Рекордные деньги в женском футболе: сколько заработали 15 самых доходных клубов

По мере роста популярности женского футбола его финансы становятся все более горячей темой для обсуждения. Женщины долгое время находились в тени мужчин в этом виде спорта, но в последние годы они все активнее добиваютсятех же условий, что и мужчины. До полного равноправия еще далеко, но тенденция к росту по всем показателям — посещаемости, контрактам, зарплатам и доходам — у женского футбола налицо.
Аналитическая компания Deloitte Football Money League ежегодно составляет рейтинг клубов с самым высоким доходом в мировом футболе, но впервые проанализировала прибыль женских команд лишь в 2023 году. В третьем выпуске, вышедшем в середине января 2025-го, аналитики пришли к выводу, что ведущие женские команды преодолели важный рубеж в своей истории, заработав более €100 млн. Совокупный доход 15 самых прибыльных женских клубов в сезоне-2023/24 составил €116,6 млн — это на 35% больше, чем было годом ранее.
Тим Бридж, ведущий партнер Deloitte Sports Business Group, сказал: «Рост доходов на 35% в сезоне-2023/24 является впечатляющим отражением роста женского футбола на некоторых ведущих рынках. Инвесторы и руководители теперь смотрят не только на доходы, но и уделяют больше внимания устойчивости и росту клубов».
Важно уточнить, что Deloitte в этом году впервые учитывал доходы женской команды от коммерческих соглашений, заключенных в интересах всего клуба (во многих лигах женские команды и одноименные мужские живут за счет общих средств), но по-прежнему не получил данные о доходах от футбольных лиги США, Австралии, Швеции и других крупных чемпионатов. В рейтинге учитывались только несколько стран: Англия, Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Норвегия, Япония и Бразилия.
Рейтинг в третий раз возглавила испанская «Барселона». Действующий победитель Лиги чемпионов заработал €17,9 млн, что на 26% больше, чем в сезоне-2022/23. В глаза бросается значительная разница в доходах тех, кто входит в первую пятерку, и тех, кто находится в нижней части списка. Прибыль пяти женских клубов, занимающих с 11-го по 15-е место (€15,7 млн), меньше общего дохода «Барселоны».
Самый большой рост в прибыли продемонстрировал «Арсенал», расположившийся на втором месте с той же суммой, что и у «Барселоны», — лондонский клуб увеличил на 64% и 48% соответственно доходы от продажи билетов на стадионе и торговли там же. Тройку лучших замкнул «Челси» с доходом в €13,4 млн.
Среди 15 самых прибыльных женских клубов сразу восемь представляют высшую лигу Англии — Женскую Суперлигу (WSL). В сезоне-2024/25 английские команды, по подсчетам Deloitte, заработают еще больше от нового контракта с Barclays, стоимость которого, как сообщается, удвоилась и составляет 15 миллионов фунтов стерлингов в год (€17,7 млн). Благодаря поддержке британской транснациональной универсальной банковской компании, сделка с которой считается «крупнейшей в истории женского футбола», даже менее успешные команды WSL зарабатывают больше, чем топовые команды других европейских чемпионатов.
В сезоне-2023/24 совокупная посещаемость матчей WSL и Чемпионшипа (второго по значимости дивизиона Англии) впервые превысила один миллион человек. Этому способствовало то, что с того сезона мужские клубы все чаще разрешали своим женским командам играть на основных стадионах. Например, «Арсенал» провел шесть матчей Женской Суперлиги на стадионе «Эмирейтс», трижды побив рекорд посещаемости WSL за сезон.
В целом, Женская суперлига Англии увеличила посещаемость на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого год. Женская французская высшая лига D1 также показала рост на 38% в годовом исчислении. В испанской Лиге F (11%) и женской Бундеслиге Германии (6%) рост был менее значительным.
Увеличение посещаемости, по мнению Deloitte, привело к росту интереса со стороны коммерческих и вещательных партнеров. За исключением Лиги F (высший дивизион женского футбола в Испании), титульный спонсор в настоящее время есть у всех лиг из «большой пятерки». Многолетними соглашениями о правах на трансляцию на несколько миллионов евро могут похвастаться все они, кроме женской Серии А (главный чемпионат у женщин в Италии). Лидирует по количеству сделок о трансляциях с ежегодной стоимостью в €8,7 млн и €7 млн соответственно Женская Суперлига и Лига F.
Доходы от соглашений с коммерческими партнерами составили 66% от общего дохода 15 клубов, в то время как прибыль от трансляций и матчей составили по 17%. По мнению Deloitte, росту доходов также способствовала Лига чемпионов среди женщин. Все семь не английских клубов, входящих в топ-15, участвовали в групповом этапе этого турнира.
В 2025-м женский футбол ждут новые форматы и турниры. УЕФА в конце прошлого года объявил, что в Европе стартует новое клубное соревнование второго уровня — Кубок Европы среди женщин. В УЕФА считают, что введение турнира даст больше возможностей командам встретиться с соперниками из других стран, что станет дополнительным стимулом для инвестиций на национальном уровне.
Ждет в 2025 году футболисток и рекордный призовой фонд чемпионата Европы, который пройдет 2-27 июля в Швейцарии. Сборные-участники Евро разделят призовой фонд в размере €41 млн, что на 156% превышает общий призовой фонд последнего женского Евро в 2022 году, но все еще почти на €300 млн меньше призового фонда мужского чемпионата Европы, состоявшегося прошлым летом.
«Женские футбольные клубы продолжают развиваться и создавать новые возможности для привлечения болельщиков, изучая собственные методы работы. Будь то новые коммерческие сделки, инновационные впечатления от матчей на главных стадионах клубов или новые клубные структуры, рост женских клубов свидетельствует о целенаправленных инвестициях владельцев, коммерческих партнеров и заинтересованных сторон в управлении.
Очевидно, что женская игра быстро развивается по всем показателям, включая и помимо доходов. В то время как женские клубы традиционно сравнивали с мужскими или ожидали, что они будут похожи на них по структуре и бизнесу, мы наблюдаем фундаментальный сдвиг в понимании возможностей, которые возникают благодаря ключевым различиям. Благодаря этому индустрия получает возможность определять будущее игры для своих игроков и болельщиков, а также увеличивать доходы и улучшать сам спорт», — считает руководитель отдела знаний и аналитики Deloitte Дженнифер Хаскел.
