Идеальный актив: почему политика Трампа не угрожает росту стоимости спортивных клубов

Когда в день открытия сезона 2020 года на поле выходили «Бостон Ред Сокс», болельщиков не было ни на трибунах, ни у киосков с закусками, ни в фирменной сувенирной лавке. В июле на улицах вокруг стадиона «Фенуэй Парк» обычно не протолкнуться, но в этот раз место больше напоминало город-призрак.
Тогда для Главной лиги бейсбола (MLB) ― и множества других спортивных лиг по всему миру, ― это было обычным делом: из-за пандемии COVID-19 пустели стадионы, отменялись игры, а показатели прибыли команд становились все хуже и хуже. Клуб «Бостон Ред Сокс» в 2019 году заработал $519 млн, но потом выручка рухнула почти на 71% — до $152 млн, причем, согласно оценкам Forbes, средний показатель по лиге снизился с $346 млн до $122 млн.
Тем не менее, стоимости франшиз этот спад не коснулся. С 2020 по 2021 год команды MLB подорожали в среднем на 3% приблизительно до $1,9 млрд и через год ― еще на 9% до $2,1 млрд. У «Бостон Ред Сокс» дела обстояли и того лучше: оценочная стоимость клуба подскочила на 5%, затем на 13% и в 2022-м достигла $3,9 млрд. Сейчас франшиза стоит приблизительно $4,8 млрд, то есть находится на третьей строчке среди всех бейсбольных коллективов.
«Если взглянуть на 2008-й или COVID в 2020-м, приходилось затягивать пояса и мириться с тем, что в краткосрочной перспективе нужно терпеть лишения в плане финансов, ― рассказывает миллиардер Том Вернер, председатель совета директоров в холдинге Fenway Sports Group, которому принадлежат бейсбольный клуб «Бостон Ред Сокс», хоккейный «Питтсбург Пингвинз» и клуб футбольной английской Премьер-лиги «Ливерпуль». ― Но так уж в сфере инвестиций устроено, ведь так? Во время COVID по финансам просели все, и нужно было просто набраться терпения и пережидать».
Скоро это терпение снова очень пригодится, поскольку инвесторам всех мастей светит еще один год неопределенности в условиях жесткой тарифной политики президента Дональда Трампа. С начала 2025-го индекс S&P 500 снизился на 4% и вплоть до недавнего времени торговался на 15% дешевле, пока Трамп не поставил большую часть пошлин на паузу. Экономисты JPMorgan полагают, что вероятность наступления в Соединенных Штатах рецессии в текущем году составляет 60%, а в Goldman Sachs коэффициент такой возможности поместили на отметку 45%.
Но опять-таки, легче подавляющего большинства трудности переживут Вернер и другие владельцы спортивных франшиз. На протяжении десятков лет стоимость команд в четырех крупнейших лигах Северной Америки остается стабильной или даже немного растет во время обширного экономического спада.
Пусть на основной работе в качестве телепродюсера Вернеру, может быть, и придется разбираться с пошлинами на импорт (на прошлой неделе Трамп пригрозил взяться за фильмы зарубежного производства), расхожий в индустрии постулат о том, что спортивные франшизы «устойчивы к рецессии», бизнесмен отрицает. С одной стороны, по крайней мере во время пандемии COVID-19, хозяевам клубов приходилось покрывать растущие в геометрической прогрессии операционные убытки. К примеру, у «Бостон Ред Сокс» показатель прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации в 2020-м провалился в минус на $70 млн, хотя за год до этого баланс был положительным на уровне $89 млн.
Как бы там ни было, параллельно с этим начиная с 1998-го, когда Forbes начал отслеживать стоимость спортивных клубов, данный показатель в четырех основных лигах вырос в среднем на 2000% — вдвое больше, чем за тот же период выросли котировки индекса S&P 500. Несмотря на трудности в экономике из-за терактов 11 сентября 2001 года, в период с 2000-го по 2002-й команды подорожали на 20%. Затем франшизы прибавили в цене 7% в 2007–2008 годах и держались на одном уровне в 2009-м, не пострадав от волатильности на фоне кризиса субстандартного ипотечного кредитования.
При этом одними лишь расчетами Forbes тенденция не ограничивается. Специальный индекс Ross-Arctos Sports Franchise, запущенный частным инвестиционным фондом Arctos и Бизнес-школой Росса при Мичиганском университете и отражающий увеличение стоимости спортивных клубов, содержит в себе ежеквартальные данные с декабря 1960 года по июнь 2024-го. Если считать по всем 255 позициям, за всю свою историю индекс снижался 39 раз, из которых с 1976-го ― лишь 16.
И за последние 48 лет индекс падал в смежных кварталах всего трижды, ― не более чем на три квартала подряд. Кроме того, совокупный годовой рост стоимости команд с 1960-го Arctos высчитал на уровне 13%, а это куда лучше, чем 7% по S&P 500 за аналогичный период.
Лиги и франшизы в состоянии оградить себя от обширного спада на рынке во многом благодаря долгосрочным контрактам на распространение медиа, спонсорские сделки и продажу премиальных билетов на матчи ― все это позволяет обеспечить значительную долю выручки на несколько лет вперед. Например, по оценкам Forbes, команды НБА в сезоне 2023–24 года заработали на VIP-ложах и других премиальных посадочных местах в среднем $45 млн, или почти 12% от общего дохода. Еще больший кусок пирога ― права на общенациональные трансляции: в том сезоне на них пришлось 35% поступлений НБА ($132 млн на команду) и целых 60% в 2024-м у НФЛ ($381 млн), причем сделки на национальные телетрансляции футбольных матчей заключены вплоть до 2033 года.
Все выше и выше
По данным индекса Ross-Arctos Sports Franchise, отслеживающему рост стоимости клубов, за последние 65 лет в четырех крупнейших лигах Северной Америки квартальные спады наблюдались всего 39 раз (и никогда такие спады не продолжались больше трех кварталов подряд)
Помимо прочего, франшизам на руку и ряд факторов, с финансами напрямую не связанных, например, то, что в четырех крупнейших лигах только 124 клуба. Стоит лишь собраться толпе миллиардеров, предлагающих один больше другого, как верх начинают брать эмоции. «В долгосрочной перспективе ограниченность предложения и связанного с ним веселья всегда будет провоцировать удорожание бизнеса», ― отмечает в электронном письме миноритарный владелец «Даллас Маверикс» Марк Кьюбан.
Но иногда случаются осечки. В 2010 году команду, известную сегодня как «Нью-Орлеан Пеликанс» (ранее ― «Нью-Орлеан Хорнетс»), за $318 млн выкупила НБА. К тому моменту у Джорджа Шинна, владевшего клубом с самых первых матчей в Шарлотте в 1988-м, начались проблемы с деньгами и из-за финансового кризиса найти подходящего покупателя он не мог. «На величину стоимости всегда влияет налоговая политика, процентная ставка и ситуация на рынке, ― уточняет Кьюбан. ― Если богатые люди и [частный капитал] уже не столь богаты, никто ничего не купит».
Как бы там ни было, даже в той сделке по далеко не лучшим условиям, Шинн заработал почти в десять раз больше изначальных инвестиций, равных $32,5 млн. Между тем, сегодня франшиза принадлежит Гейл Бенсон и с тех пор подорожала еще в десять раз: по расчетам Forbes, в настоящее время команда стоит порядка $3,05 млрд.
Единственный аспект, в котором обстановка на рынке может навредить финансовым показателям клубов ― это бизнес в дни матчей типа выручки с билетов, лицензий на продажу еды и напитков и реализации сувенирной продукции. Пусть экономика Соединенных Штатов и не выглядит настолько удручающе, как во время спадов в 2008, 2020 или 2022 годах, американцы начинают потуже затягивать пояса. В первом квартале совокупные персональные расходы повысились на 1,8% (это самый медленный рост за последние пару лет), а валовой внутренний продукт сократился на 0,3% (первый квартальный спад за три года). Количество заявок на пособие по безработице стремится вверх, отчасти из-за того, что бюджет урезает возглавляемый Илоном Маском департамент эффективности правительства. Индекс уверенности потребителей от исследовательской организации Conference Board, который измеряет восприятие условий для ведения бизнеса, возможностей трудоустройства и будущего дохода на ближайшие шесть месяцев, находится на самом низком уровне с 2011 года.
Если же взглянуть на историю, никакие мрачные прогнозы не мешают семьям какие-то сбережения по-прежнему тратить на то, чтобы ездить на игры любимой спортивной команды. «Когда наступают плохие времена, в экономическом либо каком-то ином отношении, нужно на что-нибудь отвлечься, ― объясняет президент консалтинговой фирмы Sportscorp Марк Гэнис, работающий с владельцами множества франшиз. ― Людям хочется развеяться, а у нас в стране это в основном берет на себя спорт».
Или, как говорит Вернер, «конечно, нужно что-то держать в активе, но, мне кажется, люди все равно будут ездить на домашние игры команд и, разумеется, смотреть матчи по телевизору».
Фанатская база Вернера уже проявляла невероятную поддержку в похожих условиях в прошлом: с 2003 по 2013 годы, даже несмотря на вспыхнувший финансовый кризис, билеты на игры «Бостон Ред Сокс» на домашней арене (всего 820 матчей) распродавались подчистую. Также председатель совета правления Fenway Sports Group без долгих раздумий приводит более свежий пример ― апрельское выступление клуба в День Патриота.
«Одно дело, если в ваш город раз в пару лет приезжает Тейлор Свифт и можно продать 100 000 билетов, ― рассуждает миллиардер. ― «Ред Сокс» замечательны тем, что за месяц провели в Бостоне 16 матчей, эта игра начиналась в 11 часов утра и в «Фенуэй Парк» собралось 35 000 зрителей. Это лучше всего остального доказывает то, насколько велико влияние данной спортивной команды в Новой Англии».