К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Forbes Sport

Вдвоем за медалью: чем и ради чего рискуют беременные спортсменки, выходя на старт

Беременная Алисия Монтано бежит в первом раунде женского забега на 800 метров во второй день чемпионата USATF в 2014 году. (Фото Ezra Shaw / Getty Image)
Беременная Алисия Монтано бежит в первом раунде женского забега на 800 метров во второй день чемпионата USATF в 2014 году. (Фото Ezra Shaw / Getty Image)
Йога для беременных, аквааэробика, плавание — фитнес-индустрия предлагает множество вариантов физической нагрузки, которая полезна будущим мамам, ведь современные женщины давно уяснили, что беременность -- не болезнь. Но вышедшая на старт профессиональная легкоатлетка на внушительном сроке может вызвать удивление, недоумение и даже осуждение. Что может заставить спортсменку продолжать выступать и чем она рискует? Forbes.Спорт выяснил, как сочетаются друг с другом беременность и профессиональный спорт

Любая профессиональная спортсменка однажды может встать перед выбором — отказаться от главных соревнований в жизни и уйти в декрет или же выйти на старт вопреки всему. Впрочем, кто-то и так вопрос не ставит — они просто выходят с животом на дорожку (площадку, трассу) и даже иногда выигрывают медали.

На официальном сайте Международного олимпийского комитета можно встретить видеоподборку беременных спортсменок, бравших медали Игр. В ролике их 12 из самых разных видов спорта, в том числе таких, казалось бы, не сочетающихся с беременностью скелетона, хоккея и шорт-трека. Большинство на ранних — незаметных — сроках, но есть и другие примеры.

Кристи Мур помогла сборной Канады по керлингу завоевать серебряную медаль в Ванкувере-2010 на пятом месяце.

 

Немка Корнелия Пфоль дважды выступала на Играх беременной: в Сиднее в 2000-м она завоевала бронзу на первых неделях, а в Афины-2004 уже поехала на седьмом месяце и до медалей не добралась.

Еще 25 имен (включая некоторые из перечисленных в видеоролике) называет сайт Olympedia.org, и там можно увидеть шведку Магду Юлин, которая становилась олимпийской чемпионкой по фигурному катанию в далеком 1920 году, находясь в конце первого триместра.

 

Но чемпионок, призерок и просто участниц Олимпиад, чемпионатов мира и других крупных соревнований гораздо больше. В списке, например, нет гимнастки Ларисы Латыниной, за два месяца до чемпионата мира 1958 года в Москве узнавшей, что ждет ребенка. В итоге она завоевала пять золотых наград на том турнире.

Нет там и Марины Логвиненко, ставшей бронзовым призером Сеула-88.

Американская бегунья Алисия Монтаньо участвовала в чемпионате США в беге на дистанции 800 метров (своей коронной — до этого она шесть раз именно на ней выигрывала национальное первенство) на 34 неделе.

 

А сколько таких, кто до медалей не добрался, и поэтому их история осталась неизвестной.

Насколько безопасно продолжать тренироваться и выступать, если ты в положении?

Продолжать соревноваться опасно: вердикт специалистов

В 2004 году баскетболистка команды Луисвиллского университета первого дивизиона NCAA (Национальной ассоциации студенческого спорта) Конни Нил продолжала активно тренироваться и играть, пока прямо во время матча не потеряла сознание. В больнице у нее начались преждевременные роды. К счастью, ребенок родился здоровым и состоянию матери тоже ничего не угрожало.

Сейчас в NCAA существует политика в отношении беременных студенток-спортсменок, и каждой предлагают осознать риски и дают рекомендации по нагрузкам, если она все-таки принимает решение продолжать тренироваться и выступать.

В 2015 году Международный олимпийский комитет заказал группе из 16 экспертов исследование, которое могло бы кратко описать самые распространенные состояния при беременности, мешающие напряженным тренировкам и соревнованиям, а также дать рекомендации по нагрузкам. Исследование возглавлял профессор Кари Бе из Норвежской школы спортивных наук, а состояло оно исключительно из изучения и систематизации медицинской литературы на эту тему.

 

По словам профессора Бе, исследования, которыми они располагали, показывают, что беременные спортсменки часто сами снижают интенсивность и частоту тренировок. Но есть небольшая группа тех, кто выкладывается на все 100% до последнего, и им стоит посоветовать быть осторожными.

Информацией о более серьезных работах по этому вопросу специалисты не располагают. «Исследования не делались, потому что, во-первых, нет большого количества беременных спортсменок, за которыми можно было бы наблюдать. А во-вторых, это не настолько интересно, потому что беременность является противопоказанием к профессиональному спорту. Даже если собрать двадцать таких женщин, доказать этим ничего нельзя. Все равно нормальная женщина не будет заниматься профессиональным спортом во время беременности», — высказал мнение в разговоре с Forbes.Спорт руководитель Центра физической реабилитации при Лечебно-реабилитационном центре Минздрава, кандидат медицинских наук Владимир Преображенский, очень много работающий с профессиональными спортсменками.

Подтверждает эти слова и акушер-гинеколог Центра спортивной медицины ФМБА России, кандидат медицинских наук Мира Базовая: «Делать такие исследования просто этически неправильно. Беременность сопряжена с множеством рисков, она непредсказуема. В любой момент может начаться токсикоз, появиться угроза выкидыша или отслойка плаценты. Поэтому ни мы, ни кто-либо другой не можем рисковать беременной женщиной».

Оба специалиста согласны, что продолжать выступать, а значит, не снижать нагрузки, нельзя. «Движение во время беременности, правильно подобранные упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, верхнего плечевого пояса, ног, для функциональной подготовки женщины к беременности и родам — это все обязательно! Но это все не запредельные нагрузки, — объясняет Преображенский. — В профессиональном спорте нагрузки значительно выше уровнем. А это опасно, бесспорно опасно. Любая такая нагрузка может привести к прерыванию беременности. Если мы видим женщину, которая выходит на старт с большим животом, возникают вопросы к тем, кто ее туда допустил, поскольку каждый спортсмен должен получить допуск к соревнованиям».

 

Тем не менее, что-то заставляет некоторых женщин оставаться действующим атлетом еще какое-то время.

Лариса Семеновна Латынина во время вольных упражнений по произвольной программе на XVIII личном первенство СССР по спортивной гимнастике. (Фото Сергея Преображенского·ТАСС)

Незапланированная беременность и Олимпиада: прервать или рисковать

Самая очевидная причина — важные соревнования, незадолго до которых случилась незапланированная беременность. Именно так произошло с Ларисой Латыниной. «Я специально изучала ее пример, потому что мне было интересно, как врачу, — рассказывает Мира Базовая. — У нее не было выхода — заменить было совершенно некем, а ребенок был очень желанным. Она, конечно, рисковала. К счастью, все закончилось хорошо».

С другой стороны, непредсказуемость беременности делает непредсказуемым и результат. Олимпийская чемпионка в пулевой стрельбе Марина Логвиненко вспоминала свои дебютные Игры как страшный сон. Она ехала туда одним из фаворитов — к тому моменту была девятикратной чемпионкой мира. Но через пару дней после приезда в Сеул начался «дичайший токсикоз, была беспрерывная почти рвота». За две недели Марина похудела на 13 килограммов и в итоге смогла стать только бронзовым призером. Олимпийское золото у нее будет через четыре года в Барселоне.

«Сомневаюсь, что с уже заметной беременностью можно добиться какого-то результата. Если говорить об игровых видах спорта, то любое столкновение может привести к опасности. Если говорить о сложнокоординационных видах (все виды гимнастики, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание — Forbes.Спорт) , то у женщин во время беременности меняется центр тяжести, и как следствие — нарушается координация», — объясняет Владимир Преображенский.

 

Некоторые в таких случаях решаются на аборт. Олимпийская чемпионка Пекина-2022 в танцах на льду Габриэла Пападакис в документальном фильме Le Couple de Feu призналась, что ей пришлось это сделать перед чемпионатом мира: «Когда я забеременела, я винила себя. Я спортсменка, поэтому не имею права беременеть».

Широко известна история биатлонистки Анфисы Резцовой, которая не раз рассказывала в интервью, как ей пришлось прервать беременность в 1987 году.

Впрочем, по словам Базовой, незапланированная беременность у спортсменок происходит нечасто. Да и главная задача гинекологов Центра спортивной медицины ФМБА — это как раз помочь спортсменке спланировать беременность так, чтобы уложиться в четыре года между Олимпиадами.

«Спорт — это вся их жизнь, но и мамами они тоже хотят быть. Поэтому если желание есть, мы им помогаем свести к минимуму все факторы риска», — рассказывает Мира Базовая.

 

Саму беременность в Центре спортивной медицины ФМБА не ведут в силу специфики профиля организации. Как только наступает беременность, спортсменку направляют в женскую консультацию. А уже после родов ждут обратно, чтобы помочь с восстановлением. По словам гинеколога, сроки восстановления спортсменок не слишком отличаются от сроков у обычных женщин: «Шейка матки приходит в норму через четыре недели и у спортсменки, и не у спортсменки. Если матка в среднем сокращается шесть недель, она и будет так сокращаться у любой женщины. Все связки, которые размягчились во время родов, приходят полностью в норму не раньше, чем через два месяца, а у некоторых и позже - до шести месяцев. А от восстановления всех этих органов и зависят сроки восстановления и увеличение физических нагрузок».

К полноценным тренировкам в постепенном ритме в идеале можно приступать через полгода, когда закончится активный период лактации. Правда, история знает и другие примеры. Знаменитая норвежская бегунья на длинные дистанции Ингрид Кристиансен через четыре дня после рождения сына приступила к тренировкам, а через месяц уже выступала на соревнованиях.

 Интересное, но безвыходное положение: все дело в деньгах

Кого-то скрывать беременность и не прощаться со спортом заставляют финансовые обстоятельства. Скандал, разгоревшийся после заявлений известных американских легкоатлеток Кары Гуше и Эллисон Феликс даже заставил Nike пересмотреть политику контрактных отношений со спортсменками.

Долгое время компания Nike могла просто сократить выплаты по спонсорскому контракту, если атлет не соответствует определенному уровню — не показывает результаты, не стоит достаточно высоко в рейтинге, не участвует в достаточном количестве соревнований и так далее. Не было никаких исключений для беременных и только что родивших спортсменок.

 

В The New York Times так описывалась история Кары Гуше. Она уже была беременна, когда узнала, что Nike перестает ей платить, пока она снова не начнет участвовать в соревнованиях. Кара бегала во время беременности, заявилась на полумарафон через три месяца после рождения сына и на Бостонский марафон — через семь. При этом врач велел ей сделать выбор: или тренироваться, или кормить грудью. И на то, и на другое сил организма не хватало. Ей пришлось убегать на тренировки, когда ее сын заболел. И она до сих пор страдает от хронической травмы бедра и считает, что это из-за участия в марафоне — ей не хватило времени полностью восстановиться после родов.

Уже упоминавшаяся в начале Алисия Монтаньо участвовала в чемпионате США-2014 на восьмом месяце, как утверждается в публикации, потому что боролась за свою зарплату от Nike.

Эллисон Феликс к моменту рождения ребенка уже была шестикратной олимпийской чемпионкой и 11-кратной чемпионкой мира, а также самой продающей спортсменкой Nike. В своей колонке для The New York Times она рассказала, что как раз вела переговоры о продлении контракта, когда забеременела, поэтому ее спонсорские выплаты сократили на 70%. «Я попросила их по контракту гарантировать, что меня не накажут, если я не буду показывать лучшие результаты в месяцы, предшествовавшие родам. Я хотела установить новый стандарт. Если я, одна из самых продающих спортсменок, не смогу обеспечить такую защиту, то кто может? Они отказались», — написала она.

В итоге после этих громких публикаций Nike изменила свою политику и гарантировала оплату труда беременных спортсменок, обещав впредь не сокращать бонусы в течение 18-месячного периода — восемь месяцев до родов спортсменки и 10 месяцев после.

 
Беременная Алисия Монтано финиширует в беге на 800 м среди женщин в первый день чемпионата США по легкой атлетике на открытом воздухе в 2017 году. (Фото Patrick Smith·Getty Images)

 МОК против будущей мамы: дело дошло до суда 

Случается, что спортсменкам даже приходится обращаться в Спортивный арбитражный суд (CAS) в связи с беременностью. Канадка Мэнди Будлжод собиралась на олимпийский боксерский турнир в Токио-2020, но квалификационные соревнования в Буэнос-Айресе, где она должна была отобраться, отменили из-за пандемии. В итоге МОК (а именно они занимались квалификацией на Олимпиаду из-за отстранения Международной федерации бокса) распределил квоты исходя из рейтинга, составленного по результатам предыдущих отборочных соревнований. Мэнди в них участия не принимала из-за беременности и родов. В итоге путевка на Игры ей не досталась.

 Она обратилась в МОК за дополнительной квотой, поскольку не отказывалась от участия в квалификации, а готовилась выступить в Буэнос-Айресе после рождения ребенка, но ей было отказали. Тогда подала иск в CAS, и панель арбитров встала на ее сторону. МОК объявил, что удовлетворит ее заявку.

Природный допинг: давно забытая теория

Еще одна причина, по которой теоретически  можно было увидеть беременную спортсменку на старте — популярная в прошлом идея, будто гормональные изменения на разных стадиях беременности помогают показывать результаты выше, чем были до этого. Другими словами, что беременность — это природный допинг.

«Были статьи зарубежных авторов на эту тему, но, с моей точки зрения, никакими данными не подтвержденные. Что-то вроде: гражданка Уильямс на сроке 10-12 недель пробежала быстрее, чем бегала до этого. Но это же некорректно! Ни научной базы, ни большого количества наблюдений», — объясняет Владимир Преображенский.

 

«Много попадалось информации о том, как во времена СССР беременели и прерывали беременность перед стартами, чтобы показывать результаты. Возможно, такое когда-то и было, но в моей практике я не встречала, —  делится мнением Мира Базовая. — Улучшение результатов на фоне беременности теоретически возможно, потому что тут же начинает вырабатываться гормон ХГЧ. По-другому — гормон роста, необходимый для того, чтобы плод рос. Этот гормон стимулирует многие процессы, которые позволяют организму окрепнуть, лучше себя чувствовать в первый триместр. Но использовать эффекты гормона надо не ради спортивных результатов, а чтобы беременность нормально протекала».

В Journal of Intercollegiate Sport в 2009 году доктор Элизабет Соренсен из университета Огайо опубликовала статью под названием «Развенчание мифа о беременности как допинге». Никаких научных данных она не приводила, однако проанализировала публикации на интересующую тему. В статье говорится, что самое раннее заявление о беременности как о разновидности допинга приписывается доктору Ристо Эрккола, финскому врачу: «Он, как сообщается, в 1988 году заявил: Теперь, когда тестирование на допинг стало рутиной, беременность стала излюбленным способом получить преимущество над конкурентами (цитируется по Hamilton, 2006; Maxwell, 2002)», — пишет Соренсен.

В 1988 году в Оттаве по приглашению канадского правительства состоялась Всемирная постоянная конференция по борьбе с допингом в спорте, и как сообщает The Guardian, в повестку также был включен вопрос о беременности и ее связи с улучшением результатов. Но в итоге Всемирное антидопинговое агентство (WADA) проверяет уровень ХГЧ только у мужчин.

Одним из доказательств того, что в эту теорию действительно кто-то верил, является интервью Марины Логвиненко и ее супруга Владимира «Спорт-Экспрессу» в 1996 году, в котором они рассказывали, в том числе, и о поездке в Сеул-88. «Тогда потребовались 150-процентные гарантии ее победы на Играх. Короче, нас долго обхаживал врач команды, Марину и меня, уговаривал: Домбранчева (девичья фамилия спортсменки — Forbes.Спорт), мол, должна прибыть в Сеул... на ранней стадии беременности — в этом случае при уровне ее технической готовности на олимпийском стрельбище рядом с ней и близко никого не будет», — рассказывал Владимир. Чем закончилась для Логвиненко Олимпиада в Сеуле, мы уже рассказывали.

 

Нынешние специалисты говорят, что современную спортсменку уговорить на подобное и уже, тем более, заставить невозможно. 

«В давние советские времена было на моей памяти пару раз, что беременные спортсменки принимали участие в соревнованиях, потому что надо было выступить за коллектив. Но я действительно наблюдал такое всего пару раз, — рассказывает Преображенский. — Сейчас у спортсменов изменилось отношение к себе. Уже нельзя сказать, что раз потратили деньги, давай иди и рискуй своей жизнью. Сейчас даже с минимальной травмой они отказываются стартовать, говорят, что ноги у них золотые. Или руки. И это логично и правильно. И женщины так говорят. Конечно, на нее могут давить. Я же не говорю, что нет дураков-тренеров, которые так делают. Но нормальная женщина не будет продолжать профессионально тренироваться. Довольно быстро она начинает думать о своем ребенке. Она уже страхуется. Наблюдал много раз и во многих видах спорта, как женщины, узнав о беременности, перестают тренироваться в полную силу — им страшно за ребенка. И это нормально. Это материнский инстинкт. У человека должен быть разумный страх».

«Одна из основных задач врачей акушеров-гинекологов Центра спортивной медицины ФМБА — сохранение репродуктивного здоровья женщины. В современных условиях мы заинтересованы как раз в том, чтобы наши спортсменки не попадали на крупные соревнования во время беременности. Потому что это не только физические нагрузки запредельные, но и психологические», — продолжает Мира Базовая.

По мнению врачей, всю жизнь работающих с профессиональными спортсменами, даже самая активная и тренированная будущая мама в этот период должна вести определенный образ жизни и больше отдыхать.

 

«Я бы вообще женщин еще раньше отпускал в декрет и платил бы им больше — государство на этом бы точно не разорилось. Ребенок должен родиться здоровым. Это продолжение нашего рода, основа основ», — резюмирует Владимир Преображенский.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+