Минус на плюс:
как «Бизнес Машина» нашла выгодную нишу в коммерческом транспорте

Ситуация в сегменте коммерческого транспорта в России остается непростой. По данным аналитического агентства «Автостат», за первую половину 2025 года продажи новых крупнотоннажных или тяжелых грузовиков (HCV) снизились на 55,9%. Немногим лучше выглядит ситуация на рынке легкой коммерческой техники (LCV) — за тот же период падение составило 18,8%. Каким образом «Бизнес Машина» смогла найти нишу, которая позволяет ей уверенно развиваться, привлекать частные инвестиции и выполнять свои обязательства перед инвесторами?
«Мы оказались в нужном месте и были готовы к рывку вперед»
История компании «Бизнес Машина» началась в 2018 году, когда основатель и СЕО компании Евгений Клиша решил запустить собственный проект. За его плечами были годы руководства отделом продаж в одном из крупных игроков рынка, а также успешный бизнес, созданный вместе с партнером. С самого начала компания диверсифицировала бизнес: продавала грузовые автомобили, прицепы, спецтехнику, самостоятельно занималась логистикой и выступала лизинговым брокером. Это позволило хеджировать риски и благополучно преодолеть период пандемийных локдаунов (ограничения перемещения граждан).
И в тот период, и сегодня компанию «Бизнес Машина» характеризует гибкость, адаптивность, скорость в принятии решения и способность находить ниши, которые приносят прибыль здесь и сейчас, что обеспечило бизнесу стабильный рост в турбулентный для рынка перио
Поворотным моментом для компании стал уход из России почти всех крупных европейских производителей коммерческой техники после начала СВО, который, благодаря сильным сторонам компании, стал точкой роста. В то время как крупным дилерам, работавшим с «большой семеркой» европейских производителей, было трудно перестроить выстроенные за годы процессы и сократить огромные в силу масштабов затраты, небольшая «Бизнес Машина» смогла адаптироваться к переменам.
«Мы оказались в нужном месте и были готовы к рывку вперед. У нас работала опытная команда, которая была «голодна до продаж»
Когда же по мере удовлетворения спроса, роста ключевой ставки ЦБ и замедления роста экономики бум на рынке коммерческой техники сменился коррекцией, «Бизнес Машина» вновь смогла адаптироваться и найти новую нишу на волатильном рынке коммерческого транспорта.
Текущая бизнес-модель: гибкость и устойчивость
На падение рынка компания отреагировала сменой бизнес-модели. От продажи новых китайских грузовиков и турецких прицепов «Бизнес Машина» перешла к работе с подержанными автомобилями из числа конфискованных у лизингополучателей, оказавшихся неспособными вносить регулярные платежи. В разных регионах страны начали появляться целые кластеры, заставленные изъятым транспортом.
«Мы начали сдвигать свой фокус на изъятый коммерческий транспорт: в лизинге сложилась ситуация, близкая к дефолту, когда количество изымаемой техники превышает количество выдаваемой в лизинг»
Сегодня компания работает с большинством федеральных игроков: «СберЛизинг», «РЕСО лизинг», «Газпром Автолизинг», Carcade, «Альфа-Лизинг» и другими компаниями. Помимо офисов продаж в Краснодаре и Москве, у «Бизнес Машины» есть своя брокерская организация. То есть компания может как самостоятельно продать автомобиль, так и передать его новоприобретенным клиентам лизинговых фирм.
Первое место в объеме операций занимают тягачи, за ними следуют самосвалы, полуприцепы, LCV, краны и спецтехника. На последнем месте — легковые автомобили, которыми нет смысла пренебрегать, когда есть предложение и спрос. Речь не идет о банальной перепродаже конфиската. «Бизнес Машина» на собственные средства выкупает автомобиль у лизинговой компании, проводит его диагностику, приводит в порядок, фотографирует, делает полное описание и предлагает клиентам. То есть клиенты получают готовую к эксплуатации технику, которая может сразу же по выезду с площадки начинать работать, возвращая потраченные на нее средства.
В результате «Бизнес Машина» не только успешно пережила резкое падение продаж на рынке новых коммерческих авто, но и продолжила развиваться. Более того, новая стратегия защитила компанию от неожиданных и жестких решений регулятора.
Так, «Бизнес Машину» не затронули ограничения, наложенные Росстандартом на продажу новых китайских грузовиков: 30 июля был запрещен допуск на российский рынок части грузовиков под китайскими брендами. Суммарная доля этих марок на рынке за первые шесть месяцев 2025 года составила 28%, а среди китайских брендов на них приходилось более половины продаж. Подержанные же автомобили уже стояли на учете и могли свободно продаваться, что и позволило компании продолжать развивать бизнес без ограничений.
Тактика и стратегия: минимизация рисков для бизнеса и инвесторов
«Бизнес Машина» обладает высоким уровнем экспертизы в сложной нише со множеством особенностей, без знания которых нельзя добиться успеха. Сильной стороной компании является ее модель управления: все стратегические и операционные решения принимаются коллегиально, что позволяет минимизировать риск ошибки.
Рынок коммерческой техники — это низкомаржинальный, но высокооборотный бизнес, а в условиях высокой стоимости денег значение оборачиваемости многократно возрастает. По стандартам «Бизнес Машины» техника вообще не должна стоять в стоках. «Если автомобиль не продан за две недели, значит, с ним что-то не так», — говорит Евгений Клиша. В этих условиях скорость перепродажи техники, а значит, и оборачиваемости средств зависит от экспертизы специалистов компании: насколько эффективно они могут выбрать автомобиль для покупки и последующей реализации.
Несмотря на начавшееся снижение ключевой ставки ЦБ, она остается на высоком уровне, и этот фактор продолжает влиять на рынок новых коммерческих автомобилей: он продолжает стагнировать, что может делать ту нишу, в которой работает компания «Бизнес Машина», инвестиционно перспективной. Не имея возможности приобрести автомобиль в лизинг, который при текущей ставке в ряде условий становится практически невозвратным, покупатели коммерческого транспорта могут переключить свое внимание на рынок подержанной техники.
Выбирая «Бизнес Машину», покупатель получает большой выбор техники, приемлемые пробеги, предпродажное обслуживание, возможность использовать финансовые инструменты для покупки. Такой подход и позволяет компании уверенно расти. Устойчивость компании обусловлена и изменившейся структурой спроса. Если еще несколько лет назад 95% продаж приходилось на лизинг, в то время как сейчас у «Бизнес Машины» более 60% — это прямые продажи за наличные средства или по безналичному расчету. Это позволило увеличить оборачиваемость средств и, как следствие, прибыль компании, утверждает Евгений Клиша.
Вопрос привлечения средств является актуальным и для «Бизнес Машины». В условиях, когда финансирование при помощи кредитного плеча стало практически невозможно из-за высокой ключевой ставки, в компании приняли решение обратиться к частному инвестору. Так, была разработана программа взаимовыгодного партнерства, с одной стороны, позволяющая привлечь средства на приемлемых условиях, а с другой — дающая возможность инвесторам заработать в той нише, где без нужной экспертизы сложно этого добиться.
Как стать инвестором
Для начала потенциальному инвестору нужно получить консультацию от представителя компании и определиться с выбором инвестиционного продукта. «Бизнес Машина» предлагает три программы инвестирования с разным уровнем доходности. Доходность, которую рассчитали для инвесторов, может составлять 31% годовых при инвестировании на срок от трех месяцев (это минимальный срок), 32% годовых — от шести месяцев и 33% — на 12 месяцев. Минимальный объем инвестиций составляет 5 млн рублей. Прибыль выплачивается ежемесячно. С подробными условиями можно ознакомиться на сайте компании.
После выбора инвестиционного продукта необходимо заключить договор. Полученные средства «Бизнес Машина» планируют потратить на расширение парка грузовых автомобилей и спецтехники для продажи. Каждый месяц сотрудники «Бизнес Машины» будут отчитываться перед инвесторами об использовании средств, предоставлять фотоотчеты о приобретенной и проданной технике. «Мы видим и учитываем тренды, актуальные для нашей отрасли. Наша ближайшая цель — выйти на одно из первых мест по продаже коммерческого транспорта в России», — подытоживает Евгений Клиша.
Лицо, оказывающее финансовые услуги, указанное в настоящей рекламе, связанное с инвестиционной деятельностью, — ООО «Бизнес Машина», ИНН 2309168940. Ознакомиться с условиями договора, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию можно на сайте ООО «Бизнес Машина».
