Все о «Еве»: как аппараты на основе ИИ-технологий меняют эстетическую медицину

— Насколько сегодня взаимосвязаны ИИ и эстетическая медицина? В каких направлениях востребованы его возможности?
Яна Юцковская: Искусственный интеллект уже сейчас активно трансформирует эстетическую медицину, предлагая инновационные инструменты для диагностики, планирования процедур и повышения лояльности пациентов. В первую очередь это диагностика, от которой на 100% зависит наша специальность. ИИ позволяет получить максимально объективную картину — за счет алгоритмов, обученных на обширных массивах данных и анализирующих кожу с точностью, недоступной человеческому глазу. Они детально оценивают плотность кожного покрова, глубину морщин, природу пигментных нарушений, характер воспалений и даже ранние, пока не заметные признаки старения. Эта информация систематизируется и превращается в «цифровой паспорт» кожи пациента, который отражает суть проблем и позволяет в дальнейшем объективно оценивать динамику изменений.
Алексей Костенко: ИИ становится ключевым инструментом коммуникации в эстетической медицине: как между врачом и пациентом, так и в бизнес-процессах клиники. Он минимизирует человеческий фактор и снижает риски недопонимания, включая проявление так называемого потребительского терроризма, когда после ряда успешных процедур пациент может заявить, что не видит никаких изменений. Технологии не только фиксируют эти изменения, но и демонстрируют ожидаемые результаты уже до начала процедур, помогая клиенту сформировать реалистичные ожидания. Специалист в свою очередь получает прозрачный инструмент для аргументации своих назначений. Современный пациент хочет понимать, почему ему рекомендуют ту или иную программу и чем она отличается от протокола, предложенного его знакомым. И именно ИИ может быстро и объективно дать ответы на любые его вопросы с учетом персональных данных.
Проблема в том, что диагностика без ИИ зачастую бывает субъективной, а все субъективное вызывает споры. ИИ позволяет сгладить возможные погрешности.
— Как осуществляется диагностика с помощью ИИ на практике?
Яна Юцковская: Недавно в наших клиниках появилась новейшая система диагностики в области BeautyTech, работающая на основе ИИ, ее как раз поставляет наш партнер «Стеллар Мед». Этот диагностический алгоритм мы назвали «Ева», так как его применение буквально открывает новые возможности к познанию. Технология позволяет практически рассмотреть кожу изнутри: оценить с точностью до микрона размер пор, определить глубину пигментации, степень увлажненности. Это уже не просто стандартное фотодокументирование «до» и «после» или статичный 3D-анализ, который мы использовали раньше, теперь мы видим кожу как динамическую, постоянно меняющуюся систему. Пациент получает персонализированное 3D-моделирование в высоком разрешении со 100-кратным увеличением и в различных проекциях с векторами и математическими вычислениями. После курса процедур мы выполняем контрольную диагностику, сравнивая исходные и текущие параметры. Такой подход повышает мотивацию пациента именно к курсовым программам, потому что эстетическая медицина — это не одноразовый визит, это системный подход в течение всей жизни.
Алексей Костенко: ИИ принципиально меняет работу клинициста, освобождая его от рутинного сбора и первичного анализа данных, особенно там, где нужны точные показатели. Также ИИ может подобрать оптимальные для выявленных проблем процедуры и составить подробную карту протокола, включая выбор насадок или угол введения игл. Однако окончательное решение, основанное на клиническом опыте и индивидуальных особенностях пациента, всегда остается за специалистом.
«Оснащенный 15 камерами алгоритм «Ева» позволяет создавать высокодетализированные 3D-снимки лица, фиксируя малейшие нюансы в максимальном масштабе. На базе этих изображений он оценивает состояние кожи по 31 параметру, выявляя даже изменения с интервалом в пять минут до и после процедуры. То есть технология позволяет перейти от субъективной визуальной оценки к точным цифровым показателям. Процесс анализа занимает от 8 секунд, что освобождает время для более качественного общения врача и пациента. В базу данных ИИ-технологии «Ева» можно внести весь ассортимент процедур клиники, чтобы алгоритм рекомендовал только внедренные в ней виды терапии».
Интеллектуальное управление красотой
— Как используются возможности ИИ на следующих после диагностики этапах?
Яна Юцковская: ИИ — это не только диагностика, но еще и интеллектуальное управление непосредственно в процессе проведения процедур, когда встроенный в аппарат ИИ-алгоритм анализирует и контролирует персонализированные настройки в режиме реального времени. Выглядит это так: сначала мы проводим диагностику тканей, а затем по ее результатам буквально «договариваемся» с машиной о режиме работы. Специалист настраивает аппарат под конкретного пациента, вносит его данные, а система рекомендует на их основе наиболее точные и эффективные параметры для процедуры.
Яркий пример — процедура микроигольчатого RF-лифтинга Sense Kiss , которая появилась в наших клиниках в 2024 году и стала одной из самых востребованных. Аппарат со смарт-интерфейсом помогает подобрать нужный режим воздействия в зависимости от возраста и состояния тканей.
— Как сегодня меняются тренды в области BeautyTech?
Яна Юцковская: Эстетическая косметология движется в сторону контролируемых, щадящих и при этом высокоэффективных процедур, позволяющих обойтись без пластической хирургии. Этому тренду способствует развитие аппаратной косметологии — она демонстрирует впечатляющий прогресс. Те же RF-аппараты использовались в моей практике еще в 2000-х, но разница между результатами, которые мы получали 15–20 лет назад и сейчас, колоссальная.
Например, процедура безоперационной блефаропластики Sense Kiss позволяет проработать веки вплоть до ресничного края за 10–20 минут. На аппаратах предыдущего поколения нельзя было затрагивать подвижное веко, а сама процедура длилась 30–40 минут и была очень травматичной и болезненной. То есть сейчас мы можем говорить о сопоставимом с хирургическим вмешательством результате при минимальном восстановительном периоде. Эти прорывы стали возможны благодаря тесному сотрудничеству с разработчиками. Когда такие специалисты, как Алексей Костенко, слышат запросы практикующих клиницистов и создают технологии под конкретные задачи, рождаются по-настоящему результативные решения.
В клиниках профессора Юцковской процедура Sense Kiss появилась в апреле 2024 года и сразу же стала занимать 70,77% доли всех аналогичных процедур.
Алексей Костенко: Как разработчик Sense Kiss, хочу отметить, что RF-рынок обладает огромным потенциалом. В 2024 году RF-лифтинг вышел на первое место среди всех аппаратных процедур в РФ (исследование компании «Право на здоровье»), показав наибольшую динамику роста. По мнению экспертов, этот тренд связан с растущей осознанностью пациентов, отказом от агрессивных вмешательств и спросом на персонализированный подход. Всего в исследуемый период россияне сделали 16,6 млн аппаратных процедур, что на 63% больше, чем годом ранее. При этом инъекционных вмешательств было проведено в два раза меньше — 8,7 млн, а сам сегмент вырос только на 34%.
«Сегодня ИИ позволяет наглядно продемонстрировать клиенту динамику его будущего старения и методы решения».
— Можно ли считать ИИ-технологии ответом на популярный сейчас запрос на «тактичные» вмешательства, максимально сохраняющие живость и природную красоту лица?
Яна Юцковская: Так и есть. Тренд, получивший название «биомиметика», предполагает сохранение естественной мимики и стремление к красоте без кардинального «перекроя» лица. Параллельно растет и осведомленность потребителей: пациенты все чаще изучают возможные риски инвазивных методик и осознанно выбирают менее травматичные аппаратные процедуры. В наших клиниках стало больше пациентов, которые не хотят делать инъекции. Эту тенденцию наглядно подтверждают экономические показатели наших клиник: по итогам 2024 года доля аппаратных услуг в валовой выручке выросла с 32% до 41% в Москве и с 23% до 31% во Владивостоке.
Технологии и живое участие
— Насколько готовы к процедурам с применением ИИ пациенты?
Яна Юцковская: В целом готовы. Современные пациенты хорошо образованы в сфере эстетической медицины — вплоть до понимания физических принципов работы аппаратов. Они активно вовлечены в процесс и ориентируются на биомиметику, когда сохраняется естественная мимика, не искажаются черты лица и сокращается период реабилитации. Принцип работы ИИ полностью соответствует этому тренду, максимально адаптируя процедуры под индивидуальные требования.
Алексей Костенко: Возможность с помощью ИИ наглядно увидеть будущий результат — уже мощный стимул для пациента. Все изображения сохраняются в телефоне, что позволяет постоянно отслеживать динамику изменений. Кроме того, с помощью ИИ мы можем смоделировать процесс старения в целом и сразу предложить персонализированные решения, которые помогут отсрочить возрастные изменения.
«Наши пациенты не просто пассивные слушатели, они вступают в дискуссию, задавая осмысленные вопросы о параметрах процедур. Такой партисипативный подход, предполагающий тесное взаимодействие врача и пациента, сейчас один из ключевых трендов медицинской косметологии. Он требует от специалистов постоянного профессионального роста, включая углубленное изучение ИИ-методик».
— Яна, ваши клиники расположены в разных городах. Везде ли с одинаковым доверием относятся к процедурам с использованием ИИ?
Яна Юцковская: ИИ-технологии применяются как в Москве, так и во Владивостоке: они в принципе должны стать стандартом в любой клинике эстетической медицины. Базовый набор услуг один и тот же независимо от локации, но из-за региональных особенностей реализация может отличаться. В Москве востребованы диагностика и сокращенные протоколы с быстрой реабилитацией — это связано с запросом на максимально быстрый выраженный результат и нежеланием часто посещать клиники. Во Владивостоке, напротив, клиенты охотно приезжают на процедуры два-три раза в месяц: здесь выше роль личного контакта, клиника становится местом общения, а не просто оказания услуг. Разница в менталитете влияет и на выбор процедур: там, где у пациентов больше времени и готовности к восстановлению, более востребованы травматичные инвазивные методики, и наоборот. Однако уровень оснащения и качество аппаратуры остаются одинаково высокими независимо от локации.
— Стоит ли в ближайшем будущем ждать новых открытий в области ИИ-технологий?
Алексей Костенко: В сфере аппаратных методик уже произошел настоящий переворот. Раньше и врачи, и производители заявляли, что чудес не бывает: чтобы получить результат, нужно пройти и через боль, и через длительную реабилитацию. Но сегодня мы видим, что процедуры становятся практически безболезненными и без сложной недельной реабилитации, а их результаты превосходят те, что достигались ценой дискомфорта и долгого восстановления.
Если же заглядывать в будущее, то уже сейчас ведутся разработки в области молекулярной физики и молекулярных машин, в перспективе это откроет еще более тонкие и точные возможности управления процессами старения.
— Вопрос, которым сегодня задаются специалисты всех областей, куда активно интегрируется ИИ: способен ли он со временем заменить человека?
Яна Юцковская: Я считаю, нет. Врач — это не только знания, но и энергия. К нему приходят за доверием, поддержкой. Пациент хочет не только сделать процедуру, но и быть услышанным, обменяться эмоциями. ИИ, такой как «Ева», — безусловно, мощный помощник, но не более того. Все протоколы по-прежнему составляет и контролирует врач, машина не может учесть все нюансы. ИИ никогда не заменит человека, потому что эмпатию и живое взаимодействие никто не отменял.
Sense Kiss — от англ. Sense (чувство) и Kiss (поцелуй).
BeautyTech — «Технологии красоты», термин, означающий использование технологий в индустрии красоты, включая разработку и производство продуктов и услуг (англ.).
Подробности о процедурах можно получить по адресу: «Клиника профессора Юцковской»: Москва, пр-т Мира, 102, строение 26. Тел.: +7 (495) 181-70-70. И на сайте клиники.
