К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Forbes Sport

«Формула-1» в городе грехов: какой будет первая за 40 лет гонка Гран-при Лас-Вегаса

Фото Formula 1 via Getty Images
Фото Formula 1 via Getty Images
«Формула-1» продолжает свои попытки экспансии на американский рынок. Главная ставка этого года — дебютный Гран-при Лас-Вегаса, который состоится на залитых неоном городских улицах

Гонщики преодолеют 50 кругов на трассе длиной 6,1 км с 17 поворотами близ новой арены Sphere. После двух коротких витков и крутого поворота налево можно выехать прямиком к Лас-Вегас-Стрип на скорости до 340 км/ч, пронестись мимо отелей-казино The Venetian, Caesars Palace и проехаться между всемирно известным фонтаном при отеле-казино Bellagio и копией Эйфелевой башни возле Paris Las Vegas.

«В этом году гонка «Формулы-1» в Лас-Вегасе станет самым масштабным спортивным мероприятием на планете. Гонка будет ― закачаешься! ― уверен Кристиан Хорнер, руководитель команды Red Bull Racing. ― Я никогда еще не видел такого интереса к Гран-при».

С подобным уровнем ажиотажа билеты на трибуны трехдневного состязания продаются по цене как минимум $1500 за штуку ― вдвое дороже, чем на гонки «Формулы-1» в техасском Остине в прошлом месяце, ― и ценник только растет. Регистрация в свежепостроенном Paddock Club, огромном клубе вдоль гоночной трассы в здании, где обслуживаются болиды, стоила $15 000 за человека и закончилась восемь месяцев тому назад. Что же касается комплексных предложений с отельными номерами, билетами на заезды и питанием, то за «Императорский пакет» в Caesars Palace, к примеру, нужно заплатить $5 млн: в цену включены пять ночей на вилле Nobu Sky площадью 950 кв. м с террасой на 430 кв. м, которая нависает в 40 м над главной улицей и куда на просмотр гонок можно позвать 75 гостей. В качестве бонуса полагаются 12 билетов в Paddock Club, приватный ужин на 12 персон от шеф-повара Нобу Мацухисы, отмеченного звездой Michelin, автомобиль Rolls-Royce и личный водитель на время пребывания.

 
Пилоты проедут 50 кругов на трассе длиной 3,8 мили, которая проходит вокруг знаковых достопримечательностей Лас-Вегаса (Фото Las Vegas Grand Prix)

На Лас-Вегас-Стрип для вечеринок подходит, кажется, абсолютно каждая локация, ведь все заведения здесь недавно отреставрированы, а благодаря диджеям, акробатам, музыкантам и всевозможным увеселительным мероприятиям праздничная атмосфера царит на каждом шагу. Церемония открытия состоится в среду: запланирована целая череда звездных выступлений таких исполнителей, как Кит Урбан, will.i.am, Андра Дэй, Стив Аоки и группа Джареда Лето Thirty Seconds to Mars. Помимо непосредственно гонок, на трассе доступны и другие премиальные возможности наблюдения за ходом чемпионата. Сюда можно отнести расположенный на Стрип Club SI журнала Sports Illustrated, с которым по билету на трехдневное мероприятие за $7500 можно посещать вечеринки, где в качестве ведущих будут звезды вроде Дэвида Бекхэма и Шакила О'Нила.

Чтобы переобустроить в Club SI ресторан Margaritaville в отеле-казино Flamingo, издание потратило $1 млн, и деньги в спонсорские сделки и подобные проекты вливает также множество других брендов. Тем временем Организационно-туристическое управление Лас-Вегаса (LVCVA) выделило на неделю Гран-при приблизительно $6,5 млн в целях обеспечения безопасности, хотя эти расходы будут финансироваться за счет взимаемого с приезжих гостиничного сбора.

 

С размахом тратятся даже отдельные команды. Глава клуба «Мерседес» Тото Вольфф говорит, что его организация вложила без малого $15 млн в локацию почти на тысячу гостей ― «самый крупный проект, которым мы занимались», вдвое дороже следующего по дороговизне места дислокации команды на Гран-при Майами.

Но это смешные деньги по сравнению с $400 млн, которые владеющая «Формулой-1» компания Liberty Media из Энглвуда рассчитывает выложить за организацию мероприятия в целом, причем ценник все еще стремится вверх. В текущем месяце на телеконференции с акционерами фирма заявила, что в 2023 году капитальные расходы на подготовку трассы и обслуживающих терминалов в Лас-Вегасе составили $280 млн.

«Они выкупили 16 га земли примерно за четверть миллиарда долларов, ― утверждает Стив Хилл, генеральный директор Организационно-туристического управления Лас-Вегаса, давая собственные ориентировочные цифры и отмечая, что с внутренней финансовой отчетностью «Формулы-1» он не знаком. ― Они возводят постоянное здание для тренировок площадью 27 800 кв. м, которое, по-видимому, стоит $10 800 за кв. м. Потом они потратят более $100 млн на саму трассу. Получается $650 млн еще до найма всех сотрудников и других статей расходов».

 

Генеральный директор Liberty Media Грег Маффей в ходе созвона с акционерами признал, что «Вегас оказывается более грандиозным зрелищем и более важным, чем мы предполагали изначально», но еще подчеркнул, что «мы по-прежнему очень оптимистично смотрим на значимость «Формулы-1» в Лас-Вегасе, а также на потенциал данных гонок к прибыльности» в ближайшие годы. В интервью для Sports Business Journal в 2022 году один управленец серии сказал и того больше: «Это будет дом для «Формулы-1» в США».

С учетом истории гонок в Америке, положительные стороны в связке «Формулы-1» и Лас-Вегаса разглядеть совсем нетрудно. И хотя частью первого сезона серии в 1950 году считался турнир Indy 500, с тех пор данный вид спорта в США несколько десятилетий буксовал. Среди мест проведения гонок прошлых лет значатся Себринг во Флориде и Уоткинс-Глен в Нью-Йорке, а с 2008 года по 2011-й этапы чемпионата на американской земле не проводились вообще. В 1981-м и 1982 годах Лас-Вегас принимал Гран-при на парковке отеля Caesars Palace ― сегодня те заезды вспоминают как полный провал с самой, пожалуй, неудачной трассой в истории «Формулы-1». 

«Мне посчастливилось заниматься теми гонками, так что я застал и темные времена, ― вспоминает директор команды Williams Racing Джеймс Ваулз, особенно отмечая злополучный турнир 2005 года в Индианаполисе. ― Мы были этакой белой вороной, состязанием для избранных, и все будто бы радовались, но до IndyCar и NASCAR нам было далеко».

В Америку «Формула-1» вернулась в 2012-м ― это было в Остине. После нескольких лет медленного роста данный вид спорта начал набирать обороты с премьерой документального сериала «Формула 1. Драйв выживания» от Netflix, который снискал особую популярность среди заветной молодой аудитории состоятельных белых воротничков. В США средняя численность зрителей прямых трансляций с гонками «Формулы-1» заметно растет: в прошлом году показатель впервые перевалил за 1 млн человек на ESPN, а еще сюда устремились новые бренды, например на Гран-при Лас-Вегаса будет представлен мобильный оператор T-Mobile, спонсирующий подобные состязания впервые. Компания Liberty Media купила серию в 2017 году за $4,6 млрд и в погоне за коммерческим ростом со всех сил жмет на газ и пополняет свой календарь новыми турнирами, причем Соединенные Штаты сейчас являются единственной страной, где проводится целых три гонки. Помимо всего прочего, для поддержания высокого уровня конкуренции между часто побеждающими командами и остальными коллективами в 2021-м была установлена верхняя граница расходов клуба.

Любители гонок в их традиционном понимании мириться с некоторыми изменениями не захотели. К примеру, когда в 2018 году Маффей из Liberty Media сказал, что «Формула-1» прежде всего «продает шик и тусовки», Вольфф из «Мерседеса» возразил, заявив, что серия ― «не канал для шопинга». Однако спорить с результатами довольно сложно. Рыночная капитализация «Формулы-1» сегодня превышает $15 млрд, а 10 команд, согласно оценкам американского Forbes, стоят в среднем по $1,9 млрд каждая, то есть в сравнении с $500 млн в 2019-м дороже на 276%. «Феррари» ($3,9 млрд) и «Мерседес» ($3,8 млрд) сейчас находятся в числе самых дорогих мировых клубов среди всех видов спорта. В настоящее время Вольфф рассказывает Forbes, что «в Соединенных Штатах интерес к «Формуле-1» и ажиотаж вокруг нее неслыханные, и в последние несколько лет популярность выросла до уровня, который раньше мне казался невозможным».

 

Еще сильнее этот рост может подстегнуть выход в американский мейнстрим, ведь именно в США работают крупнейшие мировые компании и живет множество прибыльных клиентов с кучей денег в своем распоряжении. В идеале на право распространения медиа можно было бы заключить контракт, который превзойдет трехлетнее соглашение, подписанное «Формулой-1» в 2022 году с Disney, родительской компанией ESPN, приблизительно на $85 млн в год. «По сути это тоже самое, что идти и заключать сделки с каждой европейской страной» в плане совокупной стоимости, отмечает Рики По, основатель и управляющий партнер агентства 1440Sports, сотрудничающего с командами «Формулы-1» в области спонсорских соглашений. Для сравнения, контракты на трансляции матчей НФЛ в ближайшие 10 лет будут ежегодно приносить организаторам в среднем более $12 млрд.

Между тем Лас-Вегас и сам является легендарным брендом, который постоянно создает себя заново. Город давно притягивает любителей азартных игр, развлечений и всевозможных конференций, и в 2022-м местные власти зафиксировали рекордный экономический эффект в виде дохода от гостей на сумму $79,3 млрд. Тем не менее Хилл из Организационно-туристического управления Лас-Вегаса считает, что уже не первый десяток лет конкурентное преимущество города находится под угрозой. «35 лет назад, когда я сюда только переехал, делать ставки на спортивные матчи можно было только у нас и в Атлантик-Сити, ― объясняет руководитель структуры. ― Теперь же можно поехать за 60 км из любого места Америки и найти букмекерскую контору. Если сильно хочется, можно сделать это даже с телефона».

Пилот Mercedes Льюис Хэмилтон на вечеринке в честь открытия Гран-при Лас-Вегаса в ноябре прошлого года (Фото Formula 1 via Getty Images)

Помимо традиционно проводящихся в Лас-Вегасе турниров по боксу и смешанным единоборствам, спортивным направлением мирового класса город грехов стал из-за одного крутого поворота. Так, в 2017-м, благодаря «Вегас Голден Найтс», в пустыне стали играть в профессиональный хоккей. Три года спустя свой клуб «Окленд Рэйдерс» сюда перевез миллиардер Марк Дэвис и выложил более половины из необходимых $1,9 млрд на сооружение стадиона «Элиджент». «Это полностью изменило лицо Лас-Вегаса, ― подчеркивает Хилл. ― До этого никакого места для проведения мероприятий просто не было ― ни для американского футбола, ни для концертов Тейлор Свифт и BTS, ни для международных чемпионатов по футболу, ни для чего, где требуется стадион на 65 000 посадочных мест».

«Элиджент» едва успел открыть свои двери, а Лас-Вегас уже вовсю щеголял новейшим слоганом «Величайшая арена на земле» и стал официальным местом проведения целой череды престижных спортивных мероприятий, включая драфт НФЛ 2022 года, Супербоул в 2024-м и баскетбольный «Финал четырех» Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA) в 2028-м. В апреле, накануне запланированного переезда в Неваду, 20 га земли под новый стадион в Лас-Вегасе приобрела команда Главной лиги бейсбола (MLB) «Окленд Атлетикс».

 

Как любая другая ставка, инвестиции «Формулы-1» в Лас-Вегас сопряжены с определенными рисками. Для начала, клубы не знают, как именно пройдет соревнование, ведь в холодную погоду, которая ожидается на субботнем Гран-при, шины автомобилей никто особо не испытывал. Ваулз, глава команды Williams Racing, говорит, что гонки после полуночи для «Формулы-1» ― это что-то беспрецедентное, и добавляет, что, хоть в Сингапуре улицы перекрывают на несколько дней до и после главного мероприятия, в Лас-Вегасе дорожное движение ограничат всего за несколько часов до начала гонок. «Мы будем вежливо просить людей не заезжать на трассу, пока сами рассекаем там на скорости под 300 км/ч», ― полушутя, рассуждает Ваулз.

Гран-при также провоцирует ощутимое недовольство среди местных жителей. Заведения, оказавшиеся вдоль пути следования болидов, крайне возмутились, когда организаторы захотели брать с них по $1500 за человека, чтобы не загораживать обзор трассы. Газета The New York Post сообщает, что впоследствии сбор понизили до $50 000 на заведение. Из-за дорожных работ на протяжении нескольких месяцев осложнено движение по улицам и испорчен вид популярных городских достопримечательностей. Например, чтобы соорудить трибуны перед фонтаном Bellagio, рядом с казино-отелем вырубили деревья.

Сейчас контракт Лас-Вегаса с «Формулой-1» заключен лишь на три года, поэтому есть реальная возможность того, что в 2026 году данные гонки уже не состоятся. Но пока обе стороны в дальнейшем сотрудничестве определенно заинтересованы. Власти округа Кларк уже выдали разрешение на проведение гонок на Стрип вплоть до 2032 года, очевидно, приняв во внимание прогнозы о том, что Гран-при обеспечит местной экономике $1,2 млрд, ― вдвое больше, чем ожидается от 58-го Супербоула в феврале.

Хилл из Организационно-туристического управления Лас-Вегаса поясняет, что все эти оценки основываются сразу на нескольких факторах, включая число продаваемых билетов (около 100 000 на Гран-при Лас-Вегаса по сравнению с 65 000 на Супербоул) и среднюю длительность проживания в гостинице (три-четыре ночи по сравнению с двумя). Особенно гендиректора организации воодушевляет подобранный для мероприятия временной промежуток на обычно мертвых выходных в преддверии Дня благодарения. «Каждую пару лет это предпоследняя по прибыльности неделя года, а теперь станет первая», ― предвкушает он.

 

Многие ожидают, что, даже с учетом предстоящих турниров в Остине и Майами, Лас-Вегас станет для «Формулы-1» флагманским звеном всей серии в Америке.

«В каждом втором городе, где проводятся гонки «Формулы-1», есть собственный оператор, владеющий трассой, продающий билеты и отвечающий за организацию соревнований, ― заявляет Хилл. ― Здесь же всем этим занимаются Liberty Media и сама «Формула-1», и такое бывает только у нас. Они видят возможности в нашем городе, а мы видим возможности в них».

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+