Уборщик, который выиграл титул: история самого невероятного чемпиона Australian Open

Полвека назад игроки игнорировали Australian Open из-за дороговизны путешествия
Australian Open — мощнейшая теннисная организация, которая ежегодно принимает более 1 млн болельщиков и генерирует доход, превышающий полмиллиарда долларов. Это позволяет руководству турнира «Большого шлема» регулярно увеличивать призовые для игроков, которые в 2025 году составили рекордные $60 млн. К текущему розыгрышу АО существенно увеличил количество спонсоров с 27 до 36 брендов, среди которых такие компании с мировым именем, как шинный гигант Pirelli, автопроизводитель Kia и дом моды Louis Vuitton.
«Потрясающе иметь такое беспрецедентное количество партнерских отношений с топовыми брендами. Думаю, стоимость логотипа «Мельбурн» на корте составляет уже $1 млрд, — сияет генеральный директор АО Крэйг Тайли. — Еще одним драйверов нашего роста является туризм. Почти половина посетителей Australian Open — люди из других штатов и стран».
Чемпионы нового сезона австралийского мейджора в мужском и женском одиночном разрядах заработают по $2,1 млн. Вознаграждение за участие в первом круге тоже весьма достойное — 132 000 австралийских долларов ($82 000). Несколько десятилетий назад теннисисты и мечтать не могли о таких космических призовых. К примеру, премия победителя розыгрыша 1976 года Марка Эдмондсона составила очень скромные для сегодняшнего уровня оплаты на топовых турнирах $7 500.
Во времена Марка эта сумма считалась довольно приличной — особенно если учесть, что он даже не собирался принимать участие в том розыгрыше. 22-летний австралиец занимал 212-ю строчку в мировом рейтинге и уже подумывал завязать с теннисом из-за отсутствия достойных результатов и возможности прокормить себя с помощью любимого дела. Кроме того, на прогрессе Эдмондсона сказалась утрата отца, умершего от рака головного мозга за два года до его дебюта на «Шлеме».
Теннисист почти не тренировался и перебивался случайными заработками. «Моя сестра в то время работала медсестрой, и рассказала, что ее больница подыскивает уборщиков и мойщиков окон. Выбирать особо не приходилось, поэтому уже через пару дней я драил полы и полировал окна. Рассчитывал подкопить денег и попробовать заявиться на Australian Open в 1977 году. Но где-то спустя неделю мне позвонили из Tennis Australia и предложили принять участие в турнире», — признался The New York Times теннисист.
Эдмондсону повезло из-за привычного на то время отказа ряда европейских игроков приезжать в Мельбурн. Сегодня организаторы АО оплачивают участникам не только перелет, но и проживание, а в 1970-е спортсменам приходилось добираться в Австралию за свой счет. Лететь из Европы и других континентов было дорого, поэтому большинство теннисистов плыли на корабле, такое путешествие могло занять пару недель и сильно выматывало.
После победы в полуфинале Эдмондсон отправился домой на трамвае
Марк проживал в Госфорде, который находится в 1 000 км от Мельбурна, поэтому попросил организаторов оплатить дорогу. Ему выделили деньги на автобус, до кортов АО Эдмондсон добирался больше суток, после чего еще день отсыпался. Средств на снятие жилья и питание тоже не было, но на время турнира его приютил учившийся в одном из университетов Мельбурна друг детства. С деньгами на питание помогла сестра, и все же Марку приходилось экономить: ел он два раза в день в забегаловках, а до расположенного в часе ходьбы стадиона добирался пешком.
На АО Эдмондсон играл расслабленно и наслаждался каждой минутой на корте, о трофее он даже не мечтал, рассчитывая в лучшем случае пройти пару кругов на «Шлеме» и получить бесценный опыт. Возможно, так бы и случилось, но на руку парню из третьей сотни рейтинга сыграли сразу несколько обстоятельств.
Марк не выделялся ничем особенным в розыгрышах, зато обладал сумасшедшей подачей, которая здорово работала на быстрых травяных (тогда турнир проводился на траве) кортах Мельбурна. Второй фактор — ужасная в том году погода. Часто шел дождь и гулял ветер, что сильно осложняло игру более мастеровитым игрокам. Эдмондсон ставил перед собой задачу держать свою подачу и действовать максимально агрессивно на приеме. Также на руку обладателю wild card сыграла его неизвестность в широких теннисных кругах — соперники не представляли себе возможностей дебютанта.
«Мне повезло с жеребьевкой, — признался австралиец CNN. — Кроме того, я прекрасно знал возможности соперников, а для них был полной загадкой. Все мои матчи проходили не на центральном корте, что снизило на меня давление. У более мастеровитых соперников уходило много времени, чтобы подстроиться под мой стиль игры, я же прекрасно знал их плюсы и минусы».
Эдмондсон играл фантастически и, выбил по ходу турнира четырех игроков из топ-50, включая двух финалистов предыдущих розыгрышей АО — Фила Дента и Дика Крили. В полуфинале за путевку в решающий матч Марк сражался с восьмикратным победителем турниров «Большого шлема» Кеном Розуоллом, которому на тот момент исполнился уже 41 год, но легенда держала уровень, занимая второе место в мировом рейтинге.
Вера в себя помогла Эдмондсону, к тому же Кен так и не смог приспособиться к сильной и вариативной подаче годящегося ему в сыновья соперника — Марк победил в четырех партиях. В тот вечер он впервые отправился домой не пешком, а на трамвае вместе с другими болельщиками. Представить подобное сегодня невозможно.
В финале Марк победил зятя Джорджа Буша-младшего, а затем позировал с ведром и шваброй
В финале главной сенсации турнира противостояла суперзвезда мирового тенниса того времени, семикратный победитель «Шлемов» Джон Ньюкомб. Газеты смаковали эту битву, напоминая, что когда Эдмондсон мыл окна в больнице, Ньюкомб пил виски в обществе своего приятеля и шурина (Джон был женат на младшей сестре будущего президента США Джорджа Буша-младшего), и угодил в скандал: Ньюкомб и Буш напились, отправились кататься на автомобиле и были арестованы полицейскими, писала The Sydney Morning Herald.
Титулованный Джон начал поединок очень уверенно и взял первую партию на тай-брейке. Он диктовал свои условия в игре, и тут Марку снова повезло. Небо затянуло тучами, поднялся сильный ветер (достигал 70 км/ч) с кратковременным дождем. Покрытие стало скользким, после чего фаворит перестал справляться с подачей Эдмондсона. Кроме того, Ньюкомб испытывал проблемы с подбросом на своей подаче, сильно нервничал, кричал, и в итоге проиграл встречу – 7:6, 3:6, 6:7, 1:6.
После своей невероятной победы Эдмондсон несколько минут сидел, накрыв голову полотенцем — позже он рассказывал, что он думал об умершем отце и невероятном стечении обстоятельств, приведших его к главной победе в жизни. Опустошенный Марк настолько обалдел от происходящего, что после вручения ему трофея выронил его из рук.
«Я мало что соображал в тот момент, поэтому даже согласился позировать вместе с кубком, шваброй и ведром — их принес один из фотографов, — веселился Марк, который стал последним победителем АО из Австралии. — Для них я все равно оставался уборщиком, который выиграл титул».
Эта победа позволила Эдмондсону подняться на 56-е место в мировом рейтинге, но больше мейджоры в одиночном разряде ему не покорялись. Марк сосредоточился на парном разряде, четырежды выиграв Australian Open (1980, 1981, 1983, 1984) и «Ролан Гаррос» (1985). В 2007 году Марка ввели в Зал славы австралийского тенниса, его бюст установлен в «Мельбурн-парке».
«Подобное никогда больше не повторится, — убежден журналист и телекомментатор Бад Коллинз. — Сегодня разница между топами и остальными игроками слишком велика. Теперь это совершенно другой вид спорта».