К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

$118 млн за матч: почему ESPN готов сделать колледж-футбол самым дорогим в истории

Студенческий футбол: East-West Shrine Bowl 2024 г. (Фото Zuma / TASS)
Студенческий футбол: East-West Shrine Bowl 2024 г. (Фото Zuma / TASS)
В ближайшее время ESPN и организаторы плей-офф в студенческом футболе (CFP) должны утвердить историческую сделку. Медиакомпания будет платить каждый год $1,3 млрд за 11 матчей по колледж-футболу, в результате чего каждая игра окажется самой дорогой в мире и в истории. Forbes Sport рассказывает, почему телеканал готов так сильно переплачивать

В последние годы студенческий футбол кардинально изменился

Студенческий американский футбол уже несколько лет меняется, реагируя на проблемы и потрясения. Развалилась старейшая конференция страны PAC-12 — всего конференций десять, а национальный плей-офф в колледж-футболе расширился с 4 до 12 команд.

Все эти изменения свидетельствуют об увеличении влияния медиакорпораций на спорт. Две ведущие конференции (BIG 10 и SEC) «принадлежат» конкурирующим компаниям. Первая — FOX, CBS и NBC, вторая — ESPN. Их финансовое превосходство над остальными настолько внушительно, что это не может не вызвать недовольство остальных и потребность в реформах.

Например, университет «Флорида Стэйт» — один из самых популярных в штате и на юге страны — подал в суд на свою конференцию (ACC). Колледж хочет ее покинуть и перейти в BIG 10 или SEC, но сейчас это сделать практически невозможно: необходимо будет заплатить отступные свыше $400 млн. Но в колледже уверены, что руководство лиги нарушает регламент.

 

Сами американские болельщики отметили, что все сейчас движется к созданию двух-трех суперконференций. А на фоне разрешения спортсменам зарабатывать на медийных правах колледж-футбол превратится в «НФЛ для юниоров», где всем будет плевать на исторические соперничества или географию.

Пока что все десять конференций связывает только плей-офф, расширить который до 12 команд тоже не получилось без потрясений. Часть конференций собиралась в альянсы для бойкота изменений, другая часть делала то же самое, но уже ратуя за реформы. Эта история, в которой были угрозы пойти в суд, длилась около четырех лет. 

 

Но в феврале 2024 года наконец была принята система, по которой студенческому плей-офф предстоит жить два года. Параллельно в ближайшее время должна быть подписана историческая ТВ-сделка.

Сейчас ESPN платит CFP чуть более $600 млн в год

В предыдущие годы ТВ-права на трансляции плей-офф принадлежали ESPN (материнская компания — Disney). Также канал показывал большинство студенческих боулов (матчи после окончания регулярного сезона), в том числе и новогоднюю шестерку. Для ESPN все эти игры — золотая жила.

Полуфиналы плей-офф стабильно собирали более 15 млн зрителей, а финалы — более 20 млн зрителей. Так, последний полуфинал между университетами Мичигана и Алабамы посмотрело 25 млн человек. Но самое важное, что эти показатели были достигнуты кабельным ESPN, а не с «помощью» федерального ABC, который также принадлежит Disney.

 

Можно сказать, что студенческий футбол кормит ESPN. Взамен бродкастер платит $608 млн ежегодно за права на плей-офф и четыре новогодних боула. Каждая конференция из Power 5 (ведущие лиги колледж-футбола) получила по этому соглашению по $79,4 млн, а оставшиеся пять — суммарно $102,8 млн. Плюс за попадание в плей-офф или в постсезонные боулы лиги получали дополнительно по $4-6 млн.

Вот только вся эта система не нравится болельщикам. Все дело в монополии, ведь все решающие игры принадлежат ESPN и команды в плей-офф попадали не по спортивному принципу — их выбирал специальный комитет, и лишь со следующего сезона ситуация должна немного измениться. Так что разговоры о теории заговора — канал, дескать, специально выбирает участников ради повышения своих рейтингов — никогда не утихали. А особенно в этом сезоне, когда ради «Алабамы», частого участника плей-офф, комитет опрокинул непобедимого в своей конференции «Флориду Стэйт».

С расширением плей-офф большинство хотело избавиться от монополии ESPN. Ведь чем больше медиакомпаний показывают плей-офф, тем меньше влияния у какой-то одной конференции. Однако не срослось: ESPN и CFP в ближайшее время утвердят новую сделку, которая точно войдет в историю.

С 2026-го один матч плей-офф будет стоить рекордные $118 млн

Как сообщает The Athletic, ESPN и CFP договорились о продлении контракта на улучшенных для колледжей условиях. Они начнут действовать с сезона-2026/2027 и рассчитаны на шесть лет. Суммарно холдинг заплатит $7,8 млрд — в год это $1,3 млрд.

Чтобы понять, насколько это внушительная сумма, можно просто посчитать стоимость одного матча. Плей-офф в колледж-футболе будет состоять всего из 11 матчей: четыре матча первого раунда, четыре четвертьфинала, два полуфинала и финал. В среднем каждая игра будет стоить для ESPN $118 млн. Это с огромнейшим отрывом наибольший показатель в мире и в истории. Даже одна игра НФЛ в среднем стоит бродкастерам $40-45 млн.

 

21 февраля стало известно, каким образом будут отобраны 12 участников. Туда попадут:

  • чемпионы ведущих четырех конференций;
  • сильнейший, по мнению комиссии, чемпион из оставшихся конференций;
  • 7 оставшихся команд, которые также отберет комиссия.

Очевидно, что все матчи не могут стоить по $118 млн. Даже решающие игры столько не стоят — их не получится отбить на рекламе из-за кабельной специфики ESPN. Единственная вероятность хоть как-то окупить затраты — показ матчей на ABC. Однако кажется, что холдинг переплатил по иной причине.

The Athletic утверждает, что в контракте между ESPN и CFP есть отдельный пункт о сублицензии. Холдинг на свое усмотрение может перепродать право на показ трансляции сторонним ресурсам. Это игра на опережение: если FOX не хочет, чтобы его главные активы («Огайо Стэйт» или «Мичиган») каким-то образом показывались конкурентом, то придется заплатить.

Что будет дальше?

В 2026-м ничего не закончится. Вместе с такими большими деньгами у ведущих конференций увеличится и аппетит. Например, во время последних обсуждений были предложения выдать BIG 10 и SEC сразу по четыре квоты в плей-офф (8 из 12) либо расширить турнир до 14 команд.

 

Вероятнее всего, самые богатые конференции в 2026-м или в 2032-м, когда закончится новый контракт между ESPN и CFB, просто отделятся от остальных, создав свои лиги. А в будущем уже лучшие колледжи этих двух конференций захотят создать свою Суперлигу.

Для европейского или российского зрителя вся эта история — пример того, что никакие истории и традиции не станут преградой для богатейших колледжей, клубов и организаций ради глобальных реформ. Особенно если за ними всеми стоят миллиардные медиахолдинги.

Возможно, что в будущем такое брожение затронет и европейский футбол. Сейчас кажется, что проект Суперлиги, в которой пока остались только «Реал» и «Барселона», находится в замороженном состоянии, несмотря на решение суда, который «разрешил» ее создавать. Например, в Англии или Германии клубы и болельщики активно выступают против этой идеи. Вот только еще 10 лет назад в США никто не мог поверить, что второй по популярности спорт в стране — колледж-футбол — так быстро изменится до неузнаваемости.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+