кроме здания на Ходынке, о котором говорилось выше, можно назвать башню К3 в составе офисного квартала STONE Калужская — это порядка 24 000 кв. м, рассчитанных на 2500 рабочих мест. Помимо отдельных зданий, в линейке также представлены крупные блоки в строящихся объектах — это помещения около 10 000 кв. м в бизнес-центрах класса А STONE Римская, STONE Калужская, STONE Ходынка 2.

Офисный квартал класса А STONE Калужская
Офисный квартал класса А STONE Калужская
Офисный квартал класса А STONE Калужская
Офисный квартал класса А STONE Калужская

На сегодняшний день крупные объемы в линейке девелопера занимают треть предложения. По планам компании, в 2026 году предложение данного формата для покупателей составит 50% общего портфеля STONE. Такой подход позволит удовлетворить отложенный спрос, в перспективе 3–5 лет он будет только усиливаться. 

Здания под штаб-квартиры строят единицы девелоперов, это дорого и сложно для непрофильного игрока

Ключ к успеху — сервис после покупки

Гарантировать доходность инвестиций и сохранность актива при мульти-собственности может только чуткий подход к управлению. Даже многие крупные застройщики вынуждены отказываться от такого формата, считая его излишне сложным, отмечает заместитель управляющего директора Becar PM Яна Шамонаева. «Наиболее сбалансированную и предсказуемую доходность показывают объекты, где девелопер с самого начала проекта закладывает стандарты управления», — уверен Дмитрий Антонов. Такой интегрированный подход позволяет минимизировать операционные расходы и поддерживать высокий стандарт сервиса, что напрямую влияет на арендные ставки и доходность. В STONE пошли по этому пути, выстроив взаимодействие с генеральным подрядчиком строительства своих проектов на основе партнерского подхода.

По тому же принципу строится и работа с УК STONE Office. Управляющая омпания взаимодействует с девелопером, начиная со стадии проектирования, что позволяет избежать каких-либо проволочек с приемкой объекта и форс-мажоров в процессе его эксплуатации. 

Устойчивость любого девелопера обеспечивает совокупность факторов, считают эксперты. Среди них — глубокая специализация, достаточные ресурсы, грамотный выбор перспективных локаций. Иван Соколов из NF Group выделяет комплексный подход STONE: качественный продукт с продуманной архитектурой, профессионально выстроенный маркетинг и продажи (с применением лучших практик из сегмента премиального жилья в том числе), активное развитие партнерских программ, правильный выбор перспективных локаций и налаженные бизнес-процессы — от концепции до аренды или перепродажи. 

В этом помогает агентство STONE Realty, работающее на эксклюзиве по принципу «Мы не оставляем своих клиентов с метрами в бетоне, а помогаем им в реализации их объектов». Агентство не только само находит арендаторов на помещения клиентов-инвесторов, но и при необходимости поможет с поиском проверенных подрядчиков для ремонта и перепланировки. В случае, если собственник решит выйти из актива после ввода объекта в эксплуатацию, с реализацией также поможет STONE Realty.

Премиальный офисный квартал STONE Ходынка 2
Премиальный офисный квартал STONE Ходынка 2
Премиальный офисный квартал STONE Ходынка 2
Премиальный офисный квартал STONE Ходынка 2.
Для бизнеса покупка офиса — это возможность зафиксировать издержки, а для инвесторов — приобрести актив с прогнозируемым ростом цены и стабильной доходностью от аренды в условиях, когда классические инструменты становятся все более волатильными

Сам же рынок уже вошел в стадию зрелости и структурно изменился по сравнению с тем, каким был несколько лет назад. Он уже не только про метры, но и про долгосрочный сервис, управление и общую надежность девелопера. На выбор актива влияет не только цена, но и комплексные решения со стороны девелопера — своего рода «пост-продажное обслуживание». 

Реклама
АО «СТОУНХЕДЖ»

 

 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+